Конспект НОД "Жостовский поднос"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Цель: изготовить подносы по мотивам жостовской росписи.
Задачи:
1. Обучающая: учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов; учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку).
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла;
3.Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zhostovskiy_podnos.docx | 57.82 КБ |
lepka_zhostovskiy_podnos.pptx | 896.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД " Жостовский поднос".
Цель: изготовить подносы по мотивам жостовской росписи.
Задачи:
1. Обучающая: учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов; учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку).
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла;
3.Развивающая: развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству, научить детей заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Создание условий для организации и проведения НОД: шаблоны подносов из картона разной формы, стеки, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов, пластилин разного цвета, картинки цветов.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству. Знакомство с жостовской росписью, стихи о Жостове.
Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовского подноса, рассматривание подносов.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.
Словарная работа: композиция, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, мастера, подносы.
Оформлена выставка жостовских подносов.
Ход образовательной деятельности.
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель: С добрым утром, с новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!(дети собираются на ковре)
-Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?
- Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв? (достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).
- Что у нас получилось? (МАСТЕР)
- Кого называют мастером? Что означает это слово?
Слайд1.
В самых разных уголках России,
Издавна живут мастеровые.
Знаменитые ремёсла представляют,
Матушку Россию прославляют!
Шьют одежду, валенки катают,
Без гвоздей святые храмы собирают,
Дымковские делают игрушки,
В Туле льют колокола и пушки.
В Жостове - подносы расписные,
В Палехе - шкатулки именные,
Гжель - своей посудой удивляет,
Павловский Посад платками зазывает.
Это часть того, что мастера умеют,
Знания и опыт не скудеют,
Бисером иконы вышивают,
В "батик" всех красавиц одевают!
Вкус любой, желания любые,
Выполняют руки "золотые",
Славится Россия мастерами,
Испокон веков гордится вами!
Воспитатель:
-Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.
Дело мастера боится.
Работа мастера хвалит.
Каков мастер, такова и работа.
Мастер дела за все берется смело.
(Воспитатель с показом настоящего жостовского подноса):
-Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера. Слайд 2.
- Сегодня мы поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. Итак, чем ребята знаменита эта деревня? Дети: Жостовскими подносами.
Воспитатель: Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга? Слайд 3.
Дети: Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель: Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети: Цветы. Букеты из цветов. Слайд 4.
Воспитатель: А какие цветы вы знаете?
Дети: Ромашки, розы….
Воспитатель: Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы. Слайд 5-8. Составляли узоры в букет, венок, полувенок или букет в раскидку.
Виды цветочных композиций. Слайд 9.
Ребята, по краям подносов нарисована кайма. На маленьких подносах тонкая золотая линия. На больших подносах рисунок каймы бывает очень сложным.
Рассматривание разных подносов. На что похожа кайма? (Капельки, дужки, завитки, волнистые линии и т.п.). Сайд 10.
(ребенок читает стихотворение)
Вот жостовский черный изящный поднос Слайд 11.
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Воспитатель: Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены? Дети: На подносе стоит сервиз.
Воспитатель: Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту. Сегодня я приглашаю расписать жостовский поднос.
-Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.
Пальчиковая игра «Цветы».
Наши алые цветки, | Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки Медленно сжимаем пальцы в кулачки Покачивание кулачками вперёд - назад |
А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами. (Сели на подготовленные рабочие места).
Рассказ и показ этапов работы:
-Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.
1. Отщипываем кусочек пластилина;
2. Катаем шарик;
3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками);
5. Катаем шарик для сердцевины;
6. Еще один цветок;
7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
8. Прикладываем к подносу. (Дети приступают к выполнению работы. Звучит народная музыка).
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в выполнении работы.
Итог занятия.
Воспитатель:
-Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно, неинтересно).
-Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу, посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)
Продавец:
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Продолжать знакомить детей с Жостовским промыслом. Продолжать учить наносить пластилин ровным слоем на доску или картон, разглаживать стекой, рисовать узор, накладывать пластилин в соответствие с рисунком . Закрепить способ лепки лепестков из шариков способов вдавливания. Развивать мелкую моторику. Закреплять умение дополнять предложения сущ., прил . Развивать восприятие цвета.
Для лепки подноса понадобится: Картон черного цвета Л ист бумаги Карандаш Ножницы П ластилин Стека
Рекомендации для родителей: Рассмотрите с детьми подносы с жостовской росписью
Побеседуйте с ребёнком о жостовской росписи: « В давние – давние времена в селе Жостово, что находится недалеко от Москвы, изготавливали необычные подносы . Жостовские мастера прославили свое село на всю Россию. Никто лучше их не умел рисовать цветы на железных подносах. Формы и размеры подносов разные: прямоугольные и круглые, большие и маленькие. Как же делают такое чудо? Сначала подносы придумали делать из бумаги, но они были не прочными, и мастера решили создавать их из железа. Это был очень трудный процесс, потому что все делали вручную. Основа подносов черного цвета, покрывается лаком. Когда краска высыхает, приступают к нанесению рисунка. Мастера наносят рисунок без трафаретов, поэтому нет ни одного одинаково подноса» Спросите у ребёнка , а в основном изображают на подносах? (Букеты, цветы) Букеты состоят из разных цветов - ромашек, роз, колокольчиков, васильков, маков. А где расположены букеты на подносе? (В центре) Рассмотрите с ребёнком, какие краски используют мастера?
Прочитайте стихотворение ребёнку: « Полюбуйтесь на меня я поднос из Жостово, В середине много роз, ярких как олово. Рядом мак и василек, по бокам ромашки, Вот такую красоту подарю Наташке. Пусть посмотрит на поднос и представит лето, Веет запах васильков, по тропинке где-то»
Этапы выполнения 1. Берем лист бумаги, складываем его на 4 части, проводим карандашом задуманную линию края подноса.
2 . Вырезаем, раскладываем и обводим, тем самым получается ровный поднос. Карандашом, еле заметно намечаем места где будут располагаться цветы.
3 . Теперь берем пластилин и формируем небольшие шарики, выкладываем на намеченное ранее место (у меня это круг) и по краю круга выкладываем их, затем надавливая указательным пальцем, тянем в нужную нам сторону ( центр цветка) .
4 . Берем другой цвет и выкладываем так лепестки, чтобы сформировался цветок. Прилепляем сердцевинку.
5 . Далее, таким же способом делаем другие цветы.
6 . Затем налепляем листики зеленым пластилином . Листья «рисуются» таким же способом. Возле цветов выкладывается шарик зеленого пластилина . Он слегка прижимается пальцем и вытягивается в сторону . Если небольшие лепестки цветка можно вытянуть и указательным пальцем, то крупные листья – большим пальцем. (Он сильнее)
7 . Осталось лишь завершить наш поднос кантиком по краям .Для этого скатываем шарики жёлтого цвета и выкладываем по краю подноса. З атем надавливая указательным пальцем, тянем в нужную нам сторону (центр подноса ) .
Наш поднос готов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Аппликация" "Овощи лежат на круглом подносе"
ЦЕЛЬ. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами,называя ее (круглый помидор,овальный огурец и др.). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обра...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Роспись подноса, используя элементы хохломской росписи"
Как дети учились расписывать поднос, используя элементы хохломской росписи....
Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему: Композиция из цветов (Роспись подноса жостовской росписи)
Учить составлять узор жостовской росписи...
Конспект занятия.Роспись Жостовского подноса.
Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...
конспект занятия в средней группе по изобразительному творчеству "Узоры на подносе"
конспект занятия по изобразительному творчеству (нетрадиционная техника)...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по пластилинографии «Жостовский поднос» (подготовительная группа)
Цель: -знакомство и закрепление знаний детей о художественном промысле Жостово; Задачи: 1. Обучающая: научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовског...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по аппликации на тему: «Жостовские подносы».
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему: "Жостовские подносы"...