По плану самообразования. Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».
презентация

Толкач Ксения Эдуардовна

Ознакомление педагогов с народными промыслами России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России». Подготовила и разработала: Толкач К.Э

Слайд 2

К народным промыслам Центральной России относятся : Дымковская игрушка. Хохломская роспись. Гжельская роспись. Жостовские подносы. Палехская миниатюра. Городецкая роспись. Финифть.

Слайд 3

«ДыМкОвСкАя ИгРуШкА». Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником СВИСТУНЬЯ , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А.Мерзину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка"Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА:

Слайд 4

1.ТЕХНОЛОГИЯ Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для её производства используется местная красная глина , тщательно перемешанная с мелким речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями , замешанными на яйце с квасом , используя вместо кистей палочки и перья.

Слайд 5

1.1 ТЕХНОЛОГИЯ Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни . Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Слайд 6

1.3 Значение дымковской игрушки Памятник дымковской игрушки был поставлен напротив нового здания Кировского театра кукол. Дымковская игрушка стала одним из брендов Кировской области , подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекция современных модельеров.Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:

Слайд 7

Чем знаменито Дымково ? Игрушкой своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах. Сияйте охра с суриком По всей земле в домах. От дымковской игрушки Идет тепло и свет. И пусть он не иссякнет Десятки, сотни лет .

Слайд 8

2. хохлома Хохлома́ - старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода . Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности . Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

Слайд 9

2.1 Хохлома Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

Слайд 10

2.2 Центры Хохломы В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях — филиалы).

Слайд 11

2.3 Технология Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала делают заготовки из древесины, Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа. Потом основу покрывают грунтовкой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до момента когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски — коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Слайд 12

2.4. Факторы, давшие толчок развитию хохломской росписи Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную. Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные "щепным товаром" суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Слайд 13

3 Гжель Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики . Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район , состоящий из 27 деревень , объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань . Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области . До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам .

Слайд 14

3.1 История Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии . Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка , она же Гжелка , Гжолка , Гжелька ; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы ), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля , наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud ( i )- el - (сравни др.-прусск . 'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии : прусск . Gudeniten , лит. Gudelupis , латыш. Guddel , курш . Gudde и ряд других [1 .Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:

Слайд 15

3.2 Производство Посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо гелью , словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные. Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.

Слайд 16

3.3 Из истории Издавна Гжель славилась своими глинами . Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века . В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и « повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов , по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «...Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская... , которой нигде не видал я белизною превосходнее ...».До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич , гончарные трубы, изразцы , а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей , Иван Иванович Кокун . Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

Слайд 17

3.4 Из истории После 1802 года , когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса , из которого во множестве делали квасники , кувшины и кумганы . Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Ракеты Около 1800 года в деревне Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800— 1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых , некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта железнодорожная станция , получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

Слайд 18

А мы, ребята гжельские, Известны на Руси Керамикой чудесною – У каждого спроси.

Слайд 19

4 Жостовские подносы Жостово — деревня в Мытищинском районе Московской области , известная художественным народным промыслом — изготовлением расписных подносов из жести ( жостовская роспись ). Входит в городское поселение Пироговский . Расположена неподалёку от Клязьминского водохранилища . Население деревни на начало 2006 года — 557 человек.

Слайд 20

4.1 История росписи Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале , где были расположены металлургические заводы Демидовых ( Нижний Тагил , Невьянск , Верх-Нейвинск ), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове , Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — « Металлоподнос » в деревне Жостово , которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Слайд 21

4.2 Этапы жостовской росписи Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово « тенёжка »—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. Прокладка цветом Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит. Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, « семенца » в центре чашечек цветов. Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Слайд 22

4.3 особенности жостовской росписи Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов , И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов , Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

Слайд 23

5 Палех Па́лех — посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области . Палехская миниатюра — народный промысел. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше . Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Слайд 24

5.1 история Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами . Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием м осковской , новгородской , строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и с оборов , в том числе Грановитой палаты Московского Кремля , храмов Т роице-Сергиевой лавры , Новодевичьего монастыря .После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоночальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина . Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной в ыставке в 1924 . 5 декабря 1924 семь палехских художников И. И. Голиков , И. В. Маркичев , И. М. Баканов , И. И. Зубков , А. И. Зубков , А. В. Котухин , В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И . П. Вакуров , Д. Н Буторин , Н. М. Зиновьев . Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже .Союз художников Палеха возник в 1932 . В 1935 артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954 образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР .

Слайд 25

5.2 стихи о палехе Не печалься, древняя земля! Ты богата сказками да былью… Русские иконные края… Палеха несломленные крылья! Будто свиток Палешка-река В полосе вишневого заката Белый храм возносится куда-то, Мудрый, как ушедшие века! Сколько здесь оставлено сердец, Сколько тут написано шкатулок?! … Да и сам-то Палех, как ларец, Первозданен, искренне и хрупок. Зарастает речка муравой. На воде – венок живой из лилий… (То ли день струится золотой, То ли свет из утонченных линий?..) Не печалься, древняя земля! Пчелами гудит лесной малинник… Русские иконные края Сохраняют таинства святыни.

Слайд 26

6 « ГоРоДеЦкАя РоСпИсЬ» Городецкая роспись — русский народный художественный промысел . Существует с середины XIX века в районе города Городец . Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры ; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Слайд 27

6.1 История Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок , имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба , рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников .

Слайд 28

6.2 особенности В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем . Это — быт крестьянства , купечества , пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А . В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы . Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

Слайд 29

7 Финифть Фини́фть ( др.-рус . финиптъ , химипетъ , из ср.- греч . χυμευτόν , то же от χυμεύω — «смешиваю» [1] ) — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Слайд 30

7.1 финифть русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в г. Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются прозрачными огнеупорными красками на медных изделиях, покрытых эмалью (образки, с середины XIX века — портреты, пейзажи). Фабрика «Ростовская финифть» изготавливает ювелирные изделия, сувениры с декоративными изображениями цветов, пейзажей.

Слайд 31

7.2 Изготовление Традиционная технология выполнения финифти своеобразна, Из тонкого, до 1,5 мм медного листа (медь и золото лучше всего принимают эмаль) штампуются слегка выпуклые пластинки различной формы и размеров. Затем тщательно очищенные поверхности пластинок покрывают одноцветной эмалевой массой. После эмалевой грунтовки их обжигают в муфельных печах при температуре 750 Со.

Слайд 32

7.3 Что украшали В Петербурге, Москве и Ростове Ярославском миниатюрой по эмали украшали табакерки, шкатулки, медальоны, ордена. В основном мастера Ростова занимались росписью иконок, вставок к церковным книгам и утвари. В XIX веке они уже не ограничиваются выполнением образков, а копируют произведения русских и западноевропейских живописцев и выполняют самостоятельные композиции.

Слайд 33

7.4 «Ростовская финифть» В 1960 году артель мастеров эмалевой миниатюры была Гарнитур "Пробуждение" (серьги, брошь). Ростовская финифть преобразована в фабрику "Ростовская финифть", которая на сегодняшний день Фабрика "Ростовская Финифть"является единственным предприятием с таким профилем деятельности в России. Ассортимент выпускаемых изделий насчитывает свыше 400 наименований и включает в себя: ювелирные украшения, шкатулочки, зеркала, коробочки, визитницы , миниатюрные портреты и панно, которые радуют нас богатой красочной гаммой и в сочетании с тонкой филигранью из посеребренной меди и серебра несут в себе тепло ручного труда, такого редкого и ценного в наш современный

Слайд 34

ВыВоД : Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые звоны колоколов и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. И я думаю, что наш сегодняшний урок, поможет вам в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Народные промыслы России».

Ознакомление педагогов с народными промыслами....

Беседа с детьми старшей группы. Тема: «Народные промыслы России».

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение...

Методическая разработка для воспитателей старшей группы по теме «Народные промыслы России»

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять характерные особенности изделий различных народ...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Консультация для родителей тема "Народные промыслы России"

Данный материал предназначен для родителей. Консультация на тему "Народные промыслы России"- повышение педагогической грамотности родителей о народно - прикладном искустве....