Мастер класс для педагогов Цветочная композиция для украшения варежек
консультация по аппликации, лепке

Хакимова Эльмира Тагировна

Мастер класс для педагогов Цветочная композиция для украшения варежек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Лепка из пластилина в технике «Миллефиори»

Тема: «Цветочная композиция для украшения варежек»

Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «Миллефиори».

- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию творческих способностей детей через внедрение нетрадиционных техник изодеятельности.

- Развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику.

Материалы для работы:

- пластилин;

- доска для лепки;

- скалки чтобы раскатывать пластилин на пластины не тоньше 5 мм;

- стеки, или леска, или канцелярский нож, чтобы разрезать рулеты на тонкие пластины;

- шаблоны варежек из картона;

- влажные салфетки.

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически - демонстрационная часть. Просмотр презентации. Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – «миллефиори», способами лепки в данной технике. Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка. Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори».

3. Практическая часть

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори». Выполнение  работы «Украсим рукавички» в технике миллефиори.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече!

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть «нераскрытые» дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори.

Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн – трость. Данную технологию можно смело применять с детьми дошкольного возраста.

2. Теоретическая часть. Просмотр презентация «Волшебная техника – миллефеори.

1 слайд

Тема мастер – класса.

2 слайд

Цели и задачи мастер – класса.

3 слайд

Материалы для работы:

- пластилин;

- доска для лепки;

- скалки чтобы раскатывать пластилин на пластины не тоньше 5 мм;

- стеки, или леска, или канцелярский нож, чтобы разрезать рулеты на тонкие пластины;

- шаблоны варежек из картона;

- влажные салфетки.

4 слайд

Техника «Миллефиори»– новый вид декоративно – прикладного творчества.

Название техники «Миллефиори» (от итальянского «milli» – тысяча и «fiori» – цветы) в переводе с итальянского звучит как «тысяча цветов». Эта старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра.

Изначально техника употреблялась для одного из видов мозаичного стекла с особым декоративным узором в виде цветка, отсюда и название.

Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы, затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок.

5 слайд

В 1981 году Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В Росии эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами.

6 слайд

С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. Но не только с пластикой, можно творить такие чудеса! Колбаски миллефиори можно делать и из пластилина. В наше время эта технология успешно используется при изготовлении очень красивых и изящных изделий из полимерной глины. В детском саду технику «миллефиори» можно применять с детьми старшего дошкольного возраста, как нетрадиционную технику лепки из пластилина.

7 слайд

Лепка – это пластическое творчество. Процесс создания новых форм и образов позволяет детям выразить свое настроение, эмоции, чувства и отношение к себе и миру в целом. Работа с пластилином является одним из самых действенных способов развития мелкой моторики рук ребёнка. Движение пальцев рук влияет на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие мышления, памяти, внимания.

8 слайд

Принцип данной техники Миллефиори заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. В основу работ данной техники лёг принцип создания узора в пластилиновом цилиндре. Техника очень необычна и интересна, самое необычное это то, что никогда нельзя до конца предугадать полученный результат, всегда ожидает сюрприз. А дети очень любят все новое и необычное в своей продуктивной деятельности.

9 слайд

3. Практическая часть

За окном зима и очень холодно, и так хочется тепла. Мы с вами сейчас превратимся в мастеров-дизайнеров, которые работают на трикотажной фабрике.

Мы с вами изготовим  цветочную композицию и украсим наши варежки.

Поэтому предлагаю размять руки и сделать пальчиковую гимнастику. Приготовим пальцы обеих рук.

10 слайд

Пальчиковая гимнастика «На прогулке»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Суп поели, спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

11 слайд

Итак, пальчики готовы, начинаем «творить». Есть много способов многослойной лепки. Я покажу Вам четыре простых основных способа, которые нам понадобятся для практической деятельности.

Способы лепки. 

Первый способ: Берём два куска пластилина контрастных по цвету и одинаковых по размеру, разминаем их и катаем шарики (Можно сформировать столбики). Далее расплющиваем их и формируем две пластины прямоугольной формы (можно раскатывать пластинки квадратной или прямоугольной формы с помощью скалки). Накладываем одну пластинку на другую и скатываем «рулетом». Стыки аккуратно сглаживаем. Теперь разрезаем его поперёк на тонкие пластины. Получившиеся элементы будем использовать как лепестки для цветов.

12 слайд

Второй способ:  Формируем простую колбаску (брусочек). Далее готовим 2-3 пластилины  из пластилина других цветов по ширине брусочка.  Заворачиваем поочерёдно ими брусочек. После окончательного раскатывания колбаски, пластилину нужно дать немного полежать, чтобы он не был слишком мягким и не смазывался.  Стыки аккуратно сглаживаем. Нарезаем стекой поперёк.

13 слайд

Третий способ: Используем  пластилин тёмно-зелёный и светло-зеленый цветов. Один кусочек пластилина (светло-зеленый) раскатать в толстый коротенький (3 см) столбик. Из пластилина (тёмно-зелёного цвета) делаем тонкую пластину по размеру столбика, лишнее обрезаем. Оборачиваем столбик пластиной. Стыки аккуратно сглаживаем.

Далее будем ужимать полученный брусочек и вытягивать наш столбик в трость (колбасу). Уменьшать надо от центра осторожно, медленно и равномерно сжимая (не перекручивая). При аккуратном уменьшении столбик удлиняется и утончается. Получившуюся трость разрезаем поперёк на тонкие пластины.

14 слайд

Четвертый способ:  Формируем простую колбаску (брусочек).  Готовим  из пластилина другого цвета пластину по ширине брусочка.  Заворачиваем в неё брусочек. Медленно и равномерно раскатываем полученный брусочек. Режем её поперёк на 6 одинаковых частей (Можно отдельно сделать  6 тонкие короткие столбики). Далее раскатываем короткую колбаску другого цвета (для серединки) по высоте предыдущих колбасок. Выкладываем вокруг серединки 6 готовых частей, прижимаем их. При желании можно пластиной другого цвета обернуть ещё раз все колбаски. Это придаст новую окраску. Аккуратно поперёк  режем заготовку  стекой (ножом) на кольца (режем быстро, нож не тянем, чтобы не размазать рисунок). Получились готовые красивые цветочки для украшения наших варежек.

15 слайд

Выкладываем на наши варежки заготовки.

Составляем цветочную композицию по собственному  замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию.

16 слайд

Техника миллефиори в пластилинографии подходит для:  оформления картин, открыток, декорирования стен, украшения цветочных горшков, декорирования тарелок, подносов и т.д.

17  слайд

Цветочные композиции

4. Подведение итогов.

Какие необычные и красивые  у вас получились варежки. Теперь вы стали настоящие мастера-дизайнеры.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что вы будете использовать в своей работе с детьми эту технику, так как она:

- развивает мелкую моторику руки;

- развивает усидчивость, сосредоточенность, чувство композиции, цвета;

- закрепляет приемы лепки (разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание, вытыгивание, растягивание, сглаживание, соединение, и т. д.).

Вопросы для  участников мастер-класса.

- Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

- Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

 В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими детьми. Надеюсь, что вам понравились ваши теплые варежки.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Миллефио́ри (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла, как правило, с цветочным узором. Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название.

Способ изготовления стекла в технике миллефиори был изобретён в древнем Египте. Во II веке до н. э. эта технология применялась в эллинистической Александрии; позднее, в I веке до н. э., она была заимствована римлянами. Античное название этой техники — муррина.

В XV веке технику миллефиори осваивают венецианские стеклодувы.

К XVIII веку, однако, секреты изготовления этого стекла были утеряны. Возрождение состоялось лишь в XIX веке, когда муранские мастера не просто восстановили, но и усовершенствовали утраченные технологии.

С этого времени стеклянные изделия в технике миллефиори производились не только в Италии, но также в Англии и во Франции. Однако в первую очередь миллефиори ассоциируется именно с Венецией, являясь одной из самых популярных разновидностей муранского стекла. Из него изготавливают бусы, подвески, кулоны, пресс-папье, вазы, декоративные тарелки и другие изделия.

Главный секрет производства «тысячи цветов» состоит в необычайной пластичности горячей стеклянный массы. Стекло можно вытягивать, скручивать, растягивая до необычайной тонкости, если позволяет правильный состав и температура. Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Это может быть не только цветок, но и звезда, геометрическая фигура, животное, буква или дата. Чтобы получить такую стеклянную палочку, некоторое количество расплавленного стекла наматывается на железный прут и раскатывается по плоской поверхности. Из него формируется дротик, который помещается затем в соответствующую форму. Далее мастер повторяет операцию, добавляя необходимое количество слоёв цветного стекла. Когда дротик готов (обычно он имеет около 15 см в длину и около 8 см в диаметре), он снова нагревается и к обоим его концам прикрепляются железные прутья. Затем он вытягивается, становясь похожим на длинный и тонкий карандаш. Этот «карандаш» можно скручивать, протягивать через специальные профилированные отверстия, придавая ему в поперечном сечении рифлёную или звёздчатую форму. После этого «карандаш» нарезают поперёк на сотни фрагментов: «плашек», или «шайбочек», диаметром три—пять мм, каждая из которых будет иметь на срезе заданный мастером «цветок».

Другой вариант создания узора — соединение самих стеклянных прутьев, которые сплавляются в единый пучок. Разноцветные прутья складываются так, чтобы «вязанка» имела в сечении необходимый рисунок, после чего их подвергают нагреванию. Получившийся толстый цилиндр также вытягивается и нарезается поперёк на маленькие фрагменты.

Из полученной «нарезки» составляется желаемый узор. Например, чтобы создать пресс-папье в виде шара, заготовленные цветные фрагменты располагаются внутри металлического кольца и промежутки между ними постепенно заполняются расплавленным стеклом, которое и скрепляет их между собой. Для создания стеклянного сосуда (например, вазы) узорчатые «плашки» рассыпают на мраморной или металлической плите, в них обкатывают «баночку» (заготовку) будущего изделия. Затем набирают следующий, поверхностный слой прозрачного стекла и раздувают изделие до нужного размера. «Цветки» оказываются внутри и растягиваются в сплошное узорчатое поле «тысячи цветов». Непосвящённый в секреты мастерства человек ни за что не догадается, как это сделано. Разновидности техники миллефиори, при которых намеренно создаётся нерегулярность расположения жгутов, создают эффект причудливого узора, напоминающего природную текстуру поперечного среза малахита или агата. Отсюда названия: малахитовое, агатовое стекло. Различные приёмы миллефиори использовали в XIX веке мастера французской фабрики Баккара, а также русские стеклодувы в «мальцовском хрустале» (на заводе в г. Гусь-Хрустальный  Владимирской губернии).

Несмотря на то, что в наши дни изготавливается большое количество изделий в технике миллефиори, муранские мастера до сих пор осуществляют весь процесс вручную, так что каждый созданный ими предмет уникален. Известны схожие техники, осуществляемые в других материалах: шпалеры с цветочным орнаментом «тысячи цветов» — мильфлёры, поперечная мозаика по дереву — танбридж.

Полимерная глина – эластичный, приятный на ощупь и удобный в работе материал. Он может иметь разные свойства: один следует сушить в печке, другой – самозатвердевающий. Так же полимерная глина выпускается как цветная, так и неокрашенная (с ней вы можете добиться любого нужного вам оттенка, например с помощью акриловых красок).

При нагреве достаточно 130 градусов, чтобы изделия из нее затвердели. Они теряют пластичность, их форму изменить нельзя. Готовые детали склеиваются между собой, и затем фигурка раскрашивается акриловыми красками, покрывается лаком при необходимости.

Самозатвердевающая полимерная глина не нуждается в тепловой обработке. Готовое изделие высыхает на воздухе в течении суток.

С помощью полимерной глины можно изготовить разнообразное количество вещей. Это может быть флористика, бижутерия, различные статуэтки и фигурки и многое другое.

Изделия могут быть различны по своей сложности, по этому лепкой из глины могут заниматься как взрослые, так и дети. Лепка – это развивающий процесс, который нравится детям и необходим для них, он развивает мелкую моторику, дает обширное понятие об окружающем мире, положительно влияет на кругозор ребёнка.

Для того, чтобы начать лепить с детьми из полимерной глины, потребуются определенные навыки от взрослого человека, так как материал имеет свои особенности при работе. Поэтому рекомендуется потренироваться в данном виде ремесла, вначале самостоятельно. Заинтересовать детей можно предложением слепить любимых мультипликационных персонажей, что они сделают с огромным удовольствием. Приятным дополнением как для детей, так и для их родителей станет главное отличие глины от пластилина - выполненные поделки очень прочны и могут храниться достаточно долгое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге.

Мастер-класс по изготовлению цветочной композиции в круге для воспитателей ДОУ....

Мастер-класс для педагогов "Цветочная корзина"

Создание цветочной корзины из газеты...

Мастер-класс для педагогов по декоративной лепке из полимерной глины, пасхальная композиция « Светлая Пасха»

Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г.АсиноКиндеева Ксения АлександровнаЦель: Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освое6ние и...

Мастер класс для педагогов: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция»

Мастер класс для педагогов: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция»  направлен на  повышения уровня профессиональной компетенции педагогов  по развитию...

Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллифиори". Открытка "Цветочная композиция"

Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей. Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения р...

Презентация Мастер-класс для педагогов Цветочная композиция для украшения варежек

Презентация Мастер-класс для педагогов Цветочная композиция для украшения варежек...

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция».

Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детЗадачи:·...