Технология «Проектная деятельность в детском саду» автор: Веракса Н. Е.
материал
Развивать свободу творческой личности ребёнка; помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе; развивать способность активной сознательной мыслительной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»
(АОУ детский сад №10 «Лучик»)
Консультация для педагогов
«Проектная деятельность в детском саду»
Подготовила воспитатель:
Панкова Вера Сергеевна
от 21.01.2020г.
г. Долгопрудный
2020г.
«Проектная деятельность в детском саду»
Поговорим с Вами на тему «Как оформить проект?»
Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.
Основной этап. Ознакомление детей с художественной литературой; проведение бесед; рассмотрение картин и беседы по их содержанию; работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); проведение занятий; проведение мероприятия; прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; рисование с детьми на … тематику; создание и презентация.
Заключительный этап. Анализ результатов проекта.
Тема проекта. Название проекта, отражающее лаконичную формулировку способа разрешения проблемы (или проблемной ситуации, противоречия или затруднения) в практике образования.
Вспомогательные вопросы, ориентированные на то, чтобы помочь раскрыть содержание темы проекта: Как называется проект? Чему посвящен проект? В чем суть преобразований в практике? Что предполагаете разработать? Какой прогрессивный опыт будете создавать?
- титульный лист.
Титульный лист является первой страницей проекта и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного учреждения. В среднем дается название проекта (без слова «тема» и кавычек). Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким. Далее указываются фамилия, инициалы, должность руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы.
- оглавление.
Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
- пояснительная записка.
Структура пояснительной записки к инновационному педагогическому проекту имеет несколько пунктов.
При проработке каждого пункта пояснительной записки настоящей памятки на рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору-разработчику раскрыть и обосновать особенность своего проекта.
Проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, проблему, противоречие или затруднение в практике образования (в данном случае мы целенаправленно не разводим эти понятия). Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в проекте.
Педагогические проекты не есть самоценность. Для того чтобы инновационный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, ученики, родители, педагогическая общественность, а это значит, важно суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образовательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, показать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.
В этой части обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основание проблемы, указывается интеграция образовательных областей, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна.
Актуальность проекта. Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости работы и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике. Здесь педагогу желательно ответить на вопрос, что не устраивает его в образовательном пространстве в целом, в учебно-воспитательном процессе в ДОО, какие особенности в состоянии детей его волнуют больше всего.
Педагогу важно определить, почему он решил создать свой педагогический проект, на разрешение какого конкретного противоречия, проблемы или затруднения в практике направлен проект.
Какие и чьи потребности будут удовлетворяться этим проектом? Кто потенциальные потребители проекта (возраст, пол, социальное положение, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?
Идея проекта: с разных сторон даем характеристику авторской позиции. В ней объединены ответы на вопросы: какая идея положена в основу педагогического проекта? Как будет реализовываться идея? В чем состоят авторская точка зрения, авторский подход или замысел? За счет чего разработчик проекта хочет добиться успеха?
Чем более конкретно педагог ответил на вопрос, что не устраивает его в пространстве образовательного учреждения, тем плодотворнее будет второй этап, связанный с поиском ведущей идеи, авторского подхода, формулированием авторской точки зрения. Ключевой вопрос этого этапа: что предлагает педагог как автор проекта для решения выделенной им проблемы?
Педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании этого могут помочь сформулированные в паспорте цель и задачи проекта.
Педагогическая задача может быть представлена как задание, формулируемое педагогом и направленное на развитие определенных позитивных свойств личности ребенка или группы детей. Задачи подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические.
Собственно педагогические задачи (СПЗ) связаны непосредственно с изменением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, например, расширении представлений о чем-либо, приобретении положительного опыта проектной деятельности, влияющей на развитие определенных компетенций личности ребенка.
Функционально-педагогические задачи (СПЗ) связаны с выбором или разработкой форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач (СПЗ). Например, средством для развития мелкой моторики рук являются «пальчиковые» игры. Сказкотерапия, как форма организации деятельности детей может повлиять на уменьшение агрессивности отдельных детей.
Важно ответить и на вопрос: в чем состоит прогнозируемый результат от внедрения его проекта? Какую образовательную цель педагог-проектировщик намерен получить в процессе выполнения проекта? Какие изменения в детях могут произойти в результате проектной деятельности, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эффективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «приращении» личностных качеств воспитанников?
При описании прогнозируемого образовательного результата желательно выделить разные стороны развития личности ребенка: его эмоциональной сферы, когнитивной деятельности, определить своеобразные «ступеньки» личностного роста.
Определив «ступеньки роста» воспитанников, можно переходить к следующему -показать то, как будет проходить деятельность ребенка, в какой последовательности, за счет чего будет осуществляться его мотивация? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации деятельности учащихся помогут педагогу достичь поставленной цели? Какие идеи есть у педагога?
Новизна инновационного проекта. Главное в данном случае - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, особенность проектной разработки автора.
Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?
Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разработками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно выделить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.
По сути, педагогу желательно описать свой вклад в решение определенной им на первом этапе проблемной ситуации, проблемы, противоречия или затруднения.
Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельности с программой развития образовательного учреждения или образовательной программой, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития ОУ.
Адресация проекта: Выявление круга возможных потребителей данного проекта. Например, проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, т.е. кому предназначен проект?
Участники проекта: Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность: А) Кто осуществляет деятельность на этапе разработки, запуска, выполнения проекта с указанием выполняемых функций, раскрывающих организацию деятельности? Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО, специалисты учреждений дополнительного образования, представители социума. Пассивные участники - дети, родители. Б) На кого рассчитан проект?
Кому предназначен проект?
Цель проекта: Мысль о будущем результате, к чему мы должны прийти с детьми в итоге работы над проектом, т. е. ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в участниках проекта, появившихся благодаря реализации проекта. Например, формирование у детей эстетического отношения к природе, произведениям изобразительного искусства, расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства …, формированию …, воспитывать …., расширить знания о …; научить … Т. е. что должно быть изменено, чтобы устранить существующую проблему (противоречие или затруднение в практике образования)?
Задачи проекта: От формулировки цели необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Задачи – это объединяющая совокупность мероприятий, направленных на устранение причины существования проблемы. Т. е. какие шаги необходимо сделать, чтобы получить ожидаемый результат, достичь цели, решить проблему? Как можно устранить причины существования проблемы?
(Количество задач определяется количеством причин, на которые может повлиять разработчик проекта). Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить..., выявить…, создать… и т.п.). Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по …; провести цикл занятий и мероприятий по теме; организовать выставку детских рисунков; ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике; разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с …; подготовить совместными усилиями детей и родителей …; систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …: провести заключительное мероприятие ….
Сроки: указать сколько недель (месяцев).
- Описание проекта
Тип проекта:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Условия реализации проекта. Как известно, обязательным условием при формировании учебного плана является соблюдение допустимой нагрузки. Для этого в учебном плане и пояснительной записке указывается количество занятий в инвариантной и вариативной части, время, отведенное для перерыва между занятиями.
На данном этапе важно раскрыть границы применения проекта. Педагог-автор отвечает на типовые вопросы: какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата? Какие требуются ресурсы? Требуется ли дополнительная материально-техническая база и, если да, то какая именно? Какая помощь необходима со стороны администрации ОУ, представителей науки, родителей, чтобы эффективно работать в рамках данного проекта? Требует ли работа по созданию научно-методических материалов, сопровождающих проектную деятельность, и каких именно?
Требуется ли особая дополнительная подготовка родителей, педагогов для работы в рамках данного проекта?
Существуют ли риски, возможные потери при осуществлении проектной деятельности и каковы могут быть способы компенсации при их устранении? Какие могут существовать препятствия в достижении цели (те события или явления, которые не зависят от педагога, и могут помешать достижению цели)? Как можно устранить эти препятствия?
Какими ресурсами и возможностями располагает проектировщик? Какие идеи и предложения в конкретных условиях ОУ могут оказаться наиболее подходящими? Какие дополнительные ресурсы нужны для проекта? Каковы требования к научным исследованиям и разработкам для успешной реализации проекта?
Какой уровень кооперации предполагается в ходе работы над проектом? Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими проектных предложений?
Каковы основные расходы в связи с реализацией настоящего проекта?
Если продукт проектной деятельности будет представляться на рынке, то, как это будет осуществлять PR, рекламу и другую необходимую деятельность? Планируется ли организовать сбыт, продажу и как?
Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.
Участники проекта:
Предполагаемый продукт проекта: Что будет создано педагогами, учениками, родителями, другими участниками проектной деятельности при решении задач проекта? Продукты деятельности педагогов: методические рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки, авторские пособия и др.
Продукты деятельности учащихся: созданные задачники, презентации, словари, видеоролики, сценарии, программы, мероприятия, рисунки, поделки, коллекции, тексты сочиненных сказок, рабочие тетради и пр. продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с …; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.
План работы.
Дата | Содержание работы | Участники | Продукт деятельности | Ответственные |
- заключение.
Нижеприведенные вопросы обычно предназначаются для личностного развития педагога и поэтому они не входят как обязательные в описание проекта. Обращены они к внутреннему «Я» педагога и помогают ему раскрыть полученные им и учениками субъектные приращения в развитии.
Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хотели улучшить, если бы работу над проектом Вы бы начали заново? Есть ли недостатки в проекте, которые бы Вы хотели исправить?
Приобрели бы Вы сами полученное в ходе проектной деятельности и предлагаемое на образовательный рынок изделие? Воспользовались бы своим предложением?
Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?
- список литературы и интернет сайтов.
После заключения принято помещать список использованной литературы и Интернет сайтов.
- приложения.
Подробная информация, которая может пригодиться при подготовке проекта, при работе с родителями, педагогами и детьми (методические рекомендации, конспекты, беседы, консультации, подборки стихов и др.
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения могут быть разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шрифтом в круглые скобки.
Все страницы проекта должны быть пронумерованы.
Список литературы:
- Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
- Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект», - Томск, 2011.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»
141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б, тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Консультация для воспитателей
«Проектный метод как одна из активных форм работы в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель Ермишкина Вера Сергеевна
от 19.04.2023г.
г.о. Долгопрудный
2023г.
«Проектный метод как одна из активных форм работы в ДОУ»
Главным вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.
Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми?
Проектная деятельность в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО позволяет организовывать совместную деятельность детей и взрослых, признавая ребенка субъектом образовательных отношений; позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; позволяет создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности; позволяет охватывать все образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ
— исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта: газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.)
— ролево-игровые ( проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Дети по своему решают поставленные проблемы. Например: день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми)
— информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её. Итогами проекта могут стать: рисунки детей — выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; экскурсия и т.д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта)
— творческие (как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта. Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, например «Театральная неделя»)
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевой-игровой и творческие проекты, например «Неделя здоровья» и др.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о III этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
I подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:
—пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
—приобщать детей к процессу познания;
—формировать различные представления;
—привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
—побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
—формирование эмоциональной заинтересованности;
—знакомство с предметами и действиями с ними;
—развитие мышления и воображения;
— речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
—осознание поставленной цели;
—овладение различными способами решения поставленных задач;
—способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;
—поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.
1) физическое развитие:
— стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
— формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролевой-игровой проект «Неделя здоровья»);
— социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).
2) познавательное развитие:
— обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
— расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
— сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья»).
3) эстетическое развитие:
— развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
— овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролевой-игровой проект «Любимые игрушки»).
II развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
III творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:
— развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
— развивать специальные способы ориентации — экспериментирование и моделирование;
— формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
— развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
— произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
— потребности в создании собственной картины мира;
— навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
— выявить проблему;
— самостоятельно искать нужное решение;
— выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
— самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:
1) социальное развитие:
— развитие самопознания и положительной самооценки;
— овладение способами внеситуативно-личностного общения;
— высокий уровень коммуникативной компетентности;
— осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).
2) физическое развитие:
— развитие осознанного отношения к своему здоровью;
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролевой-игровой проект «Неделя здоровья»).
3) познавательное развитие:
— систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
— развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна»; групповые проекты «Подводный мир», «Космос»; межгрупповой проект «Времена года»).
4) эстетическое развитие:
— углублённое приобщение к искусству, многообразию худ. образов;
— овладение различными видами художественной деятельности;
— развитие способностей к эстетической оценке.
Таким образом, метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельного мышления, помогающий ребенку формировать уверенность в своих возможностях, раскрывать его индивидуальность, реализовать интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»
141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б, тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Консультация для родителей
«Проектная деятельность в ДОУ»
Воспитатель: Панкова В.С.
15.03.2021г.
г. Долгопрудный
2021г.
Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от успешного взаимодействия ДОУ с семьей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В нашей группе работа с родителями построена на принципе партнерского взаимодействия, определенного федеральным государственным стандартом.
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.
Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач:
- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;
- создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей.
Совместная деятельность со взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, с равноправным участием и взаимным уважением участников. Выбор форм совместной деятельности будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей, от заинтересованности и готовности к совместной деятельности вас, уважаемые родители.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности является проектная деятельность. Сегодня о ней мы и поговорим. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности.
Предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с типами проектов:
Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие и т.д.
В данное время ДОУ работает над серией проектов. Наверное, многие из вас, уважаемые родители, уже включились в эту совместную деятельность, тем же кто только собирается это сделать не помешают некоторые советы и рекомендации:
На каждом этапе выполнения проекта роль родителя может быть различной:
• помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;
• записывать их.
Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор для ребенка.
Очень важна ваша помощь при изучении необходимой литературы по теме проекта. Сходить с ребенком в библиотеку, поискать информацию в Интернете, провести опрос, даже взять интервью у знающего человека. Поверьте, что эта работа будет полезна и интересна и ребенку и вам в равной степени.
Вы можете сделать с ребенком презентацию по теме проекта и подготовить малыша к выступлению, присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.
Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность ДОУ. Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни!
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г. о. Долгопрудный
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад № 10 «Лучик»
МАДОУ детский сад № 10 «Лучик»
141707 Московская область, город Долгопрудный, улица Спортивная, дом 7 б, тел./факс: 8 (498) 686-39-15
Консультация для родителей
«Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»
Воспитатель: Панкова В.С.
16.12.2021г.
г.Долгопрудный
2021г.
"Роль семьи в реализации проектов в ДОУ"
Уважаемые родители, всем вам хорошо известно, что эффективность воспитательно-образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от успешного взаимодействия ДОУ с семьей. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В нашей группе работа с родителями построена на принципе партнерского взаимодействия, определенного федеральным государственным стандартом.
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи –это создание единого образовательного пространства «ДОО и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.
Для достижения данной цели нами ежедневно решается ряд задач:
- создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия;
- выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОУ и семье;
- создание условий для саморазвития взрослых ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребенка, его успешной социализации;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;
- расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности является проектная деятельность. Сегодня о ней мы и поговорим.
Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных умений и навыков, которые помогут ему умело действовать во всех обстоятельствах и видах деятельности.
Уважаемые родители, вот несколько типами проектов:
Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие и т.д.
Деятельность дошкольников в проектной деятельности можно разделить на три этапа:
- «Учимся задавать вопросы»
Дети от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Используются дидактические игры: «Вопросительные слова», «О чём может спросить картинка», «Угадай, о чём спросили».
Ребенку шепотом задается вопрос. Он громко отвечает на него. Например: «В какие игры ты любишь играть? » Ребенок отвечает: «Я люблю играть в игру… .». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять задание, предупредите отвечающих детей, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
- «Учимся решать проблему»
Для того чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Помогут в этом несложные упражнения: «Четвёртый лишний» (из одной области) «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Волшебные превращения»;
- «Учимся делать выводы, обобщать полученные данные»
Основная задача – помочь детям в ходе несложных собственных рассуждений сделать вывод.
Для формирования первичных навыков умения делать простые аналогии можно воспользоваться упражнениями: «На что похоже» (очертания деревьев за окном, узоры на ковре и т. д.).
Задания, позволяющие детям сделать собственные выводы и строить умозаключения: «Как люди смотрят на мир» (предложить детям набор фигур или линий, дети должны ответить на вопрос: что здесь изображено.) Ответы фиксируем, затем подводим итог: каждый видит свою картинку, и каждый прав.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.
Очень важна ваша помощь при изучении необходимой литературы по теме проекта.
Помните! Вы родители – источник информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Сходить с ребенком в библиотеку, поискать информацию в Интернете, провести опрос, даже взять интервью у знающего человека. Поверьте, что эта работа будет полезна и интересна и ребенку и вам в равной степени.
Вы можете сделать с ребенком презентацию по теме проекта и подготовить малыша к выступлению, присутствовать на презентации проекта, морально поддержать ребенка, поздравить его с удачным выступлением.
Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта.
Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и применима помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Родители, так же, как и педагоги выступают как источники информации, консультанты, партнеры ребенка и помощники в его саморазвитии.
Таким образом, проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.
Уважаемые родители, включайтесь в проектную деятельность ДОУ. Это очень интересно и важно для вашего ребенка. Проявляйте активность и ваш ребенок будет активным и успешным не только в детском саду, но и в дальнейшей жизни
Помните! Любой проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Совместная деятельность детей с родителями должна выстраиваться как партнёрская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников проекта. И зависит от заинтересованности Вас взрослых.
Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Технология проектной деятельности в детском саду
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....
Технология проектной деятельности в детском саду
В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”....
Технология проектной деятельности в детском саду. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса
laquo;Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, ...
Технология «Проектная деятельность в детском саду» автор: Веракса Н. Е.
Развивать свободу творческой личности ребёнка; помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе; развивать способность активной сознательной мыслительной работы....
Технология "Игровая деятельность в детском саду" автор Н.Ф.Губанова
laquo;Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение,как у взрослого деятельность – работа, служба.Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет ...