Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Украшение деревянной ложки по мотивам городецкой росписи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Булатова Ирина Петровна

 Конспект открытого занятия  по декоративному рисованию в старшей группе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Куртамышский детский сад № 9»

Конспект открытого занятия

по декоративному рисованию в старшей группе

«Украшение деревянной ложки по мотивам городецкой росписи»

Составила и провела

педагог дополнительного образования:

Булатова Ирина Петровна

Куртамыш, 2023 г

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Украшение деревянной ложки по мотивам городецкой росписи»

Цель: приобщение детей к народно-прикладному творчеству России; к художественному творчеству в декоративном рисовании. Учить расписывать ложку в стиле «Городец».

Задачи:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам городецкой росписи.
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой последовательности.
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
  • Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров - городецкой посуде, особенностях её росписи.
  • Воспитывать интерес любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Предварительная работа:

  • Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
  • Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, образцов.
  • Рисование элементов городецкого узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Материал и оборудование:

Демонстрационный:

  • Выставка предметов народно-прикладного искусства: городецкие изделия.

Наглядный материал.

  • Иллюстрации с образцами городецкой росписи.

Ход занятия.

Организационный момент.

Педагог: - Доброе утро, ребята, к нам сегодня пришли гости, оглянитесь. Давайте улыбнёмся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Очень часто за событиями

И за сутолокой дней,

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Педагог: Сейчас мы произнесем волшебные слова и окажемся с вами на ярмарке в чудесном округе города Нижний Новгород.

Раз, два, три – повернись,

И на ярмарке ты очутись!

Дети кружатся вокруг себя и присаживаются на стульчики.

Педагог: Отгадайте куда мы отправимся:

Есть на Волге город древний

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец!

Педагог: О каком декоративном русском искусстве эти стихи?

Дети: Городец.

Педагог: Да, правильно, Городец и мы сегодня снова отправляемся на ярмарку старинного русского народного промысла к городецким мастерам.

Педагог: Посмотрите, какую роспись мы видим на изделиях и предметах, которые продаются на нашей ярмарке?

Дети: Городецкая роспись.

Педагог: Что мастера расписывали этой дивной росписью?

Дети: Посуду, игрушки, мебель (обращаем внимание на стульчики, расписанные городецкой росписью).

Педагог: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир: дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные городецкие изделия!

Педагог: Что чаще всего мастера расписывают городецкой росписью?

Дети: посуду.

Педагог: А из какого материала сделана эта посуда?

Дети: из дерева.

Педагог: На прошлом занятии мы с вами расписывали дощечки, а сегодня я предлагаю вам снова стать городецкими мастерами и расписать «изделие» - ложку (педагог показывает городецкую ложку).

Педагог: А для чего нам нужна ложка?

Дети: чтобы есть.

Педагог: На столе у вас под цвет дерева желтые заготовки вот такой величины (большие). А все дело в том, что в старину вся семья ела из одной большой миски, а вот без своей ложки не мог обойтись никто. Емкость ложки (ее размер) имела большое значение; больше зачерпнешь щей - больше достанется!

Педагог: Посмотрите на эти изделия и скажите, из каких элементов состоит Городецкая роспись?

Дети: цветы, листья.

Педагог: А сейчас я загадаю вам загадки, а вы вспомните на этих ярких образцах, какие цветы мы уже умеем рисовать.

Она круглая, как чашка,
И зовут ее…
(ромашка).

Ей в жару не будет жарко.
Она в воде, она…
(купавка).

Словно чудо тут и там,
Распускается…
(розан).

Практическая часть:

Педагог: На столах у вас лежат расписные деревянные ложки, какой цветок городецкой росписи вы видите?

Дети: розан.

Педагог: Прежде, чем приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики. (Дети берут деревянную ложку в руки)

Пальчиковая гимнастика:

Ложку я в руках катаю и ладошкой согреваю.

Очень быстро мы катаем. Никогда не замерзаем.

Педагог: Готовы поработать? Простым карандашом выполним узор на ложке. В центре нарисуем большой цветок «розан» (дети выполняют по образцу). Рисуем листья, завитки, травку.

Педагог: Наши ложки готовы для росписи. Прежде, чем расписывать ложки, давайте немного отдохнем!

Педагог: Я хочу спросить вас, любите ли вы сюрпризы? Я сегодня пригласила к нам на занятие еще одну гостью, давайте позовем ее, а для этого …

-Ты три раза должен хлопнуть,
И пять раз ногами топнуть,
Рядом другу улыбнись:
«Наша гостья, появись!»

Входит музыкальный руководитель в русском народном костюме.

Василиса: Здравствуйте, люди хорошие! Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Веселья вам да радости. Хорошего подворья да доброго здоровья!

Педагог: Спасибо! Кто вы гостья дорогая и с чем к нам пожаловали?

Василиса: Я, Василиса. Прошел слух, что у вас тут на ярмарке ложки необычной красоты, чьих же мастеров такая чудесная роспись?

Дети: Городец

Василиса: А вы знаете, что ложка, это не только предмет быта и сувенир, но еще и музыкальный инструмент.

Игра на ложках.

Педагог: Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. Давайте вернемся в нашу мастерскую. А ты, Василиса, будь нашей гостьей.

Педагог: Приступаем к росписи ложки. Вы должны выполнить узор яркими красками. Какие цвета возьмем для росписи?

Дети называют цвета, открывают гуашь.

Педагог: Для чего нам белая краска?

Дети: для оживки.

Под руководством педагога, дети расписывают ложку:

-«Кайма» - обводим по кругу ложки.

-«Подмалевок» - закрашиваем круг «розана».

- Закрашиваем листочки. Обводим завитки.

- «Оживка» - белой краской оживляем цветок и листочки.

Педагог проговаривает правила работы:

Краску лишнюю на кисти очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик, о край баночки сними.

Кисть промой водою чистой, о салфетку промокни,

Новой краски набери.

Итог:

Педагог: Наши ложки готовы, пора возвращаться в детский сад. Произнесем волшебные слова:

Раз, два, три – повернись,

И в детский сад опять вернись!

Педагог: Ребята, какими мастерами мы сегодня были? Какие элементы вы сегодня рисовали? Что вам больше всего понравилось рисовать?

Педагог: Ребята, вы справились с заданием. Я рада, что у вас получились такие прекрасные работы. Вы действительно настоящие мастера! На этом наша работа не заканчивается, на следующих занятиях мы будем продолжать учится рисовать коней городецких и красивые композиции с птицами .

Педагог: А теперь покажите свои работы и давайте вместе с нашими гостями полюбуемся ими.

Педагог:

Кто рисует – Городец,

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы-

Это все для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это все?… для Городца!

Какие молодцы, какие красивые городецкие узоры получились у вас на изделиях! Вы работали как настоящие городецкие художники! На этом наше сегодняшнее занятие подошло к концу, а нашим гостям давайте скажем:

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект занятия по декоративному рисованию В старшей группе На тему: «Рисование по мотивам хохломской росписи».

Конспект занятия по декоративному рисованию                         В старшей гр...

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись деревянной доски»

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкая роспись деревянной доски»Цель: Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи, выделят...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью» Тема: «Городецкая роспись»Возраст детей: Старшая группа (5-6лет)Цель:...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему«Знакомство детей с Городецкой росписью»                            ...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему «Знакомство детей с Городецкой росписью»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему«Знакомство детей с Городецкой росписью» Программное содержание:Образовательные задачи: познакомить с городецкой росписью. Формироват...