Дополнительна ООП художественной направленности
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №132
Дополнительная ООП художественной направленности
«Рисуем пластилином»
Для детей 6-7 лет
Разработчик:
Гурина Т.Н.
Калининград 2022
Пояснительная записка
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Основным материалом является пластилин, инструментом – рука.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Актуальность:
Разработка программы обусловлена:
• Развитием мелкой моторики рук ребёнка, посредством работы с пластилином;
• Развитием речи детей
Цель Ожидаемые результаты:
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение
.Условия реализации программы:
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам по8 человек.
• Сотрудничество с воспитателями, родителями
• Организация предметно – развивающей среды
• Подбор необходимого материала и технических средств обучения программы:
Формирование восприятия явлений окружающей действительности и форм предметов через пластилинографию.
Развитие ручной умелости у детей 4-5 лет, через укрепление мелкой моторики пальцев рук, и организацию совместного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
• формирование навыков работы с пластилином, побуждение интереса к лепке;
• освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;
•
обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
• развитие усидчивости, терпения, аккуратности
• развитие силы пальцев рук детей, координации движений рук
• развитие сенсорных способностей( умение передавать цвет, форму)
• развитие воображения и смекалки
Основные принципы:
• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
• Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
• Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы
Ожидаемые результаты:
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
• Умение передавать форму, цвет, настроение
.Условия реализации программы:
• Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам по8 человек.
• Сотрудничество с воспитателями, родителями
• Организация предметно – развивающей среды
• Подбор необходимого материала и технических средств обучения
2.Календарно-тематическое планирование
Месяц/ Тип занятия | Тема занятия | Цель занятия | Материал | |||
Сентябрь 1.Знакомство с методом пластилинографии | Мир пластилина | Познакомить детей с новым методом изобразительного искусства – Пластилинографией. | Фотографии и образцы работ методом пластилинографии. | |||
2 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Осенний лист» | Познакомить с приемами надавливания и примазывания, учить смешивать различные цвета. Поддерживать умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику. | картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | |||
3 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Красавица - гусеничка» | Познакомить детей с разнообразным миром насекомых, Уточнить представление о внешнем виде гусениц. Продолжать формировать интерес к изображению предметов пластилином на плоскости. Развивать чувство формы и цвета. Развивать мелкую моторику. | Игрушка гусеница. Пластилин, салфетки для рук, зубочистки. | |||
4.Пластилинография Самостоятельная деятельность | Цветочный букет | Продолжать знакомить с новой техникой. Закреплять прием намазывания. | Картонный круг, пластилин. | |||
Октябрь 5.Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Осенний лес» | Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, живописи. Продолжать знакомить с жанром – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике пластилинография, лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. | Плотный картон с фоном (верхняя часть голубая, нижняя желтого или коричневого цвета), пластилин, семечки | |||
6.Пластилинография Самостоятельная деятельность | Разные деревья (ёлочка, березка, клен) | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон синего цвета (небо). Набор пластилина, стека, салфетки для рук. Иллюстрации с изображением различных деревьев по теме. | |||
7.Пластилино-графия Самостоятельная деятельность | «Дары осени» | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за осенней природой. Познакомить с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов. Закреплять умение детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». | Плотный картон синего цвета (небо). Набор пластилина, стека, салфетки для рук. Осенние листья с разных деревьев. | |||
8.Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Груша, яблоко» | Способствовать расширению знаний о фруктах. Продолжать знакомить с новой техникой. Обогатить сенсорный опыт детей. Развивать мелкую моторику. | Пластилин, стека, картон | |||
Ноябрь 9.Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Осеннее небо» | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Пластилин, стека, картон голубого цвета. | |||
10. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Чайная посуда» | Формировать эстетическое отношение к бытовым предметами их художественному изображению – натюрморт. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета. | Плотный картон синего цвета ½, набор пластилина, стека, салфетки для рук. Чайная пара, баранки. | |||
11. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Фрукты» | Способствовать расширению знаний о фруктах. Знакомить с новой техникой. Обогатить сенсорный опыт детей. Развивать мелкую моторику. | Пластилин, стека, картон, доска для лепки, салфетка для рук. | |||
12 Пластилинография Самостоятельная деятельность | « Корзинка с грибами» | Способствовать расширению знаний о грибах. Продолжать знакомить с новой техникой. Обогатить сенсорный опыт детей. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон с силуэтом корзины с грибами, набор пластилина, стека, салфетки для рук. Иллюстрация по теме. | |||
Фото-выставка детских работ «Осенние чудеса» | ||||||
Декабрь 13. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Весёлый клоун» | Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Учить выполнять изображение клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к цирковому искусству, уважения к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. | Плотный картон, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрация о цирке. | |||
14. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Аквариум» | Развивать в детях способность создавать и воплощать образ, используя метод пластилинографии. Закреплять умение выполнять коллективную работу. Формировать художественный вкус. Развивать мелкую моторику. | По одной крышке от обувной коробки, внутренняя часть голубого цвета, на группу из 5-6 детей, .пластилин, стеки, салфетки для рук. Иллюстрации по теме. | |||
15. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Снегурочка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник). Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. | Плотный картон с силуэтом Снегурочки, блестки для украшения. Иллюстрации по теме, набор пластилина, стека, салфетки для рук. | |||
16 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Скоро Новый год!» | Учить передавать в лепке знакомые образы предстоящего праздника. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать к использованию «бросового» материала. | Картон голубого цвета, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук. Иллюстрации по теме. | |||
Январь 17 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Мой любимый питомец» | Закреплять технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания границ отдельных частей. Развивать мелкую моторику. | Картон светлых тонов, набор пластилина, стека, доска для лепки, салфетка для рук. Игрушка Собачки для показа. | |||
18 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать к использованию «бросового» материала. | Картон голубого цвета, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, доска для лепки, салфетка для рук. Иллюстрация снеговика. | |||
19 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Любимая сказка» | Воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту, дружбу. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Учить детей рисовать в нетрадиционной технике пластилином по мотивам знакомых мультфильмов, самостоятельно выбирать позу героя и сюжет, придавать персонажам внешние узнаваемые черты, обдумывать декорации сюжета. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. | Пластилин, стеки, цветной картон, салфетка, игрушка Винни Пух, красный надувной шар. | |||
20 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Игрушка для четвероногого друга» | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. | Плотный картон с силуэтом котенка, набор пластилина, стека, доски для лепки, салфетки для рук. Игрушка котенка, клубки ниток. | |||
Февраль 21 Пластилинография Самостоятельная деятельность | Сказка «Теремок» | Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. Развивать умения выбирать сюжет или отдельного героя. В зависимости от характера героя придавать ему необходимые позы, выражение лица, элементы одежды. Правильно подбирать цвета и оттенки. Учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) по мотивам русской народной сказки «Теремок». Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. | Плотный картон с силуэтом репки и мышки, набор пластилина, стека, доски для лепки, салфетки для рук. Иллюстрации по теме. | |||
22 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Петушок, золотой гребешок!» | Учить детей рисовать в нетрадиционной технике (пластилином) Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали. | Плотный картон с силуэтом петушка , набор пластилина, стека, доски для лепки, салфетки для рук. Иллюстрации по теме. | |||
23 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «По сказкам А.С. Пушкина» | Закреплять знания детей о рыбах, частях ее тела. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам рисования пластилином. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность. Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание, размазывание. Развивать мелкую моторику | Картинки с изображением рыб, набор пластилина, картон с силуэтами различных рыб. Набор пластилина, стеки, салфетки для рук | |||
24. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Волшебный букет» | Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики и координации движений рук, глазомера. Формирование творческой личности. | Набор пластилина; одноразовые тарелки; набор круп (пшено, овес, горох, гречка, рис); макаронные изделия; кукурузные хлопья. | |||
Выставка детских работ «Зимушка-зима» | ||||||
Март 25. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Весенняя мимоза» | Продолжать учить детей передавать знакомые образы методом пластилинографии. Учить скатывать мелкие шарики, раскатывать тоненькие колбаски (веточки). Развивать мелкую моторику. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, желание доставить радость, близким людям. | Набор пластилина, картон с эскизом мимозы. Доски для лепки, салфетки для рук. Иллюстрации по теме. | |||
26. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Наступление весны в природе» | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение весеннеего дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивания шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. | Плотный картон с силуэтом дерева. Пластилин разных цветов. Салфетка для рук. Иллюстрации | |||
27. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Волшебные замки» | Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, окошками с полукруглыми сводами. Оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон синего цвета с зеленой полоской в нижней части, с нарисованными силуэтами замков, набор пластилина. Абрузные семечки, фасоль. Салфетки для рук, стеки. Иллюстрации по теме. | |||
28. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Водный транспорт» | Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление, умение сочетать цвет, форму. Развивать мелкую моторику. | Картон голубого цвета с силуэтом кораблика, набор пластилина ,стеки, салфетки для рук. Иллюстрации по теме. | |||
Апрель 29. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Ваза для цветов» | Освоить разные способы и приемы лепки из пластилина при изготовлении плоскостных поделок. Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление, умение сочетать цвет, форму. Развивать мелкую моторику. | Набор пластилина, плотный картон, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. Крупы для украшения цветов. | |||
30. Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Подарок для Жучки» | Закрепит представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика;
| Пластилин розового цвета Доски для лепки Стеки, тренажёр « весёлый мячик» - для разминки пальцев перед началом работы Картон яркого цвета 1\2 Бумажная салфетка, тканевая салфетка ( на каждого ребёнка) Возможны дополнительные материалы ( бисер, бантики) Дидактическое пособие для рассказывания « В деревне» | |||
31 Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Сказочный дом» | Развивать творческое воображение. Развивать умения создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Плотный картон Набор пластилина, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. Иллюстрации теремков. | |||
32 Пластилинография Самостоятельная деятельность | Морские обитатели | Продолжать учить детей работать в этой технике. Обогащать сенсорный опыт, развивать мелкую моторику. | Пластмассовая крышка, шаблон осьминожки, плстилин, стека, | |||
Май Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Русская матрешка» | Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон желтого цвета с силуэтом матрешки, набор пластилина, стека, салфетки, игрушка- матрешка. | |||
Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Дымковские игрушки» | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушки. Расписывать готовый силуэт пластилином. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы. Воспитывать детей на народных традициях. | Плотный картон белого цвета с силуэтом барыни – водоноски. Набор пластилина. Стека, Дымковские игрушки. Салфетки для рук. | |||
Пластилинография Самостоятельная деятельность | «Чудо – хохлома» | Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народным промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи. Закрепить знание детей о цветовой гамме и элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травинки. | Пластиковая емкость, обклеенная черной бумагой. Набор пластилина, стека, салфетка, Образцы изделий их хохломы. | |||
4.Диагностика | Творчество по желанию любыми материалами | |||||
Выставка детских работ «Мир, в котором я живу» | ||||||
Июнь 1.Конкурс «Рисунок на выставку» | Мир на всей планете | Закрепить навыки рания мелками, умение создавать композицию. | Мелки разных цветов | |||
2.Экскурсия в Художественную галерею | Выставка | Знакомство с творчеством художников | ||||
3. Самостоятельная деятельность детей и родителей | Рисуем лето | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию. | Различные художественные материалы | |||
4.Совместная деятельность (панно) | Цветы | Повторить способы изготовления цветов методом аппликации | Бумага разных цветов, клей, кисти | |||
Июль 1.Рисование пластилином с натуры | Береза | Закрепить и повторить способы рисования деревьев | Краски, кисти, бумага | |||
2. Коллективная работа | Рисуем лето | Рисование нетрадиционными методами летнего пейзажа | Нетрадиционные материалы, ватман, краски | |||
3. Самостоятельная деятельность детей | Натбрморт (рисование с натуры) | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества | Различные материалы по желанию ребенка | |||
4. Самостоятельная деятельность детей | Годор, в котором я живу | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества | Различные материалы по желанию ребенка | |||
Август 1.Самостоятельная деятельность детей | Цветы в вазе | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества | Различные материалы по желанию ребенка | |||
2. Самостоятельная деятельность детей | Моя любимая игрушка | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества | Различные материалы по желанию ребенка | |||
3. Самостоятельная деятельность детей | Радуга после дождя | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества | Различные материалы по желанию ребенка | |||
4.Совместная работа детей и родителей | До свидания, лето | Развивать самостоятельность детей, их творческую активность, фантазию, повторить способы художественного творчества, закрепить умения работать в коллективе | Различные материалы по желанию ребенкаи родителей |
3.Методическое обеспечение
Средства обеспечения для освоения программы.
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи
|
1.Произведения изобразительного искусства: (пейзажи, птицы, животные, времена года) 2. Иллюстрации «Любимые сказки» 3. Альбом «Времена года» 4. Альбом произведений изобразительного искусства Т.Н. Дороновой. 5. Альбом иллюстраций по сказкам и рассказам. Т.Н. Дороновой. 6. «Натюрморты». 7. Серии картинок: «Каргопольская игрушка» «Русское кружево» «Филимоновская игрушка» «Декоративные росписи» «Народные игрушки» «Гжельская роспись» |
Литература
№ | Автор(ы) | Заглавие | Город, издате-льство, год изда-ния |
1 | Г.С.Швайко. | Занятия по изобразительной деятельности. Программа, конспекты. Старшая группа | М. ВЛАДОС,2003г. |
2 | Гусарова Н.Н.. | Техника изонити для дошкольников | -СПб.: Детство Пресс, 2000 |
3. | Доронова Т.Н. | Развитие детей от 5-7 лет в изобразительтной деятельности. | С-П,Детство- пресс, 2003г |
4. | Тюфанова И.В. | Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. | С-П,Детство- пресс, 2002г |
5. | Петрова И.М. | Объемная аппликация | С-П,Детство- пресс, 2000 |
6. | Н.В.Дубровская | Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей. | С-П,Детство- пресс, 2006г |
7. | Петрова И.М | Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. | С-П,Детство- пресс, 2007г |
8 | И.А. Лыкова | «Изобразительная деятельность в детском саду» | Москва КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА Творческий центр СФЕРА 2007 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования художественной направленности "Театр"
модифицированная программа художественной направленности предназначена для дополнительной образовательной деятельности в ДОУ, для развития творческих способностей детей...
Дополнительная ОП художественной направленности "В гостях у сказки".
Настоящая программа предназначена для обучения с помощью музыкально-театральной деятельности реализовать изначально присущие детям добрые чувства, научить делать нравственный выбор в сторону добра, чу...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов дополнительного образования художественной направленности на тему "Корзиночка для подарка"
Целью данного мастер-класса является передача коллегам личного профессионального опыта...
Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 6 лет) «Веселая палитра»
Программа для детей дошкольного возраста....
Програма дополнительного образования художественной направленности « Оригами»
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и ...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «ТВОРЧЕСТВО И ДИЗАЙН»
Цель: всестороннее интелектуальное и эстетическое развитие детей в процессе художественного творчества и дизайна и овладения элементарными приёмами работы с различными материалами (бумагой, картоном, ...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...