Конспект занятия "Матрёшка" в средней группе
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Гладышева Екатерина Валерьевна

Анонс: Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг.Сегодня мы предлагаем сделать матрешек.                                                                                                                                                                

 

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.                                                                   

Задачи: Изготовить с детьми матрешек из картона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_matryoshka.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Анонс: Данный вид аппликации можно использовать и с детьми более старшего возраста, таких матрешек можно сделать и использовать в качестве закладок для книг.Сегодня мы предлагаем сделать матрешек.

Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.

Задачи: Изготовить с детьми матрешек из картона.

Образовательные:

Учить детей работать с шаблонами, методом срезывания углов формировать овал, учить детей самостоятельно рисовать лицо матрешкам.

продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла.

Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.

Развивающие:

Развивать у детей чувство композиции, аккуратность при наклеивании деталей, творческие способности детей.

развивать умение сравнивать элементы, находить общее и отличие;

развивать интерес детей к народному творчеству;

развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук;

развивать основные движения, повышать двигательную активность;

развивать связную речь.

Воспитательные:

воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;

воспитывать любовь к народному искусству;

воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?

Ответы детей.

Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы - ……

Дети: Матрешки.

Воспитатель: Правильно, матрешки.

Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.

Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.

Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.

Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.

Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?

Дети: Другие Матрёшки.

Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель: Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?

Дети: Пять Матрёшек.

Воспитатель: А какие Матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.

Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.

Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.

Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.

Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.

Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.

Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.

Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель: Какой узор на сарафане?

Дети: Цветы, ягоды, листья.

Воспитатель: А на голове у матрешки что?

Дети: Платок.

Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.

Воспитатель: А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.

Воспитатель показывает другую Матрёшку.

Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?

Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.

Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.

Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?

Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.

Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?

Дети: Желтый, красный, синий.

Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками. Разделимся с вами на 4 команды: 1 команда – Семёновская Матрёшка, 2 команда - Полхов – Майданская Матрешка, 3 команда – Загорская, 4 команда – Сергиев-Посадская.

Дети делятся на команды. Одному из участников каждой команды даётся соответствующая Матрёшка.

Воспитатель: Вы «Матрёшки», двигаетесь под музыку вокруг главных Матрешек, когда музыка затихает, вы приседаете и закрываете глаза, а Матрешки перебегают на другое место. Как только музыка начнёт опять играть, открываете глаза и ищите своих Матрешек.

Подвижная игра «Найди свою матрешку».

Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.

Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и заготовки для изготовления матрёшки

Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами и изготовить своих Матрешек. Вы согласны?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую. Проходите за столы и занимайте свои места.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Ребята! прежде чем к работе приступать надо наши пальчики размять.

Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».

Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

На ногах у нас сапожки, поочередно выставляют правую и левую ногу.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Приступим к выполнению работы.

Дети по совместно составленному плану изготовляют матрешку.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, вы все прекрасно справились с заданием.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.

Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Конспект НОД по экологии в средней группе с использованием ИКТ «Берегите лес» (разработала Докудовская Г.Н., воспитатель средней группы МБДОУ "Детский сад № 13 "Золотой ключик" г.Гая Оренбургской области

В организованной образовательной деятельности педагог, используя презентацию, закрепляет знания детей о жизни леса, строении деревьев; бережном отношении к богатствам леса и правилах поведения в лесу....