«Коллективная лепка «Звери в зоосаду» (по рассказам Е. Чарушина)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Рамазанова Анфиса Мирзекеримовна

«Коллективная лепка «Звери в зоосаду" (по рассказам Е. Чарушина)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»

Раздел: «Лепка»

Тема: «Коллективная лепка «Звери в зоосаду»

(по рассказам Е. Чарушина)»

Возрастная группа: (подготовительная)старший дошкольный возраст с 6 до 7 лет

Программное содержание:

Образовательные задачи: 

- Закрепить умение делить материал на нужное количество частей, соблюдая пропорции.

- Учить анализировать особенности строения различных животных, соотносить части по величине и пропорциям.

- Закрепить технические приемы лепки: отщипывание, расплющивание, вытягивание, вдавливание, скатывание.

- Учить самостоятельно, определять приемы лепки на основе обобщенной формы.

- Продолжать учить отгадывать загадки, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

- Закрепить понятие «художник-анималист»

Развивающие задачи: 

- Развивать воображение, творчество при создании поделки, развивать мелкую моторику, координацию движения рук, развивать логическое мышление.

- Развивать пассивный и активный словарь.

- Обогащать словарь прилагательными.

Воспитательные задачи: 

- Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. 

- Формировать желание доводить работу до конца, чувство коллективизма при создании коллективной композиции.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Речевое развитие».

Предварительная работа: знакомство с творчеством Е. Чарушина, в процессе ежедневного чтения, включенного в режим для.

Демонстрационный материал: Портрет и книги Е. Чарушина: «Большие и маленькие», «Птичье озеро», «Про Томку», «Моя первая зоология»; фигурки животных

Раздаточный материал: Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее.

Воспитатель: А давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом (звучит спокойная мелодия). Потрем ладони, а теперь возьмемся за руки и закроем глаза. Чувствуете, как тепло проходит через руки?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте откроем глаза и улыбнемся друг другу (дети и воспитатель улыбаются друг другу). Вот с таким хорошим настроением мы начнем наше занятие.

Воспитатель: Ребята, вы любите рассказы или сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие рассказы вы любите?

Дети: Рассказы о животных, о птицах, о природе.

Воспитатель: А помните ребята, я вам читала рассказ Е. И. Чарушина «Зоосад». О чем это произведение?

Дети: Про детский сад, про тетю Маню, про животных. Как они ходили на луг ловить диких зверей.

Воспитатель: Правильно, но Е. И. Чарушин не только писатель, он еще и художник. Не простой художник, а художник – анималист. Ребята кто скажет кто такой анималист?

Дети: художники-анималисты изображают животных.

Воспитатель: Молодцы.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, в нашем детском саду нет зоосада, но  я предлагаю вам не огорчаться, а сделать свой зоосад, но его  обитатели будут не обычные, а из пластилина. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Жить у нас в зоосаде будут герои произведения Евгения Чарушина. А чтобы узнать, кто это будет нужно отгадать загадку?

Живет спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет…

Дети: Черепаха.

Воспитатель:  Ребята, а почему вы так думаете что это черепаха?

Дети: Потому что у черепахи - панцирь. При страхе и при опасности прячется в панцире - домике.

Воспитатель: Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

ДетиЗаяц

Воспитатель:  Ребята, а почему вы так думаете что это заяц?

Дети: Потому что заяц любит морковку.

Смешные бусинками глазки,

Как будто к нам пришла из сказки.

Панически боится кошек,

Большой любитель хлебных крошек.

Дети: Мышка

Воспитатель:  Ребята, а как вы угадали, что это мышка?

Дети: Потому что мышка боится кошек. Любить хлебные крошки.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам  немного отдохнуть

Физкультминутка

«Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: Ребята, Как вы думаете, как можно слепить черепаху?

Дети: Нужно разделить  пластилина на части. Из большого куска вылепить сначала шар, сделать из него овальную форму и сплющить. Из кусочка поменьше вылепить голову и лапы.

Воспитатель: Какой формы будет голова, лапы, хвост.

Дети:  Овальной.

Воспитатель: Скажите, что больше: голова или лапы?

Дети: Лапы.

Воспитатель: Значит, голова у черепахи будет меньше лап. А сколько нужно лап слепить?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно, четыре лапы. Комочек пластилина раскатываем столбиком и делим  на две части, то есть для передних и задних лап, затем каждую часть ещё раз пополам – четыре кусочка от столбика и затем их сплющиваем.

Воспитатель: А хвост, какой у черепахи?

Дети: Маленький.

Воспитатель: Правильно - хвост очень маленький, поэтому его надо прищипнуть кончиками пальцев к панцирю.  Посмотрите, у нашей черепахи есть ещё глаза, рот, узор на панцире. Как же это сделать?

Дети: вылепить или нарисовать с помощью стеки.

Воспитатель: Верно, стеком мы сделаем черепахе и ротик, и глазки, а также нанесём узор на панцирь. Вот так. Теперь черепаха стала как настоящая.

Воспитатель: Из каких частей состоит тело зайца? 

Дети: туловище, голова, лапы, уши, хвост и глаза.

Воспитатель: Какой формы голова и туловище у зайца?

Дети: Овальное.

Воспитатель: А кто скажет, как такую форму вылепить?

Дети: Сначала нужно скатать шар, потом слегка раскатать его между ладонями, с одного края раскатать немного сильнее.

Воспитатель: Правильно ребята, голова у зайца сзади закругленная, а впереди мордочка немного вытянутая и туловище такой же формы.

Воспитатель: Как вылепить  уши зайцу?

Дети: Нужно скатать два цилиндра (колбаски) одинакового размера, слегка расплющить их и заострить кончики пальцами.

Воспитатель: Ещё у зайца есть лапы, хвост и глаза? Расскажите, как мы их вылепим?

Дети: Лапки делаются способом раскатывания «колбаски».

Для хвоста берется самый маленький кусок пластилина и раскатывается маленький шарик.

Воспитатель: Из каких частей состоит тело мышки?

Дети: Туловища, мордочка, уши, хвост и глаза.

Воспитатель: Какое у мышки туловище?

Дети: Овальное.

Воспитатель: Мордочка, уши?

Дети: Мордочка у мышки остренькая, уши маленькие.

Воспитатель: А какой хвост у мышки, весь ли он  одинаковый?

Дети: Хвост у мышки длинный, у туловища толще, а к кончику тоненький.

Воспитатель: С какой части тела следует  начинать лепить мышку?

Дети: Лепить мышку нужно начинать с туловища вместе с головой.

Воспитатель: Правильно ребята, для этого нужно скатать шар, потом раскатать его между ладонями так, чтобы один конец получился тоньше. Здесь будет мордочка. А из этих двух маленьких шариков, что можно вылепить?

Дети: Уши.

Воспитатель: Как лепятся уши?

Дети: Нужно скатать два  маленьких шарика, потом  их расплющивают и прикрепляют к голове.

Воспитатель: Как вылепить хвост?

Дети: Нужно скатать колбаску.

Воспитатель: Правильно только не забудьте, что хвост у мышки длинный, у туловища толще, а к кончику тоненький.

В ходе лепки детей педагог следит за способами лепки. Помогает советами, напоминаниями, показом приемов работы всем, кто в этом нуждается. Советует прикреплять части туловища, чтобы они крепко держались.

Пальчиковая гимнастика:

«Будем есть оладушки»

Лады-лады ладушки,             (Ритмично хлопают в ладошки)

Будем печь оладушки,

Их с вареньем станем есть,

А варенье и не счесть:             (Ритмично стучат кулачками)

Отличное клубничное,   (Загибают по одному пальчику на обоих руках,                начиная с больших пальцев)

Вкусное, арбузное,

Медовое, айвовое,

Прекрасное, ананасное,

Рубиновое, рябиновое.          

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня есть прекрасный зоосад, давайте поселим в него наших животных.

Дети: Давайте

Воспитатель: ребята, о каком писателе и художнике мы сегодня с вами говорили?

Каких животных мы лепили?

Вам понравилось наше занятие?

Молодцы, ребята! Я думаю, что в своих произведениях Е. Чарушин не случайно описывал ситуации взаимопомощи и особой заботы людей о животных. Так мы в ответе за тех, кого приручили и должны заботиться и ухаживать о животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы "Светофорик" в образовательной области "Познание" Тема: "Пересказ рассказа Е.Чарушина "Воробей" с использованием мнемотехники

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  Е. ЧАРУШИНА "ВОРОБЕЙ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ1.     Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога.2....

Пересказ рассказа Е.Чарушина "Лисята"

учим пересказывать рассказ Е.Чарушина "Лисята", согласовывая прилагательные с существительными, пользоваться восклицательными интонациями...

Открытое интегрированное занятие по художественной литературе в первой младшей группе:Тема:« Чтение рассказа Е. Чарушина "Кошка"».

Расширять знание детей о домашних животных, обогащать словарь детей. Продолжать учить детей отгадывать загадки, отвечать на простейшие логические вопросы.  Учить детей слушать небольшое по общему...

Конспект НОД. Ознакомление с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?» Подготовительная группа.

Конспект НОД. Ознакомление с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?»...