Проект: «Все работы хороши, а археолог и палеонтолог лучше!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Николаева Светлана Александровна
Краткосрочный проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « Все работы хороши,

а археолог и палеонтолог лучше!»

Подготовила: Николаева С.А.

Волгодонск 2024

Проект « Все работы хороши, а археолог и палеонтолог лучше!»

Цель: Знакомство детей с профессиями археолог и палеонтолог.

Задачи:

1. Обогащать знания детей в области археологии, через игровые проблемные ситуации в ходе поисковой деятельности.

2. Познакомить с орудиями труда археолога; формирование первичных трудовых навыков.

#1054;богащать активный и пассивный словарь детей.

4. Развивать умение вступать во взаимодействие со сверстниками, испытывать положительные эмоции от совместной деятельности с другими детьми.

5. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

6. Развивать творческие способности детей через различные виды продуктивной деятельности, в процессе выполнения игровых заданий.

Актуальность

В настоящее время при огромной занятости родителей, дети черпают знания в основном из мультфильмов, информация в которых зачастую не является правдоподобной. К тому же родители мало уделяют внимания общему развитию ребенка, поэтому важную роль в обучении детей имеет детский сад.

Недавно у нас по плану была лексическая тема «Профессии». Воспитанник рассказал ,что он мечтает стать археологом и у детей возникло много вопросов и интерес к этой профессии . Мы решили подробнее с ней познакомиться. В ходе знакомства с профессией археолог выяснили, что эта профессия тесно связана с профессией палеонтолог.

Древний мир динозавров очень интересен детям. И в то же время очень сложен для понимания по одной просто причине – в наше время динозавров нет. А без изучения динозавров невозможно в полной мере изучить мир живых существ (животных). Поэтому дети всегда с большим удовольствием переносятся в древний мир для встречи с ними.

С учетом этого был разработан и реализован познавательный проект «Все работы хороши, а археолог и палеонтолог лучше!»

В ходе реализации проекта была предложена, рассчитанная на две недели, система работы по ознакомлению детей с профессией археолог и палеонтолог, включающая различные формы образовательной деятельности.

Этапы реализации проекта

I этап

Подготовительный

Задачи этапа: подбор необходимого материала для разработки и реализации проекта

1. Постановка проблемы.

2. Подбор наглядных пособий.

3. Подбор энциклопедической, художественной литературы.

4. Подбор материалов для проведения исследования.

5. Подбор дидактических, развивающих игр.

6. Подбор материалов для изобразительной деятельности.

7. Включение родителей в реализацию проекта.(рекомендации по изучению древнего мира динозавров дома (просмотр мультфильмов с достоверной информацией, чтение книг, изучение энциклопедий)

II этап

Основной (Деятельностный)

(включает работу по всем направления развития ребенка)

Образовательная область «Речевое развитие»

Беседы

• «Чем занимается археолог?»,

• «Какие инструменты нужны археологу?»,

• «Что может найти археолог при раскопках?»,

• «Что такое пирамида?»,

• «Что случилось с динозаврами?»

• «Почему у слонов нет шерсти?»

«Профессия –археолог»

. Археологи – это люди, которые проводят раскопки и находят старые вещи, что-нибудь удивительное, ценное и необычное. С их помощью мы узнаем о том, как раньше жили люди, какие происходили события. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. То, что делает археолог, служит на благо исторической науки. Благодаря его деятельности мир преуспел в познании истории человечества.

Наука, которая изучает жизнь людей в древности называется археология. Давайте все вместе повторим: Наука – археология, ученый – археолог.

Место, где работают археологи, называется – раскоп. Прежде чем начать раскопки, производится археологическая разведка – это кропотливая работа по изучению летописей, книг, древних карт, осмотр местности. Когда предполагаемое место раскопок найдено, приступают к его исследованию.

Некоторые называют археологию «Наукой лопаты». Как вы думаете, почему? С помощью каких предметов археологи производят раскопки? (с помощью техники, стамеска (стека) и молоточки, кисточки).

Конечно, когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но затем в работу вступает лопата, потом нож, савок и, наконец, кисточка. А для чего археологу нужна кисточка? (Ответы детей). Кисточка – это волшебная палочка для археолога. С помощью ее он очищает находку Раскапывать песок нужно очень аккуратно, как вы думаете, почему? (Старинные вещи очень хрупкие, они часто рассыпаются в пыль или на мелкие осколки). Как только находку очистили от остатков земли, ее фотографируют, и только потом пытаются поместить в специальный контейнер, чтобы отправить в лабораторию.

Ребята, какими качествами можно охарактеризовать человека, работающего археологом? Археологи очень сильные и выносливые, умеют копать, ходить на большие расстояния, работать под жарким солнцем. Они – очень терпеливые, иногда находку нужно очищать несколько часов!

Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стёрты с лица земли по разным причинам. То, что делает археолог, служит на благо исторической науки. Благодаря его деятельности мир преуспел в познании истории человечества.

Археологи ничего не берут себе, они все отдают государству, и на эти ценности в музеях люди могут любоваться и изучать далекое прошлое.

Восприятие художественной литературы:

М. Яснов «Про мамонтов», энциклопедии о динозаврах, археологии, ученых. А. Амальрик, А. Монгайт «Что такое археология», Л. Фоминцева «Сунгирская лошадка», Р. Сильверберг «Археологические находки».

Просмотр видео фильмов и мультфильмов:

«Археология», «Земля до начала времён», «Мама для мамонтенка», «Смешарики. Археология», «Удивительный и таинственный мир динозавров».

Словесные игры: «Назови пропущенное слово».

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические игры:

«Разрезные картинки», «Пазлы. Динозавры»,

Проблемно – игровые ситуации:

«Представьте, что вы встретили динозавра. Ваши действия?», «Если бы динозавры жили в наше время, какими бы они были?», «Вы нашли сундук с золотом. Что вы будете делать?».

Сюжетно-ролевые игры: «Туристический поход»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Наши находки», «Доисторические животные», раскраски археологов, динозавров.

Конструирование:

«Постройка Египетских пирамид», «Пещера».Конструирование из «Лего» конструктора

«Динопарк»,«Пирамида»,«Динозавры».

Лепка:

«Посуда», «Необычное животное».

Музыкальное развитие:

Слушание песни М. Боярского «Динозаврики».

Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижная игра: «Хищники и травоядные»

Пальчиковая гимнастика: «Шли вприпрыжку динозавры.»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательно-исследовательская деятельность.

«Поиск древностей» - с помощью кисточки, извлекать из песка различные предметы, зарисовывать на листе бумаги свои находки.

«Какие бывают камни?»- развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

Экспериментальная деятельность: «Вулкан», «Куда делись чернила?»,

Эксперимент « Почему динозавры под землёй?»

1. Спрятать игрушку динозавра. На дно контейнера положить игрушку динозавра, по очереди насыпать слой песка, глины, песка, земли, гипса.Всё залить водой. Оставить в теплом месте до высыхания и затвердевания.

Через несколько дней предложить детям с помощью скребков (стека от пластилина) и кистей (желательно клеевых) постепенно раскопать динозавра.

Правило, которое стоит обсудить до начала работ «стараемся не мешать друг другу», работаем с гипсом аккуратно, так, чтобы он не попадал в лицо другим.Этот эксперимент помогают не только закреплять полученные знания, но и учить детей общаться друг с другом, развивать логическое мышление.

III этап

Завершающий

. Завершение проекта в виде сюжетно-ролевой игры «Археологическая и палеонтологическая экспедиция».

- Давайте мы с вами отправимся в археологическую экспедицию.

- Наши коллеги-археологи уже начали раскопки. Они оставили нам свой лагерь и мы с вами продолжим их работу.

- Мы с вами пришли в лагерь. Предлагаю взять необходимое оборудование и заняться каждый своей работой.

Археологи -палеонтологи проводят поиски. Находят предметы старины.Участники экспедиции пытаются определить, откуда взялись здесь эти предметы, для чего они были нужны, кому могли принадлежать.

Детям предлагается сложить все найденные предметы в корзинку.

- Что будем делать с этими находками?Отправим в музей.

Затем дети нашли яйца динозавров. Извлекли из них детёнышей динозавров. Определили их название и вид, сравнивая с изображением в энциклопедиях.

Затем дети беседуют об открытиях и находках.

- Ребята, спасибо, за участие в экспедиции

Вывод

В ходе реализации проекта дети сделали вывод, что профессия археолога хоть и трудна, и требует от человека много знаний из разных областей науки, но крайне интересна и востребована на сегодняшний день, так как в нашем мире есть еще много неоткрытых тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты

В ходе реализации проекта дети приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров. Дети были восторге от игр (экспериментов). Ребята, очень старались и работали, как настоящие ученые – палеонтологи. Все цели и задачи, поставленные в начале проекта, были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта " Все работы хороши"

Детский проект "Все работы хороши".Цель: Содействовать детям в достижении детской цели, узнать как можно больше и подробнее о работе родителей. Расширить представление о мире взрослых, побуждать их ин...

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта "Все работы хороши"

Цель проекта: Закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброе отношение и уважение к труду взрослых. Расширить представление о профессиях «продавец», «врач». Развивать любознательность, мышлен...

Проект"Все работы хороши-выбирай на вкус"

Познакомить детей с профессиями взрослых....

Проект "Все работы хороши - выбирай на вкус".

Педагогический коллектив нашего детского сада считает, что начинать знакомство детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширять у них представле...

Проект "Все работы хороши"

Проект для детей средней группы, посвященный знакомству с профессиями. В ходе проекта дети знакомятся сначала с трудом близких взрослых, а затем и с более широким спектром профессий....

Проект для старших дошкольников. Тема проекта: «Все работы хороши, выбирай на вкус!».

Проект для старших дошкольников. Тема проекта: «Все работы хороши, выбирай на вкус!». Сроки реализации: долгосрочный. Тип проекта: исследовательский, творческий. Авторы проекта: воспитател...