Консультация для педагогов на тему «Технология ТИКО»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему «Технология ТИКО»
Цель: Дать представление о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка через конструкторскую деятельность.
Задачи:
- Познакомить с особенностями конструктора «ТИКО».
- Способствовать развитию интереса к жизни детей в детском саду.
- Воспитывает трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин, детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки.
Современный ребёнок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании.
«ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребёнка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Новизна: Формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Знакомство детей дошкольного возраста с объёмными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень.
Также конструирование с ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии в школе. Обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования. Конструктор используют воспитатели в образовательной деятельности, специалисты в индивидуальной работе с детьми с нарушением речи и зрения, а также он доступен для самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников.
При работе с ТИКО конструктором решаются следующие задачи:
ТИКО способствует развитию:
- регулятивной структуры самостоятельной деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, зрительного восприятия) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
ТИКО формирует представление о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой; расширяет кругозор, обогащает эмоциональную сферу и художественно-эстетического вкуса.
Воспитывает трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Увлечённые в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре познают окружающий мир, приобретают уверенность в себе, развивают речь, тренируют мышцы, укрепляют психическое здоровье.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка.
Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2–3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя, конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО) состоит из 10 наборов, рассчитанных для детей дошкольного и школьного возраста. Из конструктора можно конструировать большое количество игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т. п.) и геометрических объемных фигур.
Набор «Малыш» предназначен для детей от3- 4-х лет и включает, в основном, небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребёнка. Из набора "Малыш" можно собрать большое количество фигур: мебель (шкаф, стол, стул, пуфик, кровать, дерево, башню, скворечник, крепость, клумбу, корону, забор, скамейку, различные виды домиков, дорожки из квадратов и треугольников, шары и др.
Набор «Школьник» позволяют конструировать следующие фигуры: подставка под блок бумаги (размером 90*90*90 мм) для записей; трех-, четырех-, пяти-, или шестигранный стакан для карандашей, ручек, линеек, угольников и т. п. ; трех-, четырех-, пяти-, или шестигранная подставка для канцелярских мелочей (скрепок, кнопок, резинок) ; цветок; корзинка; утенок; цыпленок; карусель; котенок; кораблик; ракета; гриб; стаканчики для ручек, карандашей; различные виды домиков; танк. Также набор "Школьник" позволяет конструировать многогранники, кубы, пирамиды.
Набор «Объём» - позволяет изучать объёмы геометрических фигур и соотношения объёмов. С помощью набора можно наглядно постигать такие понятия, как ёмкость тела или объём наполнителя. Крышки фигур могут открываться и закрываться. Таким образом, геометрические тела можно трансформировать во время занятий, многократно их наполнять и опорожнять. Также все трехмерные тела могут раскладываться в плоские развёртки.
Набор «Геометрия» - для сборки геометрических тел. Можно собрать 86 многоугольников (куб, прямоугольный параллелепипед, четырехгранная призма, шестигранная призма и др.). Все модели раскладываются в развёртки.
Набор «Мячи» - специально позволяет собирать мячи (шары) различного размера - от теннисного мяча до футбольного. Наглядно показывают возможности сборки шара из различных многоугольников. Представляют шар как предельный случай выпуклого многогранника при дальнейшем увеличении количества граней. Позволяют сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр и додекаэдр. Показывают возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.
Наборы «Грамматика» - включает буквы со знаками препинания. Количество отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи.
Набор "Эрудит" состоит из 312 квадратов, позволяет детям старшего возраста составлять кроссворды, пополняя словарный запас и тренируя правильность написания слов.
Набор «Фантазёр» - набор для дошкольников и школьников младших классов, включающий 127 многоугольников, и позволяющий развивать фантазию.
Набор «Класс»- включает 71 многоугольник, раздаточный набор для построения и изучения объёмных фигур.
Набор «Арифметика» - содержит цифры и арифметические знаки и позволяет составлять примеры на арифметические действия.
Таким образом, применение технологий ТИКО-конструирования позволяет каждому ребёнку работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным, что открывает широкие возможности для использования данной технологии для детей с особыми образовательными потребностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»
Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Консультация для педагогов на тему: «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ»
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...
Консультация для педагогов по теме: «Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС»
В консультации представлен метод проектов в работе с дошкольниками сегодня. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного...
Консультация для педагогов на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»
Консультация для педагогов " Технология ТРИЗ в детском саду"...
Консультация для педагогов на тему: «Технологии позитивной социализации»
Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие...