Статья "Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
статья по аппликации, лепке
Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_izobrazitelnogo_iskusstva_v_vospitanii_i_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение изобразительного искусства в воспитании и развитии детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность дошкольников – это художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство. Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:
Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
Различать виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.
Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
Формировать интерес к музеям, к выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Искусство – является средством эстетического воспитания ребёнка, основой его художественного воспитания и развития. Приобщение к искусству является частью формирования эстетической культуры личности. Искусство окружает человека с самого момента рождения и вводит его в окружающий мир через системы художественных образов, произведений. Виды искусства имеют свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение видам художественной деятельности способствует развитию радости творчества, формированию интереса к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит основой духовного развития личности.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Чтобы нарисовать или слепить любой предмет, нужно с ним ознакомиться. Формирование представлений о предметах предполагает усвоение знаний об их свойствах, форме, цвете, величине, положения в пространстве. Дети находят эти качества, сравнивая предметы между собой. А находя сходство и различие — они выполняют умственные действия. Значит, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно – образного мышления. Обучение изобразительной деятельности способствует формированию мыслительных операций, к которым относятся сравнение, синтез, обобщение, анализ. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, детей учат выделять форму предметов и их частей, величину, а также расположение элементов в предмете, их цвет. Изображения различных по форме предметов требует их сравнения и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать явления и предметы, выделять в них общее и отличное, объединять предметы по сходным признакам.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют и речевому развитию детей: происходит усвоение названий форм, цветов, оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, а также при рассмотрении иллюстраций существенно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи ребёнка. В свою очередь развитию выразительной речи способствует использование образных сравнений и стихов для эстетической характеристики предметов.
Во время занятий возникают благоприятные условия, в которых у детей формируются такие качества, как любознательность, инициативность, интерес, самостоятельность и умственная активность.
Изобразительная деятельность непосредственно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые затем переходят в эстетические чувства.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства имеет большое значение для эстетического воспитания детей и развития их изобразительных способностей. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и в произведениях прикладного искусства помогают детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в аппликации, лепке, рисунках. Таким образом у детей постепенно развивается художественный вкус.
Вклад занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в воспитании у детей нравственно-волевых качеств. Это потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, справляться с трудностями, помогать другу. Изобразительная деятельность может и должна использоваться для воспитания доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у детей. Формирование трудолюбия связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, настойчивость, выдержка. У детей воспитывается умение работать и достигать желаемого результата.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные действия, овладеть определенными умениями.
Произведения изобразительного искусства не только доставляют эстетическое наслаждение, они формируют интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую сферы, нравственное здоровье. И, несомненно, произведения изобразительного искусства помогают глубже познать окружающий мир, больше замечать, чувствовать, то есть приобщают к одному из сложных видов искусств – это искусство видеть мир. Знакомясь с миром искусства, ребенок учится смотреть на мир, познавать его красоту, приобретает определенные нравственные ценности и ориентиры. Происходит гармоничное развитие личности. Поэтому задачей родителей является создание условий, в которых ребенок сможет не только познакомиться с шедеврами мирового искусства, но и сможет найти творческое самовыражение.
Знания изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты. Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста рассматривают с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка. Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 128 с.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 176 с.
Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 160 с.
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.
Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 315 с.: илл.
Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста
Одной из задач воспитания дошкольников является развитие творчества и художественных способностей. Огромную воспитательную ценность имеет знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, с издели...
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у...
Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"
Проект: "Роль декоративно – прикладного искусства в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста"...
Музыкальное искусство и художественная деятельность - основа музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
Как входит ребёнок дошкольного возраста в мир музыки?Какая музыка доступнее ребёнку программная или не программная?Что такое интонация в музыке?Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные ...
Статья "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Одна из главных основ развития детей по признанию педагогов и психологов, - Всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностя...
Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста.
Народное декоративно-прикладное искусство как основа творческого развития детей дошкольного возраста имеет большой потенциал.знакомство с декоративно-прикладным искусством имеет огромный потенциал в р...