Проект по лепке из теста "Волшебный мир тестопластики
проект по аппликации, лепке (старшая группа)

Широкова Виктория Дмитриевна

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

    Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_lepke_na_seminar_volshebnyy_mir_testa.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

тГосударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 Московского района Санкт-Петербурга

«Волшебный мир теста»

исследовательско – творческий проект по тестопластике

для детей старшего возраста

Выполнили воспитатели:

Дикаева Р.С.

Широкова В.Д.

Санкт-Петербург, 2024

Проект «Волшебный мир теста»

Актуальность проекта.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок: различных медальонов, венков, колец, подков и других изделий. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

   Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

    Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.

     Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому, можно обосновано предположить, что лепка их теста развивает у детей творческое начало, истоки способностей и дарования.

К изготовлению игрушек из теста можно привлекать даже совсем маленьких детей. А возиться с тестом любят практически все малыши. Пластилиновые поделки, к сожалению, имеют короткий срок жизни. Изделия из соленого теста долговечны и красивы, если приготовить тесто особым образом.

Для раскрашивания теста или фигурок подойдет любая краска – та же гуашь. Самое большое, на что придется потратиться – это лак, которым покрываются готовые работы. Соленое тесто не токсично и съедобно. Если любознательное чадо попробует его на вкус – ничего страшного не случиться.

Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно долгое время.

 Цель:

содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии старших дошкольников через различные способы лепки из теста.

Задачи:

По художественно-эстетическому направлению:

1. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

2. Способствовать повышению эмоциональной выразительности и разнообразию создаваемых детьми оригинальных, неповторимых, художественных образов.

3. Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, материала и освоению разнообразной традиционной и нетрадиционной технике лепки.

4.  Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел, возможность создания объемных поделок.

5. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.

По познавательному развитию:

1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли.    2. Способствовать развитию речи, логического мышления, эстетическому отношению к действительности.

Продолжительность: долгосрочный.

Классификация: групповой, исследовательско – творческий.

Гипотеза:

1. Занятие по тестопластике повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику;

3. Развитие мелкой моторики благотворно влияет на речь;

4. Формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5.  Развивает творчество ребенка.

6. Тесто гораздо пластичнее глины и пластилина, поэтому работа с ним помогает ребенку поверить в свои силы и доставляет огромное удовольствие.

Участники проекта: дети старшего возраста, родители, воспитатели группы.

Предполагаемый результат:

•  Иметь знания о форме, фактуре, цвете предметов.

• Владеть разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки, их применением.

• Уметь творчески самовыражаться, получать возможность фантазировать, изобретать.

• Повысить заинтересованность, удовлетворяющую потребность ребенка в деятельности.

• Заинтересовать родителей в развитии личности ребенка и формирования его креативности.

• Владеть умениями создавать формы предметов пластическим способом, используя цвет, нетрадиционный материал для передачи образа.

• Уметь правильно активизировать движение пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста.

• Уметь передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.

• Иметь представления о свойствах теста, его консистенции, наблюдать, делать выводы, подводить итоги.

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Срок исполнения

I подготовительный этап

  Подбор материала по теме проекта (наглядный материал, литература)

В течение года

  Чтение литературы по теме проекта

В течение года

Подбор материала для родителей

(брошюры, памятки, видео и фото для интернет - чата)

В течение года

Подбор материала для бесед, рассказов для детей и презентаций.

В течение года

Анкетирование родителей

Сентябрь

мониторинг  знаний детей, 

анкетирование родителей,

мониторинг  знаний детей, 

анкетирование родителей,

мониторинг  знаний детей, 

анкетирование родителей,

Мониторинг знаний детей.

Сентябрь/ апрель

II основной этап

(тема раскрывается в течении недели)

  1. «Знакомство с тестом»

Цель: формирование представления о тестопластике, а также знаний о том, чем тесто отличается от пластилина.

Проведение опыта «Сравниваем тесто и пластилин»

1 неделя октября

  1. «Овощи»

Цель: формирование умения лепить из теста простые предметы.

Наглядный материал: муляжи овощей, различные иллюстрации с овощами, образцы занятия по лепке.

Ход работы:

Презентация «Овощи».

Познавательная беседа о пользе овощей.

Рассматривание образцов и изготовление овощей из теста.

Разукрашивание овощей.

 2 неделя октября

  1. «Фрукты»

Цель: закрепление умения лепить из теста простые предметы.

Наглядный материал: муляжи фруктов, различные иллюстрации с фруктами, образцы занятия по лепке.

Ход работы:

Презентация «Витамины».

Познавательная беседа о пользе фруктов.

Рассматривание образцов и изготовление фруктов из теста.

Разукрашивание фруктов гуашью.

4 неделя октября

  1. «Посуда»

Цель: формирование умения делать из теста различную посуду.

Дополнительный материал: баночки от йогурта.

Наглядный материал: иллюстрации с современной посудой, иллюстрации с посудой, которую использовали в старину, а также античной посуды с орнаментом.

Предварительная работа: 

Беседы «Разновидности посуды», «Какая посуда была в древние времена».

Ход работы:

Презентация на тему «Посуда».

Рассматривание иллюстраций разных видов посуды.

Рассматривание образца, а затем самостоятельное изготовление изделия (намазывание теста на баночку от йогурта).

Последующее разукрашивание изделия.

2 неделя ноября

  1. «Одежда»

Цель: закрепление умения намазывать тесто на предмет, таким образом изготавливать различные изделия.

Наглядный материал: иллюстрации с элементами одежды, образец занятия.

Дополнительный материал: баночка от йогурта, стека, спичка.

Ход работы:

Беседа: «Виды одежды, какая одежда была в разные времена»

Рассматривание иллюстраций разных видов одежды.

Рассматривание образца и самостоятельное выполнение задания. Дополнительно: для помпона скатать шарик из теста и с помощью спички сделать точки на шарике. С помощью стеки сделать аккуратно полоски на шапке.

4 неделя ноября

  1. «Дикие и домашние животные»

Цель: формирование умения лепить изделие из одного куска теста, с последующим формированием частей тела.

Наглядный материал: иллюстрации диких и домашних животных, макеты животных, образцы для занятия.

Ход работы:

Просмотр презентации на тему недели.

Беседа с детьми об особенностях строения и окраса животных, с последующим применением знаний в лепке.

Выполнение изделия согласно образцу.

Индивидуальная помощь в выполнении задания

2 неделя декабря

  1. «Зимующие птицы»

Цель: формирование умения лепить из шара птицу, добавляя различные детали.

Наглядный материал: иллюстрации с зимующими птицами, макеты птиц, образец занятия.

Ход работы:

Просмотр презентации  о зимующих птицах

Чтение Д. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»

Выполнение задания с последующим разукрашиванием изделия

3 неделя декабря

  1. «Животные севера и южных стран»

Цель: закрепление умения лепить изделие из одного куска теста, с последующим формированием частей тела.

Наглядный материал: иллюстрации по теме занятия, макеты животных, образцы занятия.

Ход работы:

Просмотр презентации по теме занятия.

Беседа с детьми об особенностях строения животных и их окрасе.

Игры «Кто где живет?», «Кто лишний?»

Лепка жирафа и тюленя.

2 неделя января

  1. «Транспорт. Грузовая машина»

Цель: формирование умения делать сложные изделия из теста.

Наглядный материал: грузовые машинки, иллюстрации с разновидностями грузовиков, образец занятия.

Ход работы:

Презентация «Транспорт»,

Рассматривание иллюстраций и внешнего вида машины (кузов, кабина, колеса и т.д.).

Наблюдение на прогулке за грузовым транспортом.

Лепка грузовой машины.

1 неделя февраля

  1.  «Международный женский день»

«Розы для мам и бабушек»

Цель: формирование умения делать из теста тонкие детали.

Наглядный материал: розы из теста, искусственные розы, иллюстрации роз.

Ход работы:

Беседа с детьми о международном женском дне.

Рассматривание альбома «Цветы».

Рассматривание образца и самостоятельное изготовление изделия.

Раскрашивание изделий в различные цвета.

1 неделя марта

  1.  «Народная культура и традиции»

Цель: формирование у детей знаний о народных промыслах, а также формирование умения изготавливать традиционные игрушки из теста.

Филимоновская игрушка. «Петушок».

Ход работы:

Познавательная беседа о творчестве филимоновских мастеров.

Рассматривание элементов филимоновской росписи.

Прорисовывание и разучивание элементов росписи: индивидуальная и подгрупповая работа.

Изготовление фигурок из теста. Лепка петушка.

Роспись петушка.

Дымковская игрушка. «Лошадка»

Ход работы:

Просмотр презентации о творчестве мастеров Дымковской слободы.

Рассматривание элементов дымковской росписи.

Беседа «Изготовление дымковской игрушки».

Выставка дымковских игрушек.

Изготовление лошадки и роспись.

3 неделя марта

  1.  «Народная культура и традиции»

Гжель «Птичка».

Ход работы:

Просмотр презентации о виде народного творчества «Гжель».

Рассказ о селе Московской области Гжель, виде глины, из которой изготавливаются изделия, особенностях выполнения элементов росписи.

Рассматривание иллюстраций с данной живописью.

Изготовление птички из теста путем скатывания шара и вытягивание из него головы и хвоста. Последующая роспись с помощью гуаши.

4 неделя марта

  1.  «Космос»

Цель: формирование умения лепить ракету из теста, далее закрепляя ее на лист картона.

Наглядный материал: иллюстрации на тему «Космос», образец ракеты.

Ход работы:

Просмотр мультфильма о космосе «Космос для детей. Система планет для детей».

Рассказ о первом космонавте, побывавшем в космосе. Рассказ о Солнечной системе и ее планетах.

Лепка ракеты. Дальнейшее прорисовывание деталей гуашью.

2 неделя апреля

  1.  «Насекомые» «Божья коровка».

Цель: формирование умения делать божью коровку из теста.

Наглядный материал: иллюстрации божьих коровок с разным окрасом, игрушка божья коровка.

Ход работы:

Презентация занятия о насекомых.

Лепка божьей коровки.

Рассматривание строения и окраса божьей коровки, раскрашивание изделия.

2 неделя мая

Работа с родителями

Проведение мастер-класса по Филимоновской игрушке совместно с родителями и детьми

Февраль

Размещение видео мастер-классов в групповом сообществе

В течение года

Презентация проекта на родительском собрании

Май

Оформление информационных стендов по теме проекта

«Что должен знать ребенок»

В течение года

Создание родителями поделок из теста дома совместно с детьми

В течение года

Заключительный этап

Викторина по пройденному материалу «Народные промыслы».

Май

Ярмарка «Город мастеров» (совместное мероприятие с родителями и детьми).

Май

Стенгазета с фотографиями детей и их поделками «Наше творчество».

Май

 

Вывод:

Дети имеют необходимые знания о форме, фактуре, цвете предметов. Владеют разнообразными традиционными и нетрадиционными техниками лепки. Владеют умениями создавать формы предметов пластическим способом, используя цвет, нетрадиционный материал для передачи образа. Умеют правильно активизировать движение пальцев руки, синхронно работать обеими руками при создании образов, предметов из соленого теста. Умеют передавать эстетические стороны окружающей действительности, оригинальные, неповторимые художественные образы.

Имеют представления о свойствах теста, его консистенции.

Таким образом можно сказать что лепка из теста благотворно влияет на творческие способности детей и позволяет им активно развиваться в художественно-эстетическом и познавательном направлении. Детям больше понравилось работать с тестом.

Приложение 1

Список литературы

  1. Лыкова И.А. «Соленое тесто в семье, в детском саду и в начальной школе издательский дом «Цветной мир» 2014 г.
  2.  Фирсова А. В. / Чудеса из солёного теста – М. : Айрис-пресс, 2013. – 32 с. : цв. ил. – (Чудесные фантазии)
  3. Рубцова Е. С. / 55 фигурок из солёного теста / Е. С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2012. – 144 с. : ил. – (Чудеса своими руками).
  4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Вкусная лепка для детей и взрослых» издательство «Цветной мир» 2014 г.
  5. Алина, Диброва Лепим из соленого теста милые игрушки / Диброва Алина. - М.: Клуб семейного досуга, 2014. - 727 c.
  6. Лыкова И.А., Грушина Л.В.,  «Мукосольки» издательство «Цветной Мир» 2012 г..
  7.  Гусева, И.В. Игрушки из соленого теста. Для детей 5-7 лет и их родителей / И.В. Гусева. - М.: Литера, 2013. - 288 c.
  8.  Маслова, Н.В. Лепим из соленого теста / Н.В. Маслова. - М.: Астрель, 2017. - 164 c.
  9. Лыкова И.А. «Рельефные картины» издательский дом «Цветной мир» 2015 год.
  10. Дорошенко Т.Н. «Лепка из соленого теста» «Фолио»,  серия Мастер-класс, 2011 г.
  11. Гришина Н.А., Анистратова А.А., «Поделки из соленого теста», издательство «Оникс», 2010 г.

Приложение 2

Интернет ресурсы

  1. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obraz.13336735368/
  2. https://mdou16.ucoz.com/testoplastika.pdf
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/12/05/testoplastika-aktualnost
  4. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/28074
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/testoplastika-kak-sredstvo-razvitija-tvorcheskogo-vobrazhenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html 
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-opyt-testoplastika-kak-metod-art-terapi-v-rabote-vospitatelja-dou.html
  7. https://vk.com/doc425083736_493513614?hash=lRAaCvX1VFT9IwggSJNIsKz7CvyySyNnGIqBW0nTKiL
  8. https://vk.com/doc425083736_493513387?hash=GRlWIy5bq0Pfimc7xiVWHMAGi4r04U0wHf4v0EEbDqw
  9. https://vk.com/doc425083736_493513088?hash=MefKpMjA7VT9pT2g7hn4HFcJYkEWd6IZCFyGInbOU64

Приложение 3

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

  1. Какие виды художественно-эстетического развития  (рисование, лепка, аппликация) больше всего нравятся вашему ребенку?

________________________________________________________________

  1. Посещает ли ребенок дополнительные занятия по изо?

________________________________________________________________

  1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к искусству?

________________________________________________________________

  1. В каких видах художественно-эстетического развития Ваш ребенок испытывает трудности?

________________________________________________________________

  1. Как часто ребенок лепит дома изделия из пластилина?

________________________________________________________________

  1. Вы когда-нибудь пробовали лепить изделия из теста?

________________________________________________________________

  1. Если пробовали, то какие впечатления Вы получили от работы с тестом?

________________________________________________________________

  1. Хотели бы Вы вместе с ребенком поучаствовать в нашем проекте по

тестопластике?

            ______________________________________________________________________

Благодарим за Ваши ответы!

Приложение 4

Планирование занятий

№ п/п

Название занятия

Цель занятия

Ссылка на конспект занятия

1.

«Знакомство с тестом»

Проведение опыта «Сравниваем тесто и пластилин»

Цель: формирование представления о тестопластике, а также знаний о том, чем тесто отличается от пластилина.

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-dlya-doshkolnikov-let-na-temu-shodstvo-i-otlichie-svoystv-plastilina-i-solyonogo-testa-3754848.html 

2.

«Овощи»

Цель: формирование умения лепить из теста простые предметы.

Дорошенко Т.Н. «Лепка из соленого теста» с. 66- 67

https://www.labirint.ru/books/271966/ 

3.

«Фрукты»

Цель: закрепление умения лепить из теста простые предметы.

Дорошенко Т.Н.

«Лепка из соленого теста» с. 65-66

https://www.labirint.ru/books/271966/ 

4.

«Посуда»

Цель: формирование умения делать из теста различную посуду.

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-lepke-iz-solenogo-testa-v-podgotovitelnoi-grupe-chainyi-serviz.html 

5.

«Одежда»

Цель: закрепление умения намазывать тесто на предмет, таким образом изготавливать различные изделия.

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-testoplastike-shapka-dlya-mishutki-2277908.html 

6.

«Дикие и домашние животные»

Цель: формирование умения лепить изделие из одного куска теста, с последующим формированием частей тела.

Лыкова И.А., Грушина Л.В.,  «Мукосольки» «Мишка», «Кот».

https://www.labirint.ru/books/355278/ 

7.

«Зимующие птицы»

Цель: формирование умения лепить из шара птицу, добавляя различные детали.

Лыкова И.А., Грушина Л.В.,  «Мукосольки» «Мишка», «Кот».

https://www.labirint.ru/books/355278/ 

8.

«Животные севера и южных стран»

Цель: закрепление умения лепить изделие из одного куска теста, с последующим формированием частей тела.

Гришина Н.И., Анистратова А.А., «Поделки из соленого теста» с. 3 https://www.labirint.ru/books/193091/ 

9.

«Транспорт. Грузовая машина»

Цель: формирование умения делать сложные изделия из теста.

https://www.livemaster.ru/topic/1148417-lepim-transport-iz-solenogo-testa-zaklyuchenie 

10.

Международный женский день»

«Розы для мам и бабушек»

Цель: формирование умения делать из теста тонкие детали.

Дорошенко Т.Н. «Лепка из соленого теста» с.113

https://www.labirint.ru/books/271966/ 

11.

«Народная культура и традиции»

Цель: формирование у детей знаний о народных промыслах, а также формирование умения изготавливать традиционные игрушки из теста.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2023/01/22/planirovanie-nod-po-lepke-filiminovskaya-igrushka 

https://www.maam.ru/detskijsad/lepka-ptichka-svistulka-gzhel.html 

https://kopilkaurokov.ru/tehnologiya/uroki/lepka_dymkovskoi_igrushki_iz_solenogo_testa 

12.

"Космос»

Цель: формирование умения лепить ракету из теста, далее закрепляя ее на лист картона.

https://www.maam.ru/detskijsad/lepka-iz-solenogo-testa-kosmicheskaja-raketa-svoimi-rukami-vospitatel-irina-yurevna-boeva.html 

13.

«Насекомые»

«Божья коровка».

Цель: формирование умения делать божью коровку из теста.

Дорошенко Т.Н. «Лепка из соленого теста» с. 73

https://www.labirint.ru/books/271966/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из солёного теста( тестопластика) с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по работе с солёным тестом в детском саду( из опыта работы)...

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) «Снеговик»

Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную га...

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) «Елочные игрушки»

Программное содержание:1. Развивать эстетический и художественный вкус детей.2. Развивать творческие способности.3. Воспитывать у детей интерес к лепке.4. Раскрыть возможности декорирования изделия по...

Лепка из соленого теста (тестопластика) в старшей группе детского сада "Радужный зонтик"

 Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько дос...

Методическая разработка: «Лепка из соленого теста. Тестопластика»

Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Калачи, баранки, хлеб» (тестопластика).Тема: Лепка из соленого теста (тестопластика) «Калачи, баранки, хлеб».

Цель:-Развивать интерес к истории и традиционной культуры.-Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.- Сравнить традиционные хлебобулочные изделия-бублики, баранки, калачи...