Саморазвитие «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры по средствам декоративно-прикладного искусства»2021-2026гг
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (старшая группа)

Васенева Жанна Николаевна

Программа саморазвитиия в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития

воспитателя на 2021-2026гг. по теме

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры

по средствам декоративно-прикладного искусства»

                                                                                  Васеневой Ж.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по прикладному искусству. Прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

      Видеть красоту предметов прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

        Данная программа по декоративно – прикладному творчеству широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

        Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной творческой активности.

        Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструктивного мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и др. материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами будет начата с более простых поделок, а постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

        Программа предназначена для детей 8-13 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Практические занятия составляют основную часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – от 3 человек.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Большие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года по 2 часа в неделю.

        Цель программы – формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

        Ребенок, занимающийся по программе «Кудесники» становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребят техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. На занятиях дети пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий.

Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса. Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Задачи:

Обучающие:

освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;

выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, декоративно – прикладного искусства;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям;

развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;

развитие мелкой моторики рук;

развитие креативного мышления;

развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры.

Воспитательные:

воспитание  смекалки, трудолюбия, самостоятельности;

воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

развитие коммуникативных способностей;

осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание несовершеннолетних;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.       

Структура занятия:

Показ и объяснение руководителя.

Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью руководителя.

Самостоятельная творческая работа детей.

Формы работы:

теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний;

работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

практические занятия по изготовлению поделок.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация)

репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия)

частично–поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем

исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

эвристический – творческие задания.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку)

коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Участники проекта: воспитанники,воспитатель, родители.

 Используемые техники работы

Поделки из одноразовых картонных тарелок

  1. Лягушка -квакушка
  2. Жираф
  3. Котенок
  4. Осьминог
  5. Золотая рыбка

Знакомство с техникой изготовления поделок из бумажных тарелок. Техника безопасности при работе с ножницами. Выполнение героев из мультфильмов и сказок. Развивать творческое воображение,  фантазию ребёнка, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и усидчивость при создании поделки.

Поделки из картона и нити (Ниткография)

1 Одежда для собачки Сони

  1. Новогодняя елка «Дракон»
  2. Ежик
  3. Игрушка качалка Зебра
  4. Воробей
  5. Осеннее дерево

Познакомить детей с новой техникой наматывание нитей .Это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Занятия с податливой мягкой нитью успокаивают дошкольников, они работают более аккуратно.

Пейп- арт (поделки из салфеток)

  1. Изготовление панно

- зайчик

-колобок

-золотая рыбка

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой пейп-арт.Это техника декорирования бумажными салфетками, а точнее выполнение рисунка нитью из салфеток.Для работы нам потребуется салфетки, клей,ножницы, палочка или зубочистка, трафарет или эскиз того, что мы собираемся делать.Создание работ в технике «пейп-арт» позволяет:Развивать творческую активность,Преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом,воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда: своего и взрослых.

Поделки из ткани

Изготовление домашних оберегов, домовенок Кузя

Изготовление своими руками оберега – поделки «Домовёнок». Научить практическим умениям и навыкам работы по выполнению оберегов. Расширять познавательные процессы детей в области народоведения. Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. Укрепить чувство собственного достоинства и умения слаженно работать в коллективе. Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространствен-ному анализу. Формировать целостное представление детей о традициях, символике и технологии изготовления оберегов. Развивать творческий потенциал и стремление работать самостоятельно. Развивать художественный вкус, чувство меры и такта. Формировать интерес к народной культуре, национальному этикету, уважение к прошлому русского народа

Подарочный сувенир

  1. Открытка для мамы
  2. Подарок для папы

Научить изготовлять поделки из бумаги. Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе. Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес, устную разговорную речь.

Новогодний сувенир

1 изготовление новогодних елочек

Техника гофрированная бумага , ниткография, макаронные  изделия, изготовление подарочных башмачков, валенки, варежки.

Обучать детей различным приёмам работы с бумагой и другим материалом, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.

Бумагопластика (мятая бумага)

1 Аквариум

2 Кот

3 Медведь

4 Рыба

5 Сова

6 Мышки-Норушки

7 Божья коровка

Знакомство с моделями поделок из мятой, гофрированной бумаги и этапами изготовления. Формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера. Развивать любознательность, воображение, творческое, техническое и художественное мышления, умение следовать устным инструкциям. Воспитывать любовь к близким людям, развивать способность видеть красоту природы.

Поделки из ватных дисков и палочек

1 Рыбки

2 Овечка

  1. Аист
  2. Снеговик
  3. Зимнее дерево
  4. Гусеница
  5. Корзина цветов
  6. Снежный город
  7. Подснежники

10 Пудель

11 Цветик-семицветик

Привлечь внимание детей к поделкам из подручного материала – ватные диски.Способствовать формированию умений работать ножницами, вырезывания простых предметов из бумаги, картона. Совершенствовать навыки наклеивания деталей в определенном порядке. Формировать навыки создания несложной композиции: подбирать цвета, по-разному располагать в пространстве изображения поделок, дополнять недостающие детали для задуманного сюжета. Развивать творческое мышление, воображение, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес к ручному труду.

Итоговая выставка работ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

С целью повышения мотивации детей к выполнению предлагаемых в программе заданий организовывать занятия в увлекательной, необычной форме, с использованием игр.В ходе каждого занятия проводить не менее двух динамических пауз, во время которых выполняются упражнения на развитие и коррекцию двигательной сферы и мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Квасникова А.В.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской ПРЕЗЕНТАЦИЯ Квасникова А.В....

"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры".

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры"....

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРОТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ХОХЛОМА

Золотая Хохлома Вы не знаете, ребята,Отчего и почемуОчень часто называютЗолотою Хохлому?Разве золотом покрытыВ ней деревья и дома,Может всюду там сияютЗолотые купола?Деревянная, резная,Расписная ...

Самообразование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Самообразование по теме: "Приобщние детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...

Презентация самообразования по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Презентация "Приобщение детей доошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...