Нетрадиционные методы и приемы лепки
статья по аппликации, лепке

Идрисова Фируза Эйвазовна

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_i_priemy_lepki.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы и приемы лепки

«В семье изобразительных искусств

лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Это первое чтение, изложение предмета».

И. Я. Гинцбург

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Лепка - это объемное, трехмерное изображение предметов в пространстве с помощью мягкого вещества: глины, пластилина. Своеобразие лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях. Своеобразным является и содержание детской лепки. Дети лепят почти все окружающие предметы. Взрослые должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора и помнить, что лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

  • использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
  • интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
  • создание оригинальных лепных образов.

Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов, поддерживанию их эмоционально-положительного отношения к данному виду деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Нетрадиционные техники лепки способствуют развитию данного вида художественной деятельности.

Одним из основных достоинств является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости, быстроты и индивидуальности каждого ребенка.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, массы для лепки. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса.

Каждый из перечисленных мною материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке. Можно много говорить о том, какое значение имеет занятия лепкой не только в детском саду, но и в условиях

семейного воспитания. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка, а именно:

  • повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Из пластилина можно создавать не только объемные фигурки

все возможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.

Самый выполнимый способ – просто брать кусочки пластилина нужного цвета, разминать в руках, затем заполнять черно-белый рисунок тонким слоем материала.

В настоящее время на прилавках магазинов появился огромный выбор различных пластических материалов: восковой пластилин (мягкий), массы для лепки (высыхающие), шариковый пластилин (высыхающий и нет), пластилин, который не липнет к рукам и имеет возможность смешивания цветов, «Handgum » (в переводе «жвачка для рук»).

В связи с появлением новых материалов для лепки, появляются и различные техники выполнения работ, о некоторых из них я и хочу рассказать.

  1. «Шнурки» из пластилина.

  1. Для создания жгутиков нужен исключительно мягкий пластилин, иначе процесс будет невыполнимым. Подберите нужные оттенки пластилина для рисования.
  2. Также понадобится шприц (медицинский, либо специальный для лепки, продается в наборах). Его можно использовать в обычном виде или обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином.
  3. Согрейте и разомните немного пластилина в руках.
  4. Вытяните поршень из шприца, поместите внутрь пластилин, затем опять вставьте поршень.
  5. Опустите шприц в стакан с горячей водой на 1-3 минуты.
  6. Надавливая на шприц, начинайте выдавливать пластилин из узкого отверстия. Именно таким образом и образуются тонкие нити.
  7. То же самое сделайте и с пластилином других цветов. Выдавите нужное для создания картины количество пластилина. Жгутики для пластилинографии готовы.
  8. Возьмите картон в качестве основы открытки.
  9. Из полученных жгутиков создайте необходимое количество деталей. Можно выкладывать различные узоры, рисунки.
  10. Налепите готовые детали на основу. Пластилиновый рисунок из жгутиков готов.

Берется достаточно мягкий пластилин (можно разогреть предварительно), шприц (медицинский, либо специальный для лепки, продается в наборах). Пластилин накладываем в шприц и выдавливаем, получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки.

  1. Нетрадиционная лепка цветочка.

Эта лепка выполняется методом разрезания слоеного пластилина. Для работы нужен пластилин разного цвета, влажная салфетка. Из каждого кусочка делаем лепешки и складываем «тортиком». Затем тортик превращаем в «вареник» и хорошо защипываем края. Берем палочки и разрезаем поперек наш вареник и видим, что у всех получается разный срез. Нарезаем несколько лепестков, выкладываем в форме цветка, а из оставшегося пластилина делаем серединку для цветка. Еще в начинку для вареника можно положить несколько колбасок разного цвета и результат тоже будет отличный! Можно сделать также бабочку таким способом.

  1. Пластилинография.

Занятия пластилинографией научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. Работу в технике пластилинографии необходимо начинать с трехлетнего возраста, используя самые простые приемы (придавливание). Например, картина с бабочкой на стекле.

  1. Метод «обратной аппликации».

Выполняется на пластиковых крышках одноразовых контейнеров для пищи, от сметаны, в обратном порядке. Существует несколько видов

«обратной аппликации»:

  • с выкладыванием контура из тонких жгутиков пластилина;
  • мозаичная аппликация (катаются мелкие шарики из пластилина и затем выкладываются по рисунку);
  • без прорисовывания контура (налепы по рисунку);
  • размазывание пластилина (эффект рисования гуашью).

Работа проводится следующим образом:

Подготавливаются шаблоны для работы: картинки небольших размеров в соответствии с размером крышки, они прикрепляются к крышке маленькими кусочками пластилина, чтобы не сдвигалась картинка. Работа в обратном порядке заключается в том, что сначала вылепливаются те детали, которые в простой аппликации делаются в последнюю очередь (например, зрачки-белок глаза - фон). Данный способ лепки эффективен для развития у детей логического мышления.

  1. Тестопластика – лепка из соленого теста.

Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия , выполненные из соленого теста не только приносят радость детям, но и взрослым. Они украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких.

  1. Пластилиновая мозаика.

Это техника заполнения изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

Такими различными техниками пластилинографии можно разукрашивать или рисовать узоры, а главное – это отличный способ весело и с пользой провести время.

Важно помнить, что лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

«Развитие мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных методов и приемов лепки из бросового материала»

Лепка с работой над мягким пластическим материалом, посредством придания из бросового материала – процесс создания скульптурного произведения, связанный ему формы с помощью рук и вспомогательных...

Основные методы и приемы лепки

Основные методы и приемы лепки...

Методы и приемы лепки в старшей группе.

В этом виде творчества дети создают образы аналогичные реальным в отличии от преломленных на плоскости рисованных изображений....