Аппликация из нетрадиционных материалов, как средство развития самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников
статья по аппликации, лепке

Ульянова Валентина Владимировна

Работая над темой «Аппликация из нетрадиционных материалов», передо мной раскрылся огромный, неизведанный мир, в который я захотела ввести детей. И мне это удалось. Ребята узнали много нового, интересного об аппликации; овладели способами создания аппликации из нетрадиционных материалов, смогли самостоятельно ими пользоваться, создавая образы разных объектов и сюжетные композиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Аппликация из нетрадиционных материалов, как средство развития самостоятельной

изобразительной деятельности дошкольников

Ульянова Валентина Владимировна

воспитатель

ГБДОУ детский сад №57

Приморского района

г. Санкт-Петербурга

В нашей жизни существует много предметов и материалов, которые мы используем только по их прямому назначению, не зная, что на этом их возможности не кончаются, и они еще могут послужить людям для украшения их быта.

Некоторые скажут: «Ну что можно придумать интересного из старого, шерстяного носка? Куда он годен; или зачем эти косточки от вишни, - лучше их выкинуть». Стоп! Так жить нельзя! Давайте дадим вторую жизнь всем, казалось бы, «ненужным вещам»! Ведь из разноцветных носочков получится прекрасный ковер. Стоит их только распустить на нитки, порезать, придумать эскиз, наклеить и – готово. А косточки – это глазки для котенка или лепестки для цветка.

Именно поэтому я решила развивать самостоятельную изобразительную деятельность дошкольников в аппликация из нетрадиционных материалов. С ее помощью мне удалось показать детям другую жизнь вещей и расширить их представления об окружающем мире, научить тактильно и зрительно оценивать материалы и умело ими пользоваться.

Аппликация из нетрадиционных материалов более полно удовлетворяет любознательность детей. В ней есть новизна, творческий поиск, возможность добиваться более интересных и необычных результатов.

Изготовление аппликации из нетрадиционных материалов – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Он способствует всестороннему развитию детей. А для того, чтобы дети охотно им занимались просто необходимо увлечь их этой деятельностью. Одна и та же работа может показаться детям и обременительной, и радостной – в зависимости от того, как раскрыть именно увлекательную сторону их деятельности.

Изготовление аппликации из: соломки, засушенных растений, семян, скорлупы – требует от ребенка ловких действий. И если вначале неточным движением руки он нередко повреждает материал, или работа получается недостаточно аккуратной, то впоследствии (в процессе систематического труда), рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. То же действие на развитие мелкой моторики оказывает аппликация из: ваты, ниток, ткани, камушков, песка земли и многих других материалов. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Занимательность такой аппликации способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивость, формирует произвольное внимание. Полученные знания о технике изготовления той или иной аппликации, умение в нужной последовательности применять эти знания, свободный выбор нужного материала для изготовления изображения, создание работы по заданию или по собственному замыслу оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

А что говорить о свободе фантазии – аппликация из нетрадиционных материалов – это просто огромное небо для полета! Посмотрите на лист клена, на что он похож? Да это же крылышки для бабочки, хвост для рыбки, корона для осени; а если его начать преобразовывать, разрезая по прожилкам – сразу увидишь красивый цветок, лягушачьи лапки и многое другое.

Работая над этой темой, ставились следующие задачи:

  • способствовать ознакомлению детей с разнообразным материалом для

            аппликации;

  • формировать у детей знания о технических приемах работы с аппликационным

            материалом;

  • способствовать обучению последовательности изготовления аппликации из

            нетрадиционных материалов;

  • развитие умений и навыков работы с различным материалом;
  • закреплять умения правильного пользования техническими инструментами для

            аппликации;

  • способствовать развитию устойчивого интереса к аппликации из нетрадиционных материалов.

Свою работу я основываю на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность. Она построена с учетом: возрастных особенностей детей, то есть с учетом уровня умственного развития ребят, развития их представлений, памяти, воображения; степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений по аппликации; развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, старательность, любознательность.

Очень важно, чтобы на этапе выполнения работы ребенок действовал активно, с настроением. А для этого необходимо учитывать его возможности на начало учебного года. В этом помогает мне диагностика. Понимая, на каком уровне развития находятся знания, умения, навыки детей по изобразительной деятельности – я планирую занятия, которые будут способствовать дальнейшему развитию ребенка.

Занятия по аппликации из нетрадиционных материалов провожу, начиная со средней группы. Аппликация из нетрадиционных материалов идет параллельно освоению из бумаги. Иногда эти два вида аппликаций перекрещивались и получались такие работы, как «Снегирь на ветке рябины», где использовалась и бумага, и природный материал.

Среди материалов, с которыми малыши познакомились, можно выделить большую группу материалов природного происхождения. Это засушенные части растений, семена, яичная скорлупа, ракушки, камешки. Многие из этих материалов имеют неизменную форму, что позволяет составлять несложные мозаичные изображения. Части засушенных растений поддаются изменению с помощью ножниц, но детям средней группы по силам создание только простых изображений, таких как миниатюра; бабочка, летящая в небе, тело и крылышки которой составлены из листиков; или цыпленок, клюющий зернышки, тело и голова которого изготовлены из скорлупы грецкого ореха.

В сочетании с объемной аппликацией из бумаги, я знакомлю детей с особенностями ваты, шерстяных ниток и они используют в своих работах, например, на такие темы: «Елочка в снегу» (вата); «Зайка готовится к зиме» (вата); «Овечка» (нитки).

В этом возрасте я обучаю ребят предметной, декоративной и несложной сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения – от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы.

Все эти работы доставляли радость и удовлетворение, что способствовало выработке устойчивого интереса к этому виду деятельности.

К старшей группе дети приобрели довольно большой запас знаний об окружающем мире, овладели многими изобразительными умениями, техническими приемами вырезывания и способами работы с некоторыми аппликационными материалами. Рука ребенка стала более крепкой и сильной, движения уверенными и четкими. Хотя, нельзя сказать это о всех детях данного возраста, потому что, каждый ребенок – индивидуальность, развивающаяся по своим законам, и я могу только помочь преодолеть неуверенность в себе, вызвать интерес к работе.

Аппликационные работы детей старшей группы становятся интереснее по содержанию и разнообразнее по использованному в них аппликационному материалу. Ребята продолжают совершенствовать навыки, полученные ранее; используют те же аппликационные материалы, что и в средней группе, но композиция детских работ становится более сложной, так как в ней появляется большее количество деталей. Усложняется техника изготовления аппликации из ваты, ниток. На 1 этапе дети создают эскиз будущей работы (допускается использование трафаретов), сам материал становится многоцветным. При работе с ватой, применяются приемы скручивания, скатывания. Из ваты и ниток были выполнены работы на тему «Моя игрушка», «Пушистый зверек», а впоследствии и коллективные работы для украшения своей группы.

Наиболее интересной и содержательной стала аппликация из нетрадиционных материалов в подготовительной группе. В этом возрасте ребят отличает наблюдательность, умение сравнивать и сознательно запоминать главное. В процессе различной деятельности у них развились более тонкие движения кисти рук, что позволило им начать осваивать аппликацию из таких материалов, как соломка, ткань. А ведь это наиболее трудные материалы, с ними могут работать только дети этого возраста. И ребята не разочаровали меня, они с успехом освоили технические приемы работы с ними, последовательность изготовления; делали работу с интересом и старательностью.

Не забывались и освоенные ранее материалы, которые использовались уже как часть изображения.

Довольно увлекательно получилось занятие с использованием таких сыпучих материалов, как песок, мелкие камешки. Особенно это проявилось в совместном творчестве, когда ребята работали по два человека. Они создавали изображение на тему «Морской пейзаж», где были изображены: пляж, скалы, море, кораблики. Дети с энтузиазмом разрабатывали эскизы и творили сплоченно, выполняя в работе определенную, самостоятельно выбранную роль.

Мне кажется, ребята в коллективном труде почувствовали себя самостоятельными, что принесло им радость и интерес. Они увидели преимущество такого сотрудничества, так как изделие изготавливалось очень быстро, и результат совместной деятельности рос на глазах.

Что же предшествует изготовлению аппликации из нетрадиционных материалов? Конечно, в первую очередь, подготовка этого материала к работе. К этому я привлекаю и родителей, и детей. Они вместе собирают природный материал, такой как: осенние листики, желуди, камешки, ракушки и др. Подбирают лоскутки тканей, крахмалят их и отглаживают – для того, чтобы удобнее было работать.

Совместная деятельность родителей и детей сближает их, формирует общие интересы.

В группах воспитатели тоже помогают мне во всем. Под их руководством дети подготавливают нитки к работе, разрезая их на небольшие отрезки; сортируют природный материал (семечки, косточки); покрывают фоны пластилином и др. Многие материалы я заготавливаю сама, что подчас занимает очень много времени. Но творческие работы детей, их интерес к новому виду творчества, компенсирует все затраты.

Прежде чем приступить к аппликации, я рассказываю детям о том материале, с которым им предстоит работать. Помогаю узнать его свойства, качества. Показываю способы подготовки или обработки различных материалов, объясняю технологию и последовательность изготовления аппликации. И только после этого дети начинают творить, а я им в этом помогаю и всячески их поддерживаю.

Работая с материалами, имеющими неизменную форму, стремлюсь развить у ребят образное восприятие, фантазию, для того, чтобы в листике, скорлупе от грецкого ореха, семенах и других материалах, ребята смогли увидеть отдельные детали композиции, части тела насекомого или зверька.

Чтобы развить у детей образное мышление, предлагаю рассмотреть объект, который мы будем изготавливать, спрашиваю, какие материалы нам подойдут, предлагаю подобрать формы для изготовления тех или иных деталей изображения. Или наоборот – строю работу от формы самого материала, спрашиваю у детей, на что похожи крылатки клена, семена, фасоли, гороха и другие материалы.

На первом этапе ребенок знакомится с материалом, его свойствами, анализирует его; на втором – придумывает то, что можно из него сделать, планирует свою деятельность. И уже на третьем этапе приступает к непосредственному созданию аппликации.

Когда я только начинала работать с детьми по этой теме, в плане выполнения задания на свободную тему, зачастую ребятам было очень трудно придумать свой собственный замысел и поэтому целесообразнее, и результативнее давать им свободу в какой-то определенной теме. Например, в такой как «Наш аквариум»; «Морской пейзаж»; «Осенний пейзаж», «Пушистые игрушки» и т.д.

Ведь перед началом работы мы может обговорить эту тему, а в группе с воспитателем дети прочтут литературное произведение, рассмотрят иллюстрации, фотографии; разучат стихотворения на тему предстоящей работы; проведут наблюдения и различные опыты. Также можно делать аппликацию после прочтения сказки, рассказа.

Работая над темой «Аппликация из нетрадиционных материалов», передо мной раскрылся огромный, неизведанный мир, в который я захотела ввести детей. И мне это удалось. Ребята узнали много нового, интересного об аппликации; овладели способами создания аппликации из нетрадиционных материалов, смогли самостоятельно ими пользоваться, создавая образы разных объектов и сюжетные композиции.

Литература:

  1. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду», М.,Просвещение, 1988 г.
  2. Гусакова М.А. «Аппликация». Учебное пособие для педучилищ, М., Просвещение, 1987 г.
  3. Комарова Т.С. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М., Просвещение, 1991 г.
  4. Кульянц Э.Н., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала?», М., Просвещение, 1984 г.
  5. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  6. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, Академия развития, 1997 г.

Аппликация из нетрадиционных материалов как средство развития самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития детей дошкольного возраста

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МАТЕРИАЛОВ  КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Развитие личности ребенка средствами аппликацииВ детском саду изобраз...

Мастер-класс с педагогами "Эффективные нетрадиционные техники рисования в самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников"

В мастер-классе мы постарались отразить опыт своей работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Рисование нетрадиционными материалами как средство развития творческих способностей дошкольников

Использование нетрадиционных техник для формирования изобразительных навыков и художественного творчества у детей....

Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...