Тематическая программа "Удивительное рисование"
рабочая программа по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25»
Тематическая программа
«Удивительное рисование»
Воспитатель: Ковалевская С.О.
г. Ачинск
№ п/п | Содержание |
1 | Пояснительная записка |
2 | Общие положения |
3 | Организация занятий кружка |
4 | Учебно–тематический план |
5 | Используемая литература |
6 | Приложение 1 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие», авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Общие положения
Занятия по изобразительной деятельности проводятся по подгруппам с детьми 4-5 лет, 5-7 лет в рамках календарно-тематического плана.
Тематическая программа составлена на основе «Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
Новизна. Основной задачей в работе - развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.
Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающие: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Развивающие: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательные: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
- Создавать условия для освоения цветовой палитры.
- Создавать условия для коммуникативной деятельности детей.
- Развивать связную речь.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
- Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.
На занятиях используются потешки, загадки, поэтические произведения. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развиваются коммуникативная функция речи, связная речь.
Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ведётся работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
рисование пальчиками; оттиск печатками из овощей; тычок жесткой кистью; оттиск печатками из ластика; оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; рисование нитками; тычкование; кляксография; монотипия; набрызг; граттаж; печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазия и воображение, возникает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Организация занятий кружка
Кружок посещают дети 4-5 лет, 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей 5-7 лет - 25 минут.
Материал:
акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки; фломастеры; свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; кисти; подставки под кисти; палитры; клеёнки.
Приемы и методы используемые на занятиях:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация; словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Правила проведения занятий:
Использование приема транслирования информации,
отбор тематического содержания,
главный герой рисования – ребенок,
взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
Педагог создает схематические изображения, не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
обеспечение главных условий общения,
стимуляция и поддержание речевой инициативы,
использование различных коммуникативных средств.
Формы проведения итогов реализации программы:
Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
Показатели прохождения программы:
Узнают много об окружающем мире, так как занятия проходят по определенной теме.
Используют в одной работе разные изобразительные материалы.
Рисуют различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы.
Развиваются навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Уважительно относятся к работам товарищей, при этом объективно оценивают свою работу.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Учебно – тематический план для детей 4- 5 лет и 5 -7 лет
№ п/п | Тема занятия | Часы (мин) | |||
Теория | Практика | Теория | Практика | ||
Сказка про краску. Путешествие Кисточки. | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Воздушные шары для феи. | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Зимние напевы (набрызги) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Плюшевый медвежонок (рисование поролоном) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Морозные узоры (рисование свечой) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Первый снег (граттаж) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Снегири | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Волшебница-зима (пейзаж) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Веточка мимозы (тычок ватной палочкой) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Цыплёнок (тычок жесткой кистью) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Желтый одуванчик (тычок жесткой кистью). | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Петушок – золотой гребешок. | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Дружеский салют (тычки жесткой полусухой кистью) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Мишка косолапый (тычок жесткой кистью) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Чудо-дерево (рисование ладошками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Веселые кляксы (кляксография) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Русские матрешки | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Космический пейзаж (граттаж) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Мои любимые рыбки (оттиск печатками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Моё море (рисование на мокром листе) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Как я люблю одуванчики (обрывание, тычкование) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Несуществующее животное (раздувание краски) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Черёмуха (рисование тычком) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Праздничный салют над городом (проступающий рисунок) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Разноцветный зонтик (смешивание цветов) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Живописный луг (оттиск скомканной бумагой) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Мой друг (цветной граттаж) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Синие узоры на белоснежном поле. | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Радуга-дуга, не давай дождя! | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Пейзаж у озера (монотипия) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Превращения камешков (рисование на камнях) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Ночное небо (набрызг) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Бабочка-красавица (монотипия) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Волшебный карандашик (каракулеграфия) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Красивые картинки из разноцветной нитки (рисование нитками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Грибочки в лукошке (оттиск печатками, рисование пальчиком). | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Профессии, которые мне нравятся.(цветной граттаж) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Букет (набрызг, печать, тиснение) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Картина настроения (рисование мыльными пузырями) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Моя любимая чашка на столе (печать по трафарету, оттиск печатками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Зоопарк (шаблонография) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Скатерть – самобранка | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Колючая сказка (рисование штрихом) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Верблюд в пустыне (расчесывание краски) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Паук в паутине (обрывание бумаги) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Чудесные бабочки (тычкование) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Кисть рябинки, гроздь калинки (ватными палочками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
В гостях у народных мастеров. | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Сказочная Жар – птица | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Я в волшебном лесу (печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, граттаж). | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Ожившая сказка (ожившие предметы) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Необычные машины (оттиск пробкой и печатками) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Осенние деревья (рисунки из ладошек) | 7 | 13 | 10 | 15 | |
Итоговая выставка рисунков за год. | 7 | 13 | 10 | 15 |
Используемая литература
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.
3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128 с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009. – 144 с.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
6. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М. Просвещение, 2017, 32 с.
7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.
8. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.
Приложение 1
Мониторинг освоения программного материала детьми 4-5 лет
Задачи | Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. | Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве. | Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник. | |||||||
ФИ ребенка | Использует различные цвета в рисунке | Умеет изображать объекты в пространстве | Владеет техникой рисования пальчиками, ладошкой, тычком | Умет рисовать восковыми мелками, свечой и акварелью | Умеет выполнять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др. | Владеет техниками кляксография, набрызг | Владеет сложными техниками (монотипия, граттаж, тиснение) | Создает изображения предметов | Умеет изображать явления природы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначения в таблице:
Высокий уровень - В
Средний уровень - С
Низкий уровень - Н
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выбирает технику рисования, создает изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки.
Средний уровень - создает изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки, затрудняется в выборе техники рисования.
Низкий уровень – схематичное изображение, однотипная техника рисования (только карандаши или краски).
Мониторинг освоения программного материала детьми 5-7 лет
Задачи | Сформированы художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. | Овладение навыками и умениями использования разнообразных нетрадиционных техник в изобразительном и декоративном творчестве. | Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием нетрадиционных техник. | |||||||
ФИ ребенка | Использует различные цвета и оттенки | Умеет изображать в пространстве | Владеет техникой рисования пальчиками, ладошкой, тычком | Умет рисовать восковыми мелками, свечой и акварелью | Умеет выполнять оттиск поролоном, смятой бумагой, листьями и др. | Владеет техниками кляксография, набрызг | Владеет сложными техниками (монотипия, граттаж, тиснение) | Создает изображения предметов | Умеет изображать явления природы | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначения в таблице:
Высокий уровень - В
Средний уровень - С
Низкий уровень - Н
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выбирает технику рисования, создает изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки.
Средний уровень - создает изображения предметов (с натуры, по представлению), использует различные цвета и оттенки, затрудняется в выборе техники рисования.
Низкий уровень – схематичное изображение, однотипная техника рисования (только карандаши или краски).
Для достижения этой цели мною были намечены следующие задачи:
- развивать способность к речевому и художественному выражению своих чувств, мыслей, идей;
- развивать мотивацию к общению, взаимодействию в художественно-эстетической деятельности, преобразованиям окружающего мира;
- формировать представления о разнообразных способах речевого и художественного выражения своих мыслей, чувств, идей;
- способствовать развитию творческой активности детей, проявлению инициативы в общении, речевом творчестве, художественной деятельности;
- формировать способность адекватно оценивать свое творчество и творчество сверстников;
- расширять словарный запас детей за счет углубленного погружения в художественно-эстетическую сферу деятельности;
- развивать способность к диалогу в совместной художественно-эстетической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексно -тематическое планирование рисование первая младшая группа по Колдиной
комплексно -тематическое планирование рисование первая младшая группа по Колдиной...
Календарно-тематическое планирование "Рисование" (средняя группа)
Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....
Тематическое занятие по теме: «Должны смеяться дети и в мирном мире жить!» Выставка детских рисунков , выполненных совместно с родителями. Тематическое рисование детьми в книжках-раскрасках.
Тематическое занятие по теме: «Должны смеяться дети и в мирном мире жить!»Выставка детских рисунков , выполненных совместно с родителями.Тематическое рисование детьми в книжках-раскрасках....
2022г. Календарно-тематическое планирование. Рисование
Календарно-тематическое планирование по ФГОС ДО. Используется литература: И.А.Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст....