Консультация для педагогов по теме: «Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В консультации представлен метод проектов в работе с дошкольниками сегодня. Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулировать его активность и инициативность.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод, познавательная деятельность.
Актуальность. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольному образованию и к учреждениям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования. Исходя из данных обстоятельств, становится актуальным организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._dlya_pedagogov._proekt.deyat_.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГБОУ Школа 1512»
Дошкольное отделение на ул.Красный Казанец, 19А
Консультация для педагогов
по теме: «Технология проектной деятельности
в ДОУ по ФГОС»
подготовила и провела
воспитатель 1 группы
Прозорова Т.В.
Москва
Технологию проектной деятельности в ДОУ по ФГОС можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации взаимодействия детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка. Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС «Проектный метод» – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дошкольники вместе с педагогом выполняют совместный проект, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов:
- созидательный
- потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд
- проблемный (разрешение проблемы)
- проект-упражнения.
Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от воспитанников – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.
Дошкольное образование сегодня входит в структуру общего образования согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Современное общество предъявляет новые требования к дошкольному образованию и к учреждениям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования. Требования к организации воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных образовательных программ, результатам и результативности деятельности, подбору и повышению квалификации педагогических кадров.
Исходя из данных обстоятельств, становится актуальным организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулировать его активность и инициативность. Выделяют три основные особенности проектной деятельности:
- разворачивается в проблемной ситуации, а не решается прямым действием ребенка без рассмотрения возможных вариантов;
- все участники должны быть мотивированы, то есть понимать смысл предстоящего события, уметь выразить свое отношение;
- ее адресный характер придает социальную окраску активным действиям ребенка.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, научиться применять полученные знания на практике. Кроме этого, по мнению Е.Ф.Купецковой, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, …усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес».
Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, затрагивают и педагога детского сада, его профессиональную деятельность. Современный воспитатель – это профессионал. Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.
Внедрение в практику метода проектов, предъявляет к педагогу определенные требования. Повышение педагогического профессионализма, за счет формирования у педагогов следующих умений:
- проблематизация
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- рефлексия
- самооценка
Это связано с тем, что познавательная деятельность детей в дошкольном детстве представляет собой, управляемое воспитателем или самостоятельное познание детей, стимулируемое взрослым, направленное на формирование предпосылок учебной деятельности.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и пр.), без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, могли выстроить партнерские отношения с детьми, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. В связи с этим, во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. Одной из форм такого сотрудничества и повышение компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей является проектная деятельность. Особую значимость для социального становления ребенка приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры учреждения (отдельные люди, организации). Участие дошкольников в социальных проектах совместно с социальными партнерами разного уровня – это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения социального опыта детей, это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка дошкольника, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности. В первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость и др.
Модернизация системы дошкольного образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы всех субъектов образовательного пространства.
Партнерское взаимодействие взрослого с дошкольниками.
Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что при реализации такой схемы работы воспитателя с дошкольниками, позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская работа взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной работе, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для дошкольника.
1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.
2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к взаимодействию: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.
3) Третья позиция – свободное общение. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игры и обучения, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается.
4) Четвертая позиция партнерских отношений – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому воспитаннику свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной
В заключении хотелось бы отметить, что особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулировать его активность и инициативность.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Е. «Проектная деятельность дошкольников - М.: Мозаика – Синтез, 2008-2010;
2. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Ладога Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. ч. II, п. 2.6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.
Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС. ...
Консультация для педагогов Тема: " Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода на ФГОС"
Одним из путей обновления содержания воспитания и образования в ДОУ является переход на личностно ориентированную модель развития. В ФГОС отмечается, что развивающая образовательная среда обеспечивает...
Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Консультация для педагогов. Тема: Вариативность образования в соответствии с ФГОС ДО.
Рекомендации по созданию условий для вариативности образования....
консультация- презентация по теме: " Взаимосвязь воспитателя и логопеда для создания игровой развивающей среды с учетом ФГОС".
в данной консультации представлены организация развивающей среды в ДОУ с учетом требований ФГОС...
Консультация для воспитателей Тема: "Экологическое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий и чтобы он остался таким, его нужно беречь и защищать.В соответствии с ФГОС ос...
Консультация для воспитателей Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценнос...