Консультация для педагогов "Методика обучения технике "Пластилинография на занятиях в детском саду"
консультация по аппликации, лепке
Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и поддержать творческий подъем детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_plastilinografiya.docx | 185.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и поддержать творческий подъем детей.
Материал. Основным материалом служит пластилин. Это мягкий материал, способный обладать любой формой, однако оставляет жировые пятна и меняет свое качество при долгом лежании. Это следует учитывать воспитателю в работе с пластилином. У ребенка должен быть только свежий материал. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону, поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком».
Материал-основа (картон, пластик, керамическая плитка и др.). Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Можно пользоваться также прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал: перышки, семечки, бисер и др. Возможен дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки)
Инструментарий. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, неотделимый от ребенка, но, кроме этого, существуют специальные инструменты для работы – лопаточка-стек, которые часто прилагаются к набору пластилина. Стеки бывают деревянные, пластмассовые и самой разнообразной формы. Иногда вместо стека можно использовать нож из кукольного набора, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться и своим удобным предметом.
Для работы необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30х25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно сделать самостоятельно из куска линолеума или отслужившей сухо стираемой доски. Работать на клеенке неудобно, т.к. она тянется за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она нужна, когда на рисунке нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Организация рабочего места и процесса. Для успешной творческой работы необходимо правильно организовать рабочее пространство. Для этого необходимы:
∙ Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.
∙ Хорошее освещение, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.
∙ Предметы должны быть расположены на рабочем столе в порядке как перед началом работы, так и после нее: пластилин должен лежать в закрытой коробке; картон должен в специальной папке; стеки должны храниться в футляре или специальном пенале; подкладная доска должна лежать в специальной папке.
Правила техники безопасности при работе с пластилином. При работе с материалами и инструментами необходимо соблюдать определенные правила безопасности. О них рассказывает детям воспитатель перед началом работы, и он же строго следит за их выполнением. К таковым относятся следующие правила:
∙ При работе следить за своей осанкой, чтобы меньше уставать и не нагружать позвоночник.
∙ Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
∙ Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
∙ Перед работой следует разогреть пластилин, разминая его руками.
∙ Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
∙ Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
∙ Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
∙ После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
∙ По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
∙ Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Воспитатель можно использовать музыку в процессе работы детей, т.к. соответствующая музыка настраивает на творчество и способствует творчеству. Музыка не должна звучать громко или слишком тихо, она должна быть лишь фоном работы в оптимальном режиме громкости.
Пропедевтические занятия в младших группах. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, и потому подготовительная работа ведется, как правило, в младших группах.
Дети работают вместе с воспитателем. Они сначала учатся скатывать шарики и колбаски разных цветов. Затем учатся прижимать их пальчиком, чтобы получить другие объемы. И на последнем этапе воспитатель учить детей крепить пластилин к основе, прижимая комочек пальчиком к картону-основе или к какому-то рисунку. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте
Важное значение в пропедевтической работе начинает приобретать цвет пластилина – как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Этапы создания «картины» в технике пластилинографии в старшей группе. Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»).
1-й этап. Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников.
Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно.
На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
2-й этап – воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло):
Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.
Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом.
В несколько иной технике выполняется более сложная композиция:
Она более ажурна и изящна, поскольку требует более тонкой и кропотливой работы.
Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие. При рисовании цвета дети выбирают сами.
Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Можно научить детей смешивать пластилин двумя способами. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.
3-й этап – завершение работы, оценивание результата, выставка работ.
Уборка рабочего места и приведение в порядок инструмента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...
консультация для воспитателей: «Нестандартное оборудование для занятий в детском саду»
укрепление здоровья детей с помошью нестандартного оборудования, сделанного своими руками...
Консультация для родителей "Обувь для музыкальных занятий в детском саду"
Рекомендация для родителей:"Обувь на музыкальных занятиях и праздниках"...
Консультация для родителей "Использование девайсов на занятиях в детском саду"
Девайсы - это не просто интересная игрушка, но и средство обучения дошкольников....
Консультация для родителей " Для чего нужны занятия в детском саду"
Консультация для родителей " Для чего нужны занятия в детском саду"...
Консультация для родителей "Что такое музыкальное занятие в детском саду и чему научится ваш малыш за этот год?"
консультация для родителей 2 младшей группы...
Консультация для родителей "Что такое музыкальное занятие в детском саду и чему научится ваш малыш"
Консультация для родителей«Что такое музыкальное занятие в детском саду и чему научится ваш малыш» Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о том, чему научится ваш малыш и как в домаш...