Конспект НОД в старшей группе «Лепка. Изготовление казачьей игрушки птички-свистульки из глины».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Аверкина Алёна Анатольевна

Тема: «Лепка. Изготовление птички-свистульки из глины»

Цель:

  1. Познакомить детей с игрушками донских казачат.
  2. Научить лепить   игрушку из глины птичку - свистульку

Задачи.

- Учить лепить птичек, передавать ее формы, пропорции и характерные детали.

- Закреплять умение пользоваться стеком.

- Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Аксайского района детский сад общеразвивающего вида 2 категории

 № 28 «Рябинушка»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Казачата»

на тему «Лепка. Изготовление казачьей игрушки птички-свистульки из глины».

Дата 16.05.2024 г.

Составила:

Аверкина А.А.

2024 уч. год

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе.

Образовательная область – Художественно-эстетическое развитие

Тема: «Лепка. Изготовление птички-свистульки из глины»

Цель: 

  1. Познакомить детей с игрушками донских казачат.
  2. Научить лепить   игрушку из глины птичку - свистульку

Задачи.

- Учить лепить птичек, передавать ее формы, пропорции и характерные детали.

- Закреплять умение пользоваться стеком.

- Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

Оборудование и материалы: глина, стеки, доски для лепки, влажные салфетки, образец игрушки-свистульки.

    Структура занятия:

 Часть 1. Знакомство с народной казачьей игрушкой птичкой- свистулькой при помощи рассматривания фотографий и образца игрушки.

Часть 2. Гимнастика для глаз.

Часть 3. Лепка птички- свистульки.

Часть 4. Пальчиковая гимнастика «Пальцы помощники.

Часть 5. Подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:

   Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются)

Часть 1. Знакомство с народной казачьей игрушкой птичкой- свистулькой

         Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что прячется в этой красивой коробочке?

            Дети собираются вокруг подарочной коробки, открывают, достают игрушку свистульку.

           Воспитатель:

         «Ой, свистулечка какая,

Глиняная птичка,

Необычная, смешная

Птичка невеличка».

 Посмотрите, какая красивая свистулька, вам она нравятся?

(Дети рассматривают игрушку).

Ребята, а кто знает, что такое свистулька? (Ответы детей)

     А вы знали, что в древние времена свистульки использовали как магические инструменты, например, вызывали в летнюю жару ветер и дождь. Любили наши предки и дома посвистеть - считалось, что мелодия свистульки выгоняет злых духов из жилища. Часто свистульки вешали на шею маленьким детям - и забава, и отличный поющий оберег. А со временем, свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву.

     Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, даже не детская игрушка, а реликвия из глубины веков.  Мастера - свистуличника очень редко можно встретить, также как и мастера-гончара. А когда-то в каждом городе и поселке обязательно была гончарная мастерская, которая обеспечивала жителей посудой всех возможных форм. В дни обжига, когда мастерам нужно было следить за печами-горнами и не отвлекаться надолго, они лепили из остатков глины забавные фигурки - игрушки и свистульки для своих детей.

     Воспитатель: Ребята, может, у кого- то дома есть такая игрушка?

(Если у кого дома есть такая игрушка: ребенок рассказывает о ней)

-А вам хотелось бы, чтобы у вас была собственная птичка - свистулька? (Ответы детей)

-А что бы вы с ней делали? (Ответы детей)

-Тогда приглашаю вас в нашу творческую мастерскую.

 (Дети рассаживаются за столы).

   Лепить нашу свистульку будем из глины. Изделия из данного материала получаются крепкими.

-Интересно, почему же, эта птичка свистит?

 (Предположительные ответы детей)

Воспитатель: В отличии от других игрушек, у нашей игрушки есть пустая полость внутри (она называется камерой), также имеются 2 отверстия, на животе и на хвосте.

    Именно правильное расположение двух отверстий дает свистящий звук.

  Мы с Вами рассмотрели изображения и фигурку свистульки, давайте дадим нашим глазкам отдохнуть, сделаем гимнастику для них.

    Часть 2. Гимнастика для глаз:

Глазки видят птичку,

птичку – невеличку.

Полетела птичка влево

Полетела птичка вправо,

Полетела птичка вниз,

Полетела птичка вверх,

Покружилась, покружилась,

И далеко улетела, посмотреть на мир вокруг.

    Часть 3. Лепка игрушки – свистульки.

     Приступим к лепке свистульки. Простейшие игрушки лепят также, как хозяйки делают пельмени. Глины берем столько, сколько приятно держать в закрытой руке. Далее кусочку глины предаем форму шарика, нажимая пальцами и заглаживая все щели на поверхности. Теперь ребром ладони, начиная с середины, легко постукивая, расплющиваем наш шарик в лепешку. При этом лепешку периодически поворачиваем, с одной стороны, на другую, не меняя направления, чтобы получился овал. Теперь сгибаем лепешку по короткой стороне, мокрой поверхностью внутрь, и соединяем внахлест один из уголков. Продолжаем дальше соединять края, теперь внахлест в другую сторону. Сглаживаем поверхность будущей птички, получается фигурка, похожая на пельмень. Выбираем какая сторона будет перед, а какая зад. Там, где зад, отрезаем немного глины, для будущего свистка, а где перед — сжимаем пальцами — и получается клювик. Вытягиваем хвост. Стараемся это делать очень аккуратно, чтобы не сдавить полость внутри игрушки. Из маленьких кусочков глины формируем шарики для будущих глазок.

    И теперь самый ответственный момент — нужно сделать отверстия, благодаря которым наша птичка «запоет». Вставляем нашу палочку в нижней части около хвостика под наклоном к поверхности. Затем, плоским концом палочки делаем отверстие в самом хвостике. Кончик лопатки должен выходить на острую кромку, полученную на предыдущем шаге отверстия. С отверстий убираем лишнюю глину, чтобы не загораживать выход воздуху. Доделываем дополнительные отверстия по бокам. И наша свистулька готова! 

     Ребята, все такие молодцы, справились с заданием на отлично, теперь сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы наши ручки отдохнули после такой трудной работы.

Часть 4. Пальчиковая гимнастика «Пальцы помощники»

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни (Выбрасывают пальцы из кулаков)

Так и эдак, эдак-так ,

Не обидятся никак. (Поворачивают руки ладонями вверх-вниз)

Можешь пальцы сосчитать: (Шевелят растопыренными пальцами)

Один, два, три, четыре, пять (Собирают пальцы поочередно в кулак)

Один, два, три, четыре, пять. (Выбрасывают пальцы поочередно из кулака)

Десять пальцев, пара рук,

Вот твое богатство, друг. (Пожимают руки)

Наши пальчики отдохнули, теперь ребята, давайте вместе подведем итоги.

Часть 5. Подведение итогов.

    Молодцы! Настоящие мастера! Поставим наших чудесных птичек                      свистулек на подставочки. А когда они застынут, мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

    Ну что, ребята, вам понравилось самим изготавливать свистульку?

Что вам больше всего понравилось, какие были трудности, что будете делать с готовой птичкой свистулькой?

Уборка рабочего места.

   Воспитатель: Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе."Лепка кошки" по игрушке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе.«Лепка кошки» (по игрушке)...

План – конспект занятия в старшей группе «Спички – детям не игрушка!»

Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; дать детям понятие о пользе и вреде огня. Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с ...

Конспект занятия для старшей группы "Лепка сказочных героев из пластилина"

Цель: Научить изготавливать плоские формы на плоскости, закреплять умения и навыки работы с пластилином, повторить приемы и правила лепки; развивать творческое воображение, мышление, умение фантазиров...

конспект занятия в старшей группе лепка "Огород"

Закрепления материала по теме "Овощи". Развивать творческие способности у детей. Вызвать интерес к лепке овощей...

Конспект занятия в старшей группе по изготовлению кукол-мотанок из ниток «Путешествие во времени».

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, познакомить детей с народным видом ремесла - изготовлением куклы из нитей....