План по самообразованию «Развитие эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Дошкольное детство благоприятно для развития творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_24-25.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска” муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Республики Татарстан | Татарстан Республикасы "Лениногорск муниципаль районы" муниципаль берәмлеге "Лениногорск шәһәре 12 нче катнаш балалар бакчасы" муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем биру учреждениесе. |
«ПРИНЯТО» педагогическим советом протокол №___от «___»___20___года Председатель педагогического совета ____________________Ю.В.Лебедева | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ «Детский сад №12» ______________________ О.А. Илюхина Введено в действие приказом № _______ от «______»______________20_____года |
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ | |
Тема | «Развитие эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» |
Учебный год | 2024 -2025 г.г. |
ФИО педагога | Тарасова Галина Григорьевна |
Квалификационная категория | первая |
Стаж работы | 25 лет |
Введение.
Эстетическое восприятие — это процесс, который позволяет чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства. Эстетическое восприятие позволяет испытывать чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.
Продуктивная деятельность — это деятельность ребёнка, направленная на получение определённого продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего заданными качествами. Продуктивная деятельность представляет собой созидательную работу, целью которой является преобразование и улучшение исходного материала (сочетания материалов). В её процессе возникает определённый завершённый продукт, соответствующий замыслу.
Продуктивные виды деятельности дошкольников включают:
способы формирования и составления конструкций;
изготовление глиняных или пластилиновых изделий;
работу над мозаикой, аппликациями;
изготовление поделок;
изготовление макетов.
Постановка проблемы.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является благоприятным для развития творческой деятельности, способностей, так как в дошкольном возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание не только познавать мир, но и радоваться его красоте, беречь его многообразие и даже участвовать в его преобразовании.
Прекрасное присуще самой действительности, оно не зависит ни от сверхъестественных сил, ни от наших восприятий, ни от нашего отношения к нему.
Актуальность.
В настоящее время одной из актуальных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста является проблема развития эстетического восприятия. Ее актуальность обусловлена ведущим условием прогрессивного развития общества – воспитание и развитие человека, способного к творческому созиданию. Именно через него создаются художественные образы, отражающие действительность. Эстетическое развитие детей дошкольного возраста тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирования эстетических чувств, начальных эстетических понятий и оценок, «дети для полного гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, в благожелательном, эмоциональном, тактичном общении, но и в эстетически оформленном предметном пространстве. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Участники: воспитанники, педагоги, родители МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
Определение формата и типа проекта: практико-ориентированный, творческий, долгосрочный.
Цель проекта: Создание условий для развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Задачи:
- Создание условий для обеспечения качества эстетического восприятия дошкольников с учетом ФГОС ДО.
- Развитие интереса к продуктивной деятельности; положительного эмоционального отклика на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
- Развитие эстетического восприятия, образных представлений, художественно – творческих способностей.
- Художественно-эстетическое развитие детей с учетом национально-регионального компонента.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс художественно-эстетического развития дошкольников.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность у педагогов готовности к разработке и реализации других проектов.
2. Сформированность у родителей готовности к совместной деятельности, обогащение родительского опыта по возрастному и психологическому развитию детей, знакомство с рациональными методами и приемами художественно-эстетического развития детей.
3. Сформированность у детей интереса к эстетическому восприятию. Повысится оптимальный уровень навыков и умений в продуктивных видах деятельности. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
Предмет и объект исследования:
Предметом исследования является развитие эстетического восприятия у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования служат продуктивные виды деятельности.
Гипотеза: Если в ДОУ есть условия для развития и совершенствования эстетического восприятия у дошкольников, то ее можно развивать продуктивными видами деятельности.
Практическая значимость: Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник способствует развитию эстетического восприятия. Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развивать эстетическое восприятие и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и художественно-эстетического развития детей.
Методы и формы работы:
Словесный метод: беседа, объяснение, рассказ, художественное слово, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика. Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.
Практические методы: игровые действия, упражнения (творческого характера). Создание проблемных ситуаций с помощью вопросов, загадок. Метод прямого воздействия: постановка перед ребенком той или иной практической задачи, показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении.
Информационно-рецептивный метод: показ воспитателя (образца, способа действий). Рассматривание картин, иллюстраций. Просмотр презентаций. Наблюдение.
Этапы:
- Поисковый (планирующий)
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Разработка плана по самообразованию | август | ||
Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. - Список литературы по ФГОС ДО: Балбекина Н. А. «Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста» / Н. А. Балбекина, А. Ю. Шаталова, В. А. Анисимова. — [Текст] : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий», 2003. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» / Под ред. Р.Г. Казаковой — М: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми»). Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала» – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей - СПб.: КАРО, 2010. Образовательные электронные ресурсы | сентябрь |
- Основной этап (практический)
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Родителями | Самообразование | |
Сентябрь | Использование продуктивных видов деятельности (лепка легким пластилином «Космические человечки»). | Буклет для воспитателей «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников, в изобразительной деятельности». | Анкетирование родителей на тему «Определение интереса к продуктивной деятельности». | Подбор продуктивных видов деятельности (нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки). Оформление буклета для воспитателей «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников, в изобразительной деятельности». Разработка консультации для педагогов «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей». Разработка консультации «Нетрадиционные материалы и техники аппликации» |
Октябрь | Использование продуктивных видов деятельности (обрывная аппликация «Русские березы»). | Консультация: «Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей». | Привлечение родителей к подбору бросового материала (втулки от туалетной бумаги, крышки, пробки). Консультация для родителей «Нетрадиционные материалы и техники аппликации» | Оформление аналитической справки по анкетированию родителей «Определение интереса к продуктивной деятельности». Оформление картотеки «Техники нетрадиционного рисования». |
Ноябрь | Использование нетрадиционных техник рисования мыльными пузырями. | Мастер – класс «Рисование мыльными пузырями» | Папка – передвижка для родителей «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры» | Разработка и оформление папки-передвижки «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры». Подготовка к мастер-классу «Рисование мыльными пузырями» |
Декабрь | Использование нетрадиционных техник аппликации. Придумай и наклей. Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д. | Презентация картотеки «Техники нетрадиционного рисования» | Буклет «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?». | Разработка и оформление буклета «Как самостоятельно сделать новогодние игрушки?». Разработка консультации «Что такое детский дизайн?» |
Январь | Использование нетрадиционных техник поделка из втулок «Веселые пингвины» | Консультация для педагогов «Что такое детский дизайн?» | Рекомендация для родителей: «Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей». | Подготовка выставки «Творческая мастерская дома». Разработка консультации для педагогов «Нетрадиционные материалы и техники аппликации». Разработка памятки «Учите детей фантазировать». |
Февраль | Использование нетрадиционных техник аппликация «Лучший друг человека» | Консультация «Нетрадиционные материалы и техники аппликации» Памятка «Учите детей фантазировать»
| Выставка рисунков «Творческая мастерская дома». | Подготовка к мастер-классу «Рисование на фольге». Разработка консультации для родителей «Рисовать - это важно!» |
Март | Использование нетрадиционных техник рисования монотипия. | Мастер – класс с педагогами «Рисование на фольге» | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Разработка консультации для родителей «Психология и творчество». |
Апрель | Использование нетрадиционных техник аппликации + рисование солью. | Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» | Консультация для родителей «Психология и творчество» | Разработка консультации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства». |
Май | Использование нетрадиционных техник рисование по мокрой бумаге «Ночной город» | Рекомендации «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» | Мастер – класс «Рисуем вместе» | Разработка перспективного плана на 2025-2026 г.г. |
- Обобщающе-результативный этап (заключительный)
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Систематизация теоретической части | май 2025 | ||
Систематизация практического материала; Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) | май 2025 | ||
Презентация детских работ | сентябрь - май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»
Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения псих...
План по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
Консультация для воспитателей "Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности"
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности....
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности....