Консультация для педагогов на тему: «Технологии позитивной социализации»
консультация
Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_na_temu_tehnologii_pozitivnoy_sotsializatsii.docx | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете ДОУ
на тему: «Технологии позитивной социализации»
17.02.2021 г.
Современная педагогическая практика насчитывает более сотни педагогических технологий. Каждая из них имеет свою направленность и помогает педагогам решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Одна из задач воспитателей в работе с детьми – выбрать такие педагогические технологии, методы и приемы, которые соответствуют целям разностороннего развития воспитанников.
Сегодня я хочу познакомить вас с педагогическими технологиями, которые направлены на создание условий эффективной коммуникации и социализации детей.
Дошкольный возраст - особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
1. Одна из технологий позитивной социализации – «Открой себя».
Технология базируется на основе парциальной программы «Открой себя» (автор Е.В.Рылеева), которая предназначена для работы с детьми 2-6 лет и направлена на развитие нравственного потенциала и развитие навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Использование в своей работе педагогической технологии «Открой себя» решает широкий круг задач:
- способствует развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации детей;
- воспитывает у дошкольников умение адекватно реагировать в жизненных ситуациях, развивает эмоциональную произвольность;
- знакомит детей с характеристикой эмоциональных состояний (радость, грусть, доброта, злость, гнев, упрямство), соотносит их с конкретной ситуацией;
- развивает творческие способности и совершенствует познавательные процессы.
Методы и приемы, лежащие в основе технологии:
- психогимнастика, предполагает адекватное ролевое формирование эмоциональной децентрации и произвольного развития у дошкольников, а также регуляция поведения;
- элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов);
- эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний, выражение их доступными средствами – мимикой, пантомимикой);
- эмоционально – символические (превращение образов фантазии в рисунки);
- элементы мнемотехники, предполагает зарисовывание пиктограмм эмоциональных состояний;
- коммуникативные игры;
- релаксационные методы: использование упражнений, основанных на методах активной нервно – мышечной релаксации;
- наблюдение за эмоциональным фоном, выраженностью эмоций;
- беседа, выявляющая осознание и понимание детьми своих эмоциональных состояний.
Сфера применения: в различных формах совместной деятельности педагога и детей (в том числе НОД), при реализации детских проектов, в моделировании и коллекционировании при необходимости организации совместной работы и др.
Ожидаемый результат реализации педагогической технологии «Открой себя»:
- нормализация самооценки;
- формирование умения соблюдать дистанцию в отношениях с окружающими;
- выработка умения руководствоваться в своем поведении нравственными ценностями социальной и общественной жизни;
- конструктивное управление собственным поведением;
- развитие творческих способностей и познавательных процессов у детей.
2. Следующая технология позитивной социализации – «Воспитание чувств» направлена на преодоление «проблем роста», которые встречаются у многих детей:
- преодоление детских страхов;
- воспитание разумной осторожности и развитие навыков безопасного поведения;
- развитие способностей к мирному разрешению конфликтов и конструктивному сотрудничеству;
- формирование умения справляться со своей агрессией;
- развитие способностей справляться со скукой, найти себе интересное занятие.
Эти способности дети приобретают в процессе знакомства с приключениями героев дидактических сказок – робкого Лисенка, бесшабашного Зайчонка, озорных бельчат, активных и подвижных бурундуков, сердитого Совенка и Медвежонка-малоежки.
Использование технологии выполняет функции:
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Сфера применения: дидактическая сказка может быть включена в любое занятие, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность.
Обучающая сказка – особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир – математических понятий, экологических терминов, является примером правильного произношения тех или иных звуков, обогащает его словарный запас, выполняет познавательную функцию, а также учит навыкам самостоятельного логического мышления.
К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования дидактической сказки, относятся:
- поэтапное использование в работе с детьми;
- учёт возрастных возможностей детей;
- грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой;
- обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей;
- личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям;
- обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки;
- готовность педагога к доверительному общению с детьми;
- побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору;
- формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия;
- рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.
Создается дидактическая сказка по алгоритму:
1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т. д., стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т. д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание. Заинтересованность – повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемного элемента. Дети предлагают решения, как «сгладить» или изменить сложившуюся ситуацию.
Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добивается успеха.
Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.
Построение непрерывной образовательной деятельности с применением дидактической сказки, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия, безусловно ведет к развитию его познавательной активности.
Таким образом, педагогические технологии позитивной социализации позволяют педагогам сочетать традиционные и инновационные подходы к организации образовательного процесса, традиционные и новые дидактические и игровые средства в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»
Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....
Консультация для педагогов на тему: "Технология ТРИЗ в детском саду"
Данный материал раскрывает сущность применения технологии ТРИЗ в детском саду. Описаны методы применяемые в работе с дошкольниками для развития творческой личности, приведены примеры игр....
Консультация для педагогов на тему: «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ»
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО меняется цель образовательной работы — вместо набора знаний, умений и навыков пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Технология работы с опорными схемами, использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)...
Консультация для педагогов по теме: «Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС»
В консультации представлен метод проектов в работе с дошкольниками сегодня. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного...
Консультация для педагогов на тему «Технология ТРИЗ в детском саду»
Консультация для педагогов " Технология ТРИЗ в детском саду"...
Консультация для педагогов на тему: Технология «Сторисек» как эффективное средство развития ребенка
Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...