Проект
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма»
Проект
Тема: «В мире дымковской игрушки»
Участники проекта:
дети группы «Лютики»
Руководитель проекта: Акимова Е.А.,
воспитатель
2022 год
Название проекта «В мире дымковской игрушки».
Актуальность: Во время занятия по рисованию, когда мы разрисовывали дымковскую игрушку, нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковская игрушка?
Цель: Познакомить детей с историей дымковской игрушки.
Задачи:
Обучающая:
- Формировать знания детей о дымковской игрушке, ее характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
- Совершенствовать способы рисования кистью.
Развивающая:
- Развивать цветовое восприятие
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, уважительное отношение к народным мастерам.
Объект исследования: дымковская игрушка
Тип проекта: групповой, кратковременный
Метод: познавательно-творческий, краткосрочный.
1 этап
Во время занятия по рисованию, кода мы разрисовывали дымковскую игрушку «Утка с утятами», нам стало интересно. Откуда к нам пришла дымковская игрушка? Мы с Ларисой Вячеславовной прочитали интересную книгу, откуда мы узнали:
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали,
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
С высокого берега Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. И зимой, когда топятся печи, и летом когда туман, все село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название «Дымково». Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую назвали дымковской, или ласково – дымкой.
Вот мы и узнали, откуда к нам пришла – дымковская игрушка.
2 этап
Из чего делают эти игрушки? Из глины.
Мы с ней прекрасно знакомы, лепили из нее фигурки. Но нам стало интересно, как глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки.
И мы из интернета вместе с родителями узнали, как делают дымковские игрушки.
Послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки.
Привезли мы глину
Ну – ка, за работу, чудо – мастера!
Я слеплю лошадку, я ее мокрой тряпочкой приглажу
Слепим, высушим и в печь!
А потом распишем,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи,
Не пышки, не ватрушки,
А печи игрушки!
Красную мягкую глину для игрушек берут неподалеку от Дымково. Ее смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурки. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпочкой. Потом игрушки подсыхают. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Много различных глиняных игрушек делают мастера, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать. Она отличается от всех, тем, что она – белоснежная.
Когда игрушки остынут, их белят мелом разведенном в молоке. А затем фигурки «наряжают». Их расписывают разными красками с помощью кисточек.
Белоснежны как березки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но не отвести не в силах взор.
Но, оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото» из мягкой позолоченной фольги. Мастерицы смачивали кисточку в сыром яйце, и наносили Ромбики и треугольники на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешке.
3 этап
Так же мы узнали, какие элементы орнамента использовали мастера?
Это - круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.
Цвета для росписи игрушек использовали - желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
4 этап Практическая часть
Когда мы все узнали, нам очень захотелось попробовать слепить из глины самим – дымковскую игрушку.
Начали мы с того, что смешали глину с водой. Лепили по частям, как делали это народные мастера.
Сделали заготовки – туловище, голову, хвост, рога и соединили все эти детали, смачивая место соединения водой (вода играет роль клея). Затем поверхность игрушки загладили мокрой тряпочкой, что бы она была гладкой и поставили игрушки подсыхать. Потом игрушки мы взяли домой, и обожгли их в газовых плитах, так как в детском саду мы этого сделать не смогли. Игрушки стали твердыми. Принесли их в детский сад и продолжили нашу работу с Ларисой Вячеславовной. Мы развели мел в молоке, покрасили игрушки и они стали белоснежными. Затем расписали наши игрушки.
Дальше мы решили попробовать сделать золотые квадратики, как это делали народные мастера. Взяли позолоченную фольгу, обмакнули кисточку в сырое яйцо, и наносили фольгу на рожки. Вот посмотрите, как засияли игрушки, засветились и стали еще ярче. Вот так мы научились делать Дымковскую игрушку и узнали, откуда к нам пришла Дымковская игрушка.
Еще мы узнали, что такое глина и ее свойства. Глина — это продукт земной коры.
Свойство глины – она активно поглощает воду, при смешивании с водой глина становится вязкой, пластичной, после обжига превращаться в прочный, жесткий и водостойкий материал.
Так же мы узнали, чем отличается сырая глина от сухой. Сухая глина рассыпчатая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно лепить), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины. Глина выдерживает высокую температуру – значит она огнеупорная. На обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Спасибо за внимание!!!
Результаты работы:
Презентация «В мире дымковской игрушки»
Выставка «Дымковская игрушка»
Альбом «Стихи о дымковских игрушках»
Выставка рисунков «Дымковские узоры»
Перспектива:
Познакомить детей с филимоновской игрушкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...