Программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием техники рисования крупой в средней группе. 2021 год
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 356»
Программа кружка «Радуга красок»
по изодеятельности с использованием техники рисования крупой
в средней группе.
Срок реализации 1 год.
Составила:
воспитатель Трипутина Е.А.
2021г.
Пояснительная записка.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 4-5 лет, количество детей 10 человек, время занятий 20 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность.
Методика работы
Рисование манной крупой без окрашивания:
На цветном фоне можно рисовать кистью клеем ПВА, а потом посыпать манкой - получится монохромный рисунок - белый на цветном. Так обычно рисуют зиму .
Манная крупа поверх рисунка:
Делает контрастный рисунок более матовым, текстурным. Манка на клею выглядит полупрозрачным слоем.
Как рисовать: рисуется контрастный рисунок, покрывается тонким равномерным слоем клея и аккуратно посыпается манкой.
Рисование неокрашенными крупами:
Крупы могут дать достаточно богатую гамму натурального цвета:
Желтый - кукуруза, пшено, горошек;
Зеленый - зеленый горошек, чечевица;
Красный - красная фасоль;
Темно-коричневый - греча;
Светло-коричневый, серый: сечка, хлопья;
Белый - рис, манка.
Как рисовать крупами:
Их можно клеить на ПВА, либо (крупные, такие как фасоль) - на слой пластилина.
Нарисовать на листе бумаги что-то — это значит оставить частичку своего «я». Но рисовать можно не только традиционными способами, используя краски или карандаши. Очень интересна техника рисования крупой и песком. Эти техники чем-то схожи с развивающими игрушками, которые можно сделать в домашних условиях из подручных материалов.
На кухне всегда можно найти различные крупы — разной формы и цвета. Предложите своему ребенку эти крупы в качестве материала для творчества и делайте объемные аппликации. На обычном листе бумаги нужно нарисовать заготовку (бабочку, зайчика, дерево и т.д.). Поверхность рисунка можно покрыть слоем пластилина и наклеивать на него крупу.
Таким образом можно декорировать любую поверхность.
Можно найти практически все цвета в крупах.
Структура занятий:
- Сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
- Пальчиковая гимнастика;
- Рассматривание образцов, обсуждение;
- Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
- Выбор материала;
- Самостоятельная работа детей;
- Анализ готовой работы;
- Физкультурная минутка или игра с поделками.
Комплексно-тематический план работы по теме
«Рисование на манной крупе, рисование различными крупами как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей раннего и дошкольного возраста»
Месяц Неделя | Содержание | Задачи | Результат |
Октябрь | Вводное занятие «Веселое солнышко» | Дать детям представление о рисовании на крупе и крупой, расширить знания об этом виде искусства, рассказать, как с помощью такого рисования можно создать интересные модели. В работе использовать фотографии. | «Веселое солнышко» (рисование на подносах с манкой) |
«Клубочки для бабушки» | Учить детей рисовать на сухой крупе простые формы, предметы (линии, круги, дом, неваляшка); - Формировать потребность в соблюдении опрятности, аккуратности. | Рисование по замыслу; игры с крупой. | |
«Добрый доктор Айболит» | Учить детей рисовать при помощи трафаретов манной крупой; - Формировать потребность в соблюдении опрятности, аккуратности; -Формировать доброжелательное отношение друг к другу, оказывать помощь друг другу. | Рисуем на манке фрукты. | |
«Белый снег кружиться» | Знакомить с характерными особенностями изобразительного материала; формировать представление о свойствах крупы (сыпучая, легкая, летящая, состоит из мелких частиц- зернышек - крупинок). | Рассмотрение изобразительного материала; - Продуктивная деятельность с изобразительным материалом; - Игры с крупой. | |
Ноябрь | Коллаж «Осень» | Учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра; | Коллективная работа и индивидуальные работы |
«Грибочки» из гороха | Формирование общей умелости руки. Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность | «Грибная полянка» | |
«Клубничка» из гороха | Развивать эстетический вкус, совершенствовать коммуникативные навыки, умение самостоятельно ориентироваться в задании, развивать умение составлять несложные композиции из сделанного материала. | Коллективная работа и индивидуальные работы | |
«Машины едут и гудят» | Учить детей отбирать предметы по характерным признакам (транспорт);развивать наблюдательность, находчивость. | Грузовик из фасоли. | |
Декабрь | «Елка в лесу» | Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики. | Коллективная работа и индивидуальные работы |
«Снеговик» | Учить предварительно планировать ход работы над изделием, работать аккуратно, доводить работу до конца, воспитывать радостное чувство от проделанной работы. | Деятельность с изобразительным материалом; - Рисование по замыслу; - Игры с крупой. | |
Коллаж «Зима» | Создать картину, используя уже готовые поделки детей. | Открытка «Зимняя природа» | |
«Елочные шарики» (манная крупа) | Возбудить чувство ожидания праздника «Новый год». Развивать эстетический вкус, желание создать очень красивый шарик.Научить детей раскрашивать уже прикрепленную манную крупу | Коллективная работа и индивидуальные работы | |
Январь | «Дерево» из кружев | Воспитывать аккуратность в работе, умение доводить дело до логического конца | Деятельность с изобразительным материалом. |
Морозко | . Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно | Морозные узоры из манки | |
Зайчишка | Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Использование различных круп. | |
Коллаж «Девочка и мишка» | Заинтересовать работать коллективно, соблюдать дружеские отношения, положительно относиться к работам товарищей, использовать в работе творчество русского народа (прибаутки, потешки). | Коллективная | |
Февраль | «Кораблики» | Возбудить желание сделать приятный подарок для папы. Воспитывать эстетический вкус. Возбудить желание проявить творчество, последовательность, трудолюбие. | Открытка для папы из окрашенного риса. |
«Животные» (коллективная работа) | Научить выкладывать на листе бумаги фигурки животных различными крупами и семенами. | Деятельность с изобразительным материалом. Рисование по замыслу. Игры с крупой. | |
«Ежик» (горох) | Создавать условия для положительных эмоций, совершенствовать умения работать кистью, клеем, закреплять умения работать с бросовым материалом (горохом). | Рисование по замыслу. Игры с крупой. | |
«Жар-птица» | В работе соблюдать аккуратность. Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты). Учить правильно оценивать качество готовых изделий. | Деятельность с изобразительным материалом. Рисование по замыслу. Игры с крупой. | |
Март | «Ваза с цветами» | Увлечь детей созданием картины. Учить планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия). | Подарок для мамы |
«Закладка для книг» (из бумаги с узорами из манки) | Развивать умения работать ножницами (вырезать сердечки или фигурки по желанию детей). Развивать чувство цвета. | Деятельность с изобразительным материалом. | |
«Полосатый кот» (из окрашенной манки) | Учить создавать образ кота. | Рисование по замыслу. Игры с крупой. | |
«В гости к весне» | Учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра; | Деятельность с изобразительным материалом. Рисование по замыслу. | |
Апрель | «Птичка» | Учимся наклеивать зерна крупных круп на силуэт птички, добиваясь создания образа птички. | |
«Русские березы» | Создать картину–пейзаж путем рисования манкой по мокрой краске. | Коллективная | |
Коврик (различные крупы) | Создать симметричный узор из неокрашенной крупы. | Каждый создает свой рисунок | |
«Фрукт или овощ» | Формирование общей умелости руки. Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность | Корзина овощей или ваза с фруктами. | |
Май | «Яблоневый сад» | учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра, передавать в работе особенности действительности | Деятельность с изобразительным материалом. Рисование по замыслу. |
Салют Победы (из окрашенной манки) | учить детей рисовать картины, используя манную крупу, выкрашенную в основные цвета спектра, передавать в работе особенности действительности | Рисование по замыслу.Игры с крупой | |
«Матрешка» | Развивать творческое воображение, воспитывать желание украсить свою матрешку красиво, аккуратно. В работе использовать русский фольклор. | Деятельность с изобразительным материалом. | |
«Ящерица» (горох) | Вовлечь детей в увлекательную игру-труд. Развивать творческое воображение, воспитывать желание ребенка работать аккуратно, доводить начатое дело до логического конца, оценивать качество готовых изделий | Рисование по замыслу. |
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№/n | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности. | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | |||||||
Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | Н. | К. | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 |
Н.- начало года К.- конец года
Литература:
1.« Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой Москва 2005
2.«Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
4. А.С. Галанов. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».
5. Р.Т. Казакова. «Рисование с детьми дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Радуга красок"
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразитель...
Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы
Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...
Программа кружка "Радуга красок" по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе
Программа разработана с целью развития у детей второй младшей группы художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачами данной программы являтся знакомство с р...
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
Рабочая программа "Радуга красок" по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать....
Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 1 младшей группы
Этой программой пользуюсь при работе с детьми посещающими кружок. Результаты очень хорошие....