«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».
статья по рисованию (средняя группа) на тему
В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеграция в свете реализации ФГОС ДО | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».
На мой взгляд, в работе с дошкольниками по образовательной области «Художественное творчество» необходимо использовать совершенно нетрадиционные, новые подходы. В этом есть острая необходимость.
Почему?
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" рекомендует неукоснительно соблюдать принципы дошкольного образования.
Основные принципы дошкольного образования:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); и другие
Одним словом в современной педагогике активно ведётся поиск такой модели образования, которая содержит: с одной стороны, максимальный потенциал всестороннего развития детей при уменьшении психической нагрузки и, с другой – установку на восприятие дошкольниками окружающего мира в единстве его многообразных связей и отношений. Для повышения качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ необходимо использовать инновационные технологии.
При этом задача родителей и педагогов помнить что: Игра - является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Значит, необходима игровая технология!
Современная педагогика неразрывна, связана с понятием интеграция.
Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века.
«интеграция» произошел от латинского integratio - «восстановление»,
«восполнение», от integer – «целый».
Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования.
Поэтому необходима игровая технология на основе интеграции
В полной мере отвечают данным требованиям образовательная деятельность, на которой мы используем разные виды изобразительной деятельности (рисование аппликацию и лепку), в том числе и нетрадиционные изобразительные техники. Каким образом можно превратить такую интегрированную образовательную область в игровую технологию я постараюсь продемонстрировать позднее.
Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа.
Интеграция видов изобразительной деятельности: дает возможность
-ставить перед детьми сложные задачи
- находить адекватные способы изображения, экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути
-помогает наиболее полно раскрыть необходимые темы и показать любые явления с разных точек зрения, при этом значительно сокращая время
-развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи
-формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования
-ну и не менее важно, что позволяет превратить изобразительную деятельность в настоящую игру, а значит получать от творчества огромное удовольствие и счастье.
Ну а теперь от теории хотелось бы перейти к практике. И поделиться некоторыми, на мой взгляд, наиболее удачными и интересными вариантами использования интеграции видов изобразительной деятельности и нетрадиционных техник в рисовании.
Интеграция рисования, аппликации и лепки всегда помогало мне разнообразить процесс рисования, стимулировать интерес к моим занятиям и конечно совершенствовать детские работы. Особенно на занятия с малышами.
Я для себя определила несколько вариантов интеграции видов изобразительной деятельности.
Самый простой вариант, когда все виды изобразительной деятельности используются на одном занятии, помогают обыграть и раскрыть одну тему, но между собой не взаимодействуют
Другой вариант, когда один вид изобразительной деятельности предшествует другому, с целью получения более выразительного творческого продукта.
Третий вариант, когда большая часть создаваемого образа появляется, например благодаря одному виду изобразительной деятельности, а небольшие, но важные детали дорисовываются, приклеиваются или лепятся
Начнем с самых простых вариантов интеграции
Интеграция разных изобразительных техник. Использование разных изобразительных материалов позволяет создавать различные выразительные образы, а также отрабатывать технические навыки.
Интеграция рисования и нетрадиционных изобразительных техник
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов,
Интеграция рисования и аппликации в младшем дошкольном возрасте это настоящая игровая технология.
Маленькие вкрапления другого вида художественной деятельности помогают довести нашу игру до конца, а результат сделать законченным. Дети любят, чтобы все у них было «по - настоящему ». А сделать многие моменты воображаемыми (например: представить крышечку понарошку), малышам еще порой трудновато в силу своих возрастных особенностей, хотя к этому мы и будем стремиться, и в этом нам помогут аппликация и лепка.
Интеграция рисования и лепки. Когда на рисунке появляются элементы или детали из пластилина это очень помогает создать выразительный образ. А также дорисовать те фрагменты на рисунке, которые являются наиболее значимыми и нам хотелось бы сделать самыми объемными.
Интеграция нетрадиционных техник рисования и лепки
Нетрадиционное рисование пластилином, лепка из бумаги или соленого теста в дополнение к рисованию ладошкой, пальчиком, бумагой и многие другие волшебные изобразительные материалы, позволяет ребенку погрузиться в атмосферу настоящего творчества.
Интеграция нетрадиционного рисования и аппликации.
Белоснежные ватные диски, переливающийся стеклярус, стразы, вата, дождинки так и просятся на зимние пейзажи, открытки и новогодние поделки.
Интеграция аппликации и лепки.
У детей небольшой объем внимания и они не могут усидеть на месте, поэтому мы несколько раз на занятии меняем вид деятельности и выполняем разнообразные действия с разными материалами. Деткам хочется всегда попробовать все и сразу, а мы как раз предлагаем на занятиях на выбор разнообразные материалы и всем этим не просто можно, а даже нужно воспользоваться.
Интеграция рисования, аппликации и лепки.
Возможность выбора материала для рисования, или даже вида изобразительной деятельности в полной мере реализует на практике право свободы выбора ребенка и право иметь свое мнение
Итак:
На мой взгляд, интеграция видов изобразительной деятельности помогает значительно усовершенствовать педагогический процесс в изобразительной деятельности:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
- учет возрастных особенностей детей младшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».
В работе с детьми дошкольного возраста по образовательной области "Художественное творчество"необходимо использовать новые ,творческие подходы....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
Тема:«Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, повышение своего профессионального мастерства через использование нетрадиционных техник рисования. Зад...
ПЛАН по самообразованию «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.»
Актуальность темы:Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко...
Проект по самообразованию «Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
laquo;Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Для развития творческой активности я изучила и апробировала Программу ...
«Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».
laquo;Интеграция видов изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в рисовании».«Интеграция видов...