Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники"
рабочая программа по аппликации, лепке
: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам в продуктивной деятельности художественно – эстетической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dp_malenkie_volshebniki_batyrova.docx | 87.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»
_______________________ Т.В.Ревкова
Приказ №____ от «____» __________2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
проведение занятий по развитию художественно-эстетических способностей у детей: «Маленькие волшебники»
на 2022-2023 учебный год
Воспитатель
Батырова Э.В.
г. Нижневартовск, 2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ||
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цели и задачи Программы | 4 |
1.1.2 | Принципы и подходы к формированию Программы | 5 |
1.2 | Планируемые результаты | 6 |
1.3 | Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы | 7 |
1.4 | Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе | 7 |
1.5 | Характеристики особенностей развития детей | 7 |
| ||
2.1 | Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей | 11 |
2.2 | Содержание деятельности и формы работы | 14 |
2.3 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 16 |
| ||
3.1 | Организация развивающей предметно-развивающей среды | 16 |
3.2 | Кадровые условия реализации Программы | 17 |
3.3 | Материально-техническое обеспечение Программы | 17 |
3.4 | Планирование образовательной деятельности | 17 |
3.4.1 | Учебный план | 18 |
3.4.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | 18 |
3.4.3 | Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей | 21 |
4. | Перечень литературных источников | 29 |
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”…
(В.А.Сухомлинский)
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Программа включает в себя нетрадиционные техники рисования, лепку и аппликацию. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, презентации, развлечения).
Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.
В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 4-5 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Программа «Проведение занятий по развитию художественно-эстетических у детей» разработана на основании:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Программа развития МБДОУ на 2015-2020гг.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год.
Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ
- Цель и задачи Программы
Цель: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам в продуктивной деятельности художественно – эстетической направленности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;
- Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Развивающие:
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- развивать память, научить работать по памяти;
- развить пространственное мышление;
- развивать самостоятельность и аккуратность в изделии.
- формировать эстетический и художественный вкус.
- Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с народными промыслами, с рукоделием разных народов;
- Принцип единства развития и воспитания;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Принцип общедоступности;
- Принцип преемственность;
- Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип свободы выбора;
- Принцип успешности;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- Принцип системности.
Настоящая программа является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники рисования, аппликации и лепки, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
- Планируемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
В изобразительной деятельности:
- самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты,
- владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их;
- проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В лепке:
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
- использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалами.
В аппликации:
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить свои творческие работы на выставки.
Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения работы, активность работы ребенка на протяжении обучения.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы
Техника рисования.
В ходе реализации программы, дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- пальчиковая живопись;
- монотипия;
- рисование свечой, пастельными и восковыми мелками;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование мятой бумагой (по мятой бумаге);
- рисование путем разбрызгивание краски;
- рисование по трафарету;
- рисование поролоном;
- рисование солью;
- оттиски штампов различных видов;
- точечный рисунок;
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- лепка;
- аппликация.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.
1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных в различных техниках.
1.4 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Основные методы сбора информации о ребенке
-систематическое наблюдение;
-сохранение продуктов детской деятельности;
-беседы с детьми с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей.
Показатели результативности отслеживаются по следующим параметрам:
- овладение техническими навыками и умениями;
- развитие цветового восприятия;
- развитие композиционных умений;
- развитие эмоционально-художественного восприятия;
- развитие творческого воображения.
За каждый показатель – 1 балл.
«О» - показатель "оптимальный" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
«Д» - показатель "достаточный" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
«Н» - показатель "недостаточный" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Рисование | |||
Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) | Дидактическая игра «Найди такой же цвет». Материал: 2 набора карточек 8 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой) | Перед ребенком выкладывается набор карточек. У педагога такой же набор карточек, как и у ребенка (в начале года). Задание: покажи карточку такого же цвета, как у меня. - Какого цвета эта карточка? Примечание. Если ребенок не справляется с заданием, то педагог предлагает ребенку выбрать карточку определенного цвета - покажи мне карточку красного цвета | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием |
Умения работать карандашом, кистью; изображать явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные линии | Рисование на заданную тему. Материал: гуашь желтого и зеленого цветов, кисть, карандаш, бумага | Ребенку предлагается нарисовать на листе бумаги цыпленка, гуляющего на поляне, используя при изображении головы и туловища цыпленка округлые линии, земли - прямую длинную линию, травы - наклонные линии | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием |
Умение создавать узор, состоящий из декоративных элементов | Рисование узора из кругов и полосок разного цвета. Материал: гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, шаблон платочка из бумаги | Ребенку предлагается украсить платочек узором из кругов, полосок красного, синего, зеленого, желтого цветов | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Н - ребенок не справляется с заданием |
Лепка | |||
Умение работать с пластилином (отрывать комочек от целого куска, скатывать шар круговыми, столбик прямим и движениями; соединять концы столбика в виде кольца; сплющивать комок между ладонями; соединять 2-3 знакомые формы | Лепка угощения для куклы. Материал: пластилин, доска для лепки | Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку: конфету -круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием |
Аппликация | |||
Умения пользоваться клеем, создавать изображение путем наклеивания готовых форм | Аппликация «Дом на поляне». Материал: шаблоны дома, дерева, солнышка, облака, травки; клей, лист голубого картона | Ребенку предлагается выполнить аппликацию «Дом на поляне», наклеивая готовые формы на лист картона | О - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Д - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Н - ребенок не справляется с заданием |
№ | Ф.И. ребенка | Рисование | Лепка | Аппликация | |||||||||||||
Изобразительные навыки | Технические навыки | Цветовосприятие | Декоративн. рисование | Умение применять ранее усвоенные приемы лепки | Знание приемов использования стеки | Умение создавать образы разных предметов и игрушек | Умение объединять образы в коллективную композицию | Умение правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, срезать и закруглять углы. | Умение аккуратно наклеивать изображение, состоящее из нескольких частей. | Умение подбирать цвета | Умение составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур | ||||||
Умение передавать несложный сюжет | Умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов | Умение правильно держать карандаш и проводить линии или штрихи только в одном направлении | Умение использовать различные приемы работы кистью | Знание основных цветов и оттенков. | Умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи | Умение различать жанры и виды искусства | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 |
- Характеристика особенностей развития детей
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Важно наладить разумный двигательный режим, создать условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-ритмических упражнений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Она становится в этом возрасте ведущим видом деятельности и обусловливает значительные изменения во всей психике ребёнка. В игре дети 4-5 лет могут заранее придумать и согласовать между собой несложный сюжет, распределить роли, игровой материал.
Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребёнка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
Важным психическим новообразованием детей среднего возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? Зачем? Почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образов. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребёнку предъявить три чёрных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – чёрных или белых?» большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развивать воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 мин. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложные условия.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом, носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.
Наряду с ситуативными эмоциями у детей под влиянием воспитания начинают складываться чувства, выражающие более устойчивое отношение к людям и явлениям, появляется стремление быть полезным для окружающих, внимание к их нуждам, дружелюбное отношение к сверстникам, формируются умение подчинять свои желания требованиям взрослых, зачатки чувства ответственности за порученное дело, результат которого важен для окружающих.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоению детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей практическими и познавательными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применять освоенные приемы.
Изменяется содержание общения ребёнка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Им важно знать как относятся взрослые к поступкам, результатам деятельности, а также к ним самим. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведёт к развитию образа Я ребёнка, его детализации.
В тесной связи с нравственными чувствами у детей развиваются эстетические чувства и отношения, повышается способность откликаться на образное содержание песни, картины, иллюстрации, сказки и рассказа, стихотворения, ярко проявляется сочувствие к положительному персонажу художественного произведения. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий.
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по развитию
художественно-эстетических способностей у детей
Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах;
- возникновению желания добиться планируемого результата;
- приобретению навыка самостоятельной работы;
• дети знакомятся с различными приемами работы с бумагой (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник);
• совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
• развиваются навыки концентрации внимания, так как процесс изготовления заставляет сосредоточиться;
• развиваются навыки следовать устным рекомендациям руководителя;
• стимулируется развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
• происходит знакомство с такими понятиями, как форма, цвет, величина, количество;
• создание игровых ситуаций расширяет коммуникативные способности ребенка;
• развиваются навыки детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации, ручном труде (оригами, конструирование из бумажных полосок и т.д.
• приобретаются навыки аккуратности;
• развивается конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
Занятия проводятся в групповой комнате два раза в неделю по 20 мин: во второй половине дня.
Программа в объеме 64 занятия, из них – 2 занятий отводится на теоретический курс, 62 занятия – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть.
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть.
Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству
Завершающая часть.
Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Структура занятий:
- Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.
2.2. Содержание деятельности и формы работы
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) | сроки |
Информационно-методическое обеспечение | 1.Изучение литературы 2.Составление плана работы дополнительной образовательной деятельности. | В течение года |
Работа с детьми |
| Согласно плану работы кружка |
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия группы с семьей — создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Сотрудничество с родителями | Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем. | В течение года |
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Методические: информационный материал, конспекты, фотоальбомы с изделиями воспитанников, методические разработки, демонстрационный материал, раздаточный материал.
Необходимые материалы и инструменты:
- картон, цветная бумага;
- ножницы большие и маленькие;
- акварельные краски, гуашь, кисти;
- пластилин, стек, подкладной лист;
- салфетки;
- фломастеры, карандаши;
- декоративный отделочный материал.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения. На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний направлены на общее развитие ребёнка. У детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения.
- Кадровые условия реализации Программы
Сведения о педагоге:
ФИО: Батырова Элла Владимировна
Образование – высшее
Квалификационная категория: - первая
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы
Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв. м. на чел. В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).
Хранить изделия из бисера согласно правилам.
3.4. Планирование образовательной деятельности
3.4.1 Учебный план
№ п/п | Наименование услуги | Форма проведения | Кол-во детей | длительность занятия (минуты) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Количество занятий в год |
Проведение занятий по развитию художественно-этетических способностей у детей по программе | групповая | 8 | 20 | 2 | 8 | 64 |
3.4.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности
№ | Наименование занятий | День недели | Время и место проведения | Исполнитель |
Проведение занятий по развитию художественно-этетических способностей у детей | Вторник Четверг Понедельник Пятница | 1,3 неделя 16.30-16.50
2,4 неделя 16.30-16.50 | Воспитатель высшей квалификационной категории |
Тематическое планирование образовательной деятельности
по развитию художественно-эстетических способностей у детей
№ п/п | Тема | Техника | Количество часов | ||||
Октябрь | |||||||
1 | «Осенние листочки» | Рисование по мокрой бумаге | 1 | ||||
2 | «Васильки» | Бумажная аппликация | 1 | ||||
3 | «Ягоды рябины» | Пластилинография | 1 | ||||
4 | «Грибочки» | Аппликация с обрывными элементами | 1 | ||||
5 | «Яблоки в корзине» | Объемная аппликация | 1 | ||||
6 | «Осенние цветы» | Аппликация коллективная | 1 | ||||
7 | «Красивый букет» | Печатание листьями. | 1 | ||||
8 | «Черепашка» | Аппликация из крупы. | 1 | ||||
Ноябрь | |||||||
9 | «Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Техника бумагопластики | 1 | ||||
10 | «Мышка» | Аппликация из резаных ниток. | 1 | ||||
11 | «Снегири и синички» | Объемная аппликация | 1 | ||||
12 | «По небу тучи бежали, птиц в путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | 1 | ||||
13 | «Украсим ежику шубку» | Пластилинография | 1 | ||||
14 | «Первый снег» | Оттиск печатками из салфетки | 1 | ||||
15 | «Курица-несушка» | Панно из перьев | 1 | ||||
16 | «Два петушка» | Рисование ладошкой | 1 | ||||
Декабрь | |||||||
17 | «Ах, ты, Зимушка-зима, все снежочком замела» | Объемная аппликация (коллективная работа) | 1 | ||||
18 | «Снежная семья» | Рисование способом тычка. | 1 | ||||
19 | «Украшение рукавичек» | Рисование оттисками. | 1 | ||||
20 | «Елочка» | Пластилинография. | 1 | ||||
21 | «Елочные игрушки» | Тестопластика | 1 | ||||
22 | «Мы слепили снеговика» | Объемная аппликация | 1 | ||||
23 | «Елочка пушистая, нарядная, душистая» | Техника ниткографики с элементами бумагопластики | 1 | ||||
24 | «Ёлочка пушистая, нарядная» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | 1 | ||||
Январь | |||||||
25 | «Звездное небо» | Фотокопия | 1 | ||||
26 | «Узоры на окнах» | Раздувание капли | 1 | ||||
27 | «Пирожки» | Тестопластика с раскрашиванием | 1 | ||||
28 | «Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | 1 | ||||
29 | «Золотая рыбка» | Обрывная аппликация | 1 | ||||
30 | «Дед Мороз» | Аппликация из ваты. | 1 | ||||
31 | «Снегири на ветке» | Рисование способом тычка. | 1 | ||||
32 | «Веселые зверята» | Тестопластика | 1 | ||||
Февраль | |||||||
33 | «Кудрявый барашек» | Бумагопластика | 1 | ||||
34 | «Мое любимое дерево» | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | 1 | ||||
35 | «Рябинка» | Рисование пальчиками | 1 | ||||
36 | «На что похоже?» | Техника монотипии | 1 | ||||
37 | «Галстук для папы» | Аппликация | 1 | ||||
38 | «Пушистики» | Аппликация из ниток | 1 | ||||
39 | «Покормим птичек» | Обрывная аппликация | 1 | ||||
40 | «Наша улица» | Печатание, набрызг, силуэтное | 1 | ||||
Март | |||||||
41 | «Лесовик» | Моделирование из шишек | 1 | ||||
42 | «Кукла» | Изготовление тряпичной куклы | 1 | ||||
43 | «Солнышко» | Печатание ладошками | 1 | ||||
44 | "Подснежник" | Пластилинография | 1 | ||||
45 | «Цыпленок» | Объемная аппликация | 1 | ||||
46 | «Макарония» | Аппликация из макарон | 1 | ||||
47 | «Встреча с колобком» | Пластилинографика | 1 | ||||
48 | «Леопард» | Аппликация из крупы | 1 | ||||
Апрель | |||||||
49 | «Матрешка» | Раскрашивание | 1 | ||||
50 | «Стрекозы» | Поделка из бросового материала | 1 | ||||
51 | «Ракета летит в космос» | Аппликация из геометрических фигур | 1 | ||||
52 | «НЛО» | Аппликация | 1 | ||||
53 | «Железная дорога» | Мозаика на пластилиновой основе | 1 | ||||
54 | "Верба" | Аппликация из семян тыквы. | 1 | ||||
55 | «Белые кораблики» (коллективная работа) | Аппликация с элементами оригами | 1 | ||||
56 | «Пасхальное яйцо» | Лепка из соленого теста | 1 | ||||
Май | |||||||
57 | «Гусеница» | Печатание | 1 | ||||
58 | «Пчела и оса» (по сказке А.Алиша) | Тестопластика | 1 | ||||
59 | «Мой веселый попугай» | Пластилинографика | 1 | ||||
60 | «Платье» | Аппликация из ткани | 1 | ||||
61 | «Кошка» | Аппликация из ваты | 1 | ||||
62 | «Аквариум с рыбками» | Квиллинг | 1 | ||||
63 | «Поляна одуванчиков» | Рисование одуванчиками с элементами аппликации. | 1 | ||||
64 | «Клоун» | Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера). | 1 | ||||
Итого: | 64 |
3.4.3 Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию художественно-эстетических способностей у детей
Тема | Техника | Задачи | Материалы | Количество часов |
Октябрь | ||||
«Осенние листочки» | Рисование по мокрой бумаге | Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и раскрасить осенние листья. Объяснить последовательность работы. Украсить раздевалку готовыми работами. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Развивать художественное восприятие. | Подготовленные шаблоны кленовых листьев, емкость с водой, гуашевые краски желтого, оранжевого и красного цветов, кисти. | 1 |
«Васильки» | Бумажная аппликация | Познакомить с новым способом вырезания фигур из бумаги, сложенной вдвое. | Цветная бумага, ножницы, карандаши, салфетки, клей, розетки для клея. | 1 |
«Ягоды рябины» | Пластилинография | Беседа о рябине. Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Учить закреплять ягоды рябины , прилепив их на пластилин, закреплять изображение на дереве, прививать навыки трудолюбия. Развивать художественное восприятие. Доставить радость о созерцания своей творческой работы. | ½ листа картона, пластилин, ягоды рябины. | 1 |
«Грибочки» | Аппликация с обрывными элементами | Совершенствовать технические умения работы с бумагой. | Цветная бумага, ножницы, клей, кисти, розетки для клея, салфетки. | 1 |
«Яблоки в корзине» | Объемная аппликация | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА | 1 |
«Осенние цветы» | Аппликация коллективная | Познакомить детей с панорамной коллективной композицией на единой основе. | Цветная бумага, ножницы, карандаши простые, салфетки, клеевые кисти, клей, розетки для клея. | 1 |
«Красивый букет» | Печатание листьями. | Беседа об осенних листьях. Рассмотреть осенние листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. | Осенние листья, краска, кисти, бумага. | 1 |
«Черепашка» | Аппликация из крупы. | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость | Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА. | 1 |
Ноябрь | ||||
«Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) | Техника бумагопластики | Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток . Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста). | ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки | 1 |
«Мышка» | Аппликация из резаных ниток. | Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА | 1 |
«Снегири и синички» | Объемная аппликация | Беседа о зимующих птицах. Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы | Контурные силуэты птиц из черного двустороннего картона. Салфетки желтого и красного цветов, клей ПВА. | 1 |
«По небу тучи бежали, птиц в путь отправляли» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. | 1 |
«Украсим ежику шубку» | Пластилинография | Чтение стихотворения Маршака «Еж». Учить раскрашивать пластилином шубку ёжику. Приклеивать колючки (гречневую крупу) на клей. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка . Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. | Картон, пластилин. Контурное изображение ежика без иголок. | 1 |
«Первый снег» | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки | 1 |
«Курица-несушка» | Панно из перьев | Учить приклеивать перья небольшого размера на шаблон .Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Шаблон с изображением курицы, перья, клей. | 1 |
«Два петушка» | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Цветные карандаши, листы бумаги | 1 |
Декабрь | ||||
«Ах, ты, Зимушка-зима, все снежочком замела» | Объемная аппликация (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно приклеивать на основу кусочков ваты (на крону деревьев, на землю, дома), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, вата | 1 |
«Снежная семья»
| Рисование способом тычка.
| Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | 1 |
«Украшение рукавичек» | Рисование оттисками. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования – оттиски различных форм. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать аккуратность. | Шаблоны рукавичек из картона, различного вида оттиски, штампы, ватные палочки. Гуашевые краски. | 1 |
«Елочка» | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | 1 |
«Елочные игрушки» | Тестопластика | Знакомство с соленым тестом, способом его приготовления, замешивания, раскатывания, создание различных силуэтов с помощью готовых форм. Расширить спектр скульптурных приемов лепки. | Мука, соль, вода, формы для печенья и пластилина для формирования игрушек | 1 |
«Мы слепили снеговика» | Объемная аппликация | Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки | 1 |
«Елочка пушистая, нарядная, душистая» | Техника ниткографики с элементами бумагопластики | Познакомить с новой техникой ниткографики. Закреплять навыки работы в технике мятой бумаги. Продолжать учить отрывать небольшие кусочки бумаги, сминать их в шарики, выкладывать из них изображение. | Подготовленные шаблоны елочек из картона, клей ПВА, нарезанные нитки зеленого цвета на мелкие кусочки, салфетки разных цветов. | 1 |
«Ёлочка пушистая, нарядная» | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | 1 |
Январь | ||||
«Звездное небо» | Фотокопия | Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | 1 |
«Узоры на окнах» | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | 1 |
«Пирожки» | Тестопластика с раскрашиванием | Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. | Клей ПВА, манка, гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, | 1 |
«Снеговичок» | Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка и т.д). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА. | 1 |
«Золотая рыбка» | Обрывная аппликация | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон, имитируя чешую рыбки. | Шаблон из картона – рыбка, бумага желтого цвета, клей ПВА | 1 |
«Дед Мороз» | Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза. | 1 |
«Снегири на ветке» | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | 1 |
«Веселые зверята» | Тестопластика | Создание образов животных, учитывая их характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки, цветной картон | 1 |
Февраль | ||||
«Кудрявый барашек» | Бумагопластика | Упражнять в умении отрывать от листа салфетки кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. | Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфетки, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. | 1 |
«Мое любимое дерево» | Рисование мазком, монотипия, набрызг. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. | 1 |
«Рябинка» | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать заданную поверхность, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать | Гуашь, салфетки, бумага с изображением контура рябины. | 1 |
«На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | 1 |
«Галстук для папы» | Аппликация | Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; Воспитывать уважение к папе. | Готовые галстуки из разноцветного картона, вырезанные звезды и фигуры разного размера, клей, салфетки. | 1 |
«Пушистики» | Аппликация из ниток | Учить детей передавать форму и придавать ей дополнительные черты выразительности, в соответствии с творческой задачей (знакомство с приемом формирования помпонов, накручивание на картонную основу разноцветных нитей). | Нитки для вязания, картонная основа для создания помпонов, ножницы | 1 |
«Покормим птичек» | Обрывная аппликация | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации. | Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки | 1 |
«Наша улица» | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей | 1 |
Март | ||||
«Лесовик» | Моделирование из шишек | Развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина. | Пластилин, шишки, | 1 |
«Кукла» | Изготовление тряпичной куклы | Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы, складывание ткани, обучение навыкам закрепления нитками с помощью узелков. | Разноцветные отрезы тканей, нитки, деревянные палочки | 1 |
«Солнышко» | Печатание ладошками | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого, малинового цветов, кисти. | 1 |
"Подснежник" | Пластилинография | Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. | ½ листа картона, пластилин, ягоды рябины. | 1 |
«Цыпленок» | Объемная аппликация | Учить выполнять аппликацию из целого бумажного комочка, мять его при помощи пальцев рук, дополнять детали карандашами. | Картон с контуром изображения цыпленка, салфетки желтого цвета ,клей | 1 |
«Макарония» | Аппликация из макарон | Развивать комбинаторные и композиционные умения детей: составлять изображение из нескольких частей, красиво размещать на основе. Воспитывать самостоятельность инициативность. | Макароны разных видов. картонная основа, гуашь, клей. | 1 |
«Встреча с колобком» | Пластилинографика | Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в технике пластилинографики. Закреплять умение катать шарики между ладошками или на дощечке. | Вырезанные из картона круги, пластилин желтого цвета, дощечки. | 1 |
«Леопард» | Аппликация из крупы | Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов. Развитие глазомера, мелкой моторики рук. Воспитывать интерес к живой природе, прилежность, аккуратность. | Распечатанный рисунок леопарда на плотной бумаге, клей ПВА, пшено, гречка. | 1 |
Апрель | ||||
«Матрешка» | Раскрашивание | Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. | Листы с изображением матрешки, краска разных цветов, кисть. | 1 |
«Стрекозы» | Поделка из бросового материала | Продолжать знакомить с приемами использования бросового материала. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления создаваемом образе разными изобразительно-выразительными средствами. | Ложки деревянные бумага с контуром крыльев, ножницы, клей, гуашь | 1 |
«Ракета летит в космос» | Аппликация из геометрических фигур | Учить детей, используя образец воспитателя выкладывать из геометрических фигур ракету и наклеивать ее на лист картона. | Вырезанные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круги, образец ракеты. | 1 |
«НЛО» | Аппликация | Учить детей создавать различные летательные (космические) аппараты конструктивным и комбинированными способами используя разнообразные материалы и знакомые способы соединения деталей. Развитие фантазии и мышления. | Плотный картон, пластилин холодных оттенков, упаковки от йогуртов, деревянные палочки и др. | 1 |
«Железная дорога» | Мозаика на пластилиновой основе | Учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. | Спички, пластилин, бумага | 1 |
"Верба" | Аппликация из семян тыквы. | Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. | Картон, семена тыквы, клей, кисть | 1 |
«Белые кораблики» (коллективная работа) | Аппликация с элементами оригами | Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой | Тонированный лист бумаги, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей ПВА, кисти, салфетки. | 1 |
«Пасхальное яйцо» | Лепка из соленого теста | Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки | 1 |
Май | ||||
«Гусеница» | Печатание | Учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. | Необходимые материалы для печатания, гуашь | 1 |
«Пчела и оса» (по сказке А.Алиша) | Тестопластика | Продолжать знакомить детей с новым материалом-соленым тестом. Лепка из теста пчелы и осы, отмечая их отличительные признаки. | Соленое тесто, пуговицы, бусинки | 1 |
«Мой веселый попугай» | Пластилинографика | Закрепить технику пластилинографики с размазыванием с добавлением декоративных элементов; учить сочетать знакомые приемы работы с пластилином. Продолжать учить размазывать пластилин по всей плоскостной фигурке одним слоем и скатывать шарики из разноцветного пластилина. | Заготовки из картона, пластилин, цветные перья, скорлупки от фисташек. | 1 |
«Платье» | Аппликация из ткани | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Готовый силуэт платья на бумаге, разного цвета кусочки ткани, клей ПВА | 1 |
«Кошка» | Аппликация из ваты | Познакомить детей с аппликации из ваты. Учить отрывать от большого куска ваты маленькие кусочки, скатывать между ладоней и наклеивать на контур. Развивать у детей чувство радости, хорошее отношение к домашним питомцам. | Вырезанный из картона силуэт котёнка – по 1 на каждого ребёнка, вата, тарелка, клей ПВА, 1кисть для клея, баночка для клея, клеёнка, влажные салфетки. Игрушка белого котёнка | 1 |
«Аквариум с рыбками» | Квиллинг | Продолжать знакомить детей с техникой квиллинг. Формировать умение закручивать полоски цветной бумаги или гофрированного двухцветного картона в свободный ролл, овал – скрепляя конец полоски клеем, создавать из готовых частей рыбок и водоросли. Развивать моторику рук, усидчивость, чувство композиции. | Картон с наклеенным аквариумом, полоски двухсторонней цветной бумаги, можно гофрированный картон ширина полоски 1 см, клей карандаш, клеёнка, влажные салфетки. Образец. | 1 |
«Поляна одуванчиков» | Рисование одуванчиками с элементами аппликации. | Учить передавать образ одуванчика в совместной работе, закреплять приемы печатания. Закреплять умение в аккуратном наклеивании листьев и стебелька. | ½ альбомного листа. Желтая гуашь. Кисточка для клея. Клей ПВА. Тряпочка, клеенка. Кисточка для рисования. Вырезанные элементы листьев, стеблей. | 1 |
«Клоун» | Лепки с использованием бросового материала (яйцо от киндера). | Формировать умение у детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную основу. Закреплять умение детей ориентироваться в частях лица. Развивать мелкую моторику рук и внимание. Поддерживать у детей эмоциональный фон во время лепки. | Капсулы от киндер - сюрпризов, пластилин разных цветов, доски для лепки. Образец. | 1 |
Итого: | 64 |
4. Перечень литературных источников
- «Забавные поделки из веера и змейки». Автор: Армин Тойбнер. Издательство «Академия развития» 2007 г.
- «Оригами для самых маленьких». Автор:Ольга Сухаревская. Москва «Айрис Пресс» 2010 г .
- «Фантазии из природных материалов». Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2011 г .
- «Чудеса из соленого теста». Автор: Чернова Г.Н Скрипторий 2005 г.
- «Соленое тесто». Автор: Давыдова Г.Н. М АРТ 2005 г.
- «Радуга аппликации». Автор: Гурская И.В. СПб Питербург 2007 г.
- «Зёрнышко к зёрнышку» Автор: Екатерина Немешаева. Москва издательство «Айрис Пресс» 2010 г
- «Маленький мастер» Автор: Геронимус Т. М.издательство «Аст – Пресс школа» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги по дизайн-деятельности "Маленькие волшебники"
Данная программа содержит пояснительную записку и перспективный план работы.Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, ...
Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...
Отчет по дополнительной образовательной программе "Юные волшебники"
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образ...
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по экспериментально-исследовательской деятельности "Юные волшебники"(старшая группа, дети 5-6 лет)...
План дополнительной образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» воспитанников комбинированной группы №37 «Юные волшебники»
Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие волшебники» с детьми 5-6 лет
Направленность: художественная.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техник...
Дополнительная образовательная программа "Юные волшебники"
Полезно для педагогов ДОУ...