Конспект занятия в старшей группе. Пластилинография на тему «Весёлые Матрёшки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Цель деятельности:  выполнить модель матрешки в технике пластилинография.

Образовательная: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой. Формировать умение оформлять игрушку  в народном стиле; отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);

Развивающая: Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Воспитательная: Воспитывать интерес к народной культуре

Материалы и оборудование: Картонные фигурки матрешек, пластилин, стеки, салфетки, доски, игрушки-Матрешки различной росписисундучок

Ход занятия

1. Организационная часть.

На столе педагога стоит сундучок.

Педагог: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

Дети: Матрешка

Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку.

Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её.

Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.

Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским

Именем  Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.

Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.  Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
-У меня в сундучке прячутся другие матрешки.

Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.

Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;

семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;

 у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.

У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?

Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.

Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.

Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)

 

Хлопают в ладоши

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы в похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

 

2. Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом –будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.

Педагог: Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Педагог: Для цветочков нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.

Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога.

Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»

Я в ладоши хлопаю

Я в ладоши хлопаю

И ногами топаю.

Ручки разотру,

Тепло сохраню.

Ладошки, ладошки,

Утюжки-недотрожки.

Вы поглядите ручки,

Чтоб играли лучше,

Вы поглядите ножки,

Чтоб бежали по дорожке.

3. Заключительная часть.

Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе. Пластилинография на тему

«Весёлые Матрёшки»

Цель деятельности: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.

Образовательная: Познакомить с народной игрушкой – матрешкой. Формировать умение оформлять игрушку в народном стиле; отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);

Развивающая: Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Воспитательная: Воспитывать интерес к народной культуре

Материалы и оборудование:, Картонные фигурки матрешек, пластилин, стеки, салфетки, доски, игрушки-Матрешки различной росписи, сундучок

Ход занятия

1. Организационная часть.

На столе педагога стоит сундучок.

Педагог: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

В деревянной Машеньке

Внутри кукла Сашенька.

Открой куклу Сашеньку,

А там - крошка Дашенька.

А в сестрице Дашеньке

Есть малютка Пашенька.

Дети: Матрешка

Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку.

Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её.

Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.

Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским

Именем Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.

Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой. Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
-У меня в сундучке прячутся другие матрешки.

Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.

Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;

семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;

у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.

У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?

Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.

Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.

Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.

Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)

Хлопают в ладоши

Дружные матрешки.

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись,

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

Вы в похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

2. Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом –будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.

Педагог: Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Педагог: Для цветочков нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.

Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога.

Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»

Я в ладоши хлопаю

Я в ладоши хлопаю

И ногами топаю.

Ручки разотру,

Тепло сохраню.

Ладошки, ладошки,

Утюжки-недотрожки.

Вы поглядите ручки,

Чтоб играли лучше,

Вы поглядите ножки,

Чтоб бежали по дорожке.

3. Заключительная часть.

Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»

Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Посуда»

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении.Совершенствовать грамматический строй  речи. ...

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 1)

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Овощи " (Занятие № 1). Ориентирован на среднюю группу детского сада....

План-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по лексической теме "Овощи" (Занятие № 2)

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме "Овощи". Занятие № 2. Ориентирован на среднюю группу детского сада....

Конспект занятия в старшей группе пластилинография "Снегирь на ветке рябины"

Конспект занятия в старшей группе пластилинография "Снегирь на ветке рябины"...