Рабочая программа по пластилинографии 5-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринуждённо. В работе с платилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_plastilishka_23-24.docx | 47.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел
1.1.Нормативно-правовое обоснование программы
1.2 Пояснительная записка.
1.3. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.
2. Содержательный раздел
2.1. Методическое обеспечение программы
2.2 Этапы формирования навыков
2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы.
2.4.Перспективное планирование работы
3. Организационный раздел.
3.1. Расписание работы кружка
3.2. Календарно тематический план
3.3. Список литературы.
1. Целевой раздел
1.1.Нормативно-правовое обоснование программы
Программа составлена в соответствии с документами: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Устав ДОУ
1.2 Пояснительная записка…
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. (кисть, карандаш, ножницы)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Пластилинография – создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Это изобразительная деятельность c применением пластилина. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, т. е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики.
Основным материалом является пластилин, инструментом – рука.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядеть как мозаика. Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной.
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка.
Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Актуальность:
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринуждённо. В работе с платилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества Лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его многообразии.
1.3. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Цель программы: Развитие творческих, потенциальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам пластилинографии.
Задачи:
Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
Учить основным приёмам пластилинографии(надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание)
Учить обследовать различные объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения воспитания их формы, пропорции, цвета.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Воспитывать трудолюбие.
Основные принципы:
• Принцип доступности (обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности).
• Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
• Принцип деятельности (развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку).
Принцип поэтапности ( последовательность , приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
• Принцип интеграции (сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов).
• Принцип системности (решение поставленных задач в системе кружковой работы).
1.4. Планируемые результаты реализации рабочей программы.
• Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики, мазки, растирание, размазывание) и активное использование лепных навыков в самостоятельной
• Умение передавать форму, цвет, настроение продуктивной деятельности детей
• Усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
• Умение воспринимать, сопереживать; высказывать своё мнение, отношение
• Умение общаться в коллективе
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
В конце обучения ребенок при создании изображения проявляет воображение, фантазию, у ребенка развиты сенсорные эталоны, ребенок способен принимать задачу и умеет передавать образы предметов, явлений посредством пластилинографии.
2. Содержательный раздел
2.1. Методическое обеспечение программы
Методы обучения:
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
Игровой – сюрпризный момент, приход сказочного персонала
Практический.
Способы:
- Рассматривание и обыгрывание
- Показ приёмов лепки
- Работа детей (необходимая помощь воспитателя)
- Положительная оценка детских работ.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
Познавательное развитие. Выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания. Выделять форму в объектах.
Речевое развитие. Обогащение пассивного и активного словаря. Овладение речью как средством общения.
Физическое развитие. Профилактика нарушений психофизического развития детей.Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни; Учить соблюдать меры безопасности при обращении с пластилином и другим оборудованием.
Социально-коммуникативное развитие. Формировать элементарные способы сотрудничества. Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам. Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Материально-техническое обеспечение программы.
- Центр художественного творчества
- Пластилин
- Стеки
- Дощечки для раскатывания пластилина
- Салфетки для рук
- Бросовый материал.
Основные приёмы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
2.2 Этапы формирования навыков
Образовательный процесс делится на 3 этапа
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Тематика занятий отражена в трех направлениях:
• изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
• изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
• создание сказочного мира, сказочных образов.
Организация рабочего места.
Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты.
∙ Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.
∙ Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. ∙ Очень важно при работе следить за осанкой детей.
∙ Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке.
∙ Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале.
∙ Подкладная доска должна лежать в специальной папке.
∙ Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
Средства.
Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:
Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.
Стеки. Стеки бывают деревянные, пластмассовые, самой разнообразной формы. Иногда вместо стеки можно использовать нож, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться старым маникюрным набором или каким-то своим, только вам удобным и понятным, предметом. К набору пластилина часто прилагается одна стека.
Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно. Для этого подойдет кусок линолеума или отслужившая сухостираемая доска. Работать на клеенке не удобно, т.к. она будет подниматься за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.), так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов пуговицы, баночки, формочки).
Наглядные средства:
∙ Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
∙ Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
∙ Образцы работ, фотографии.
∙ Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Технические средства:
∙ музыка,
∙ видеофильм,
∙ слайд – шоу, презентации.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Предметно – развивающая среда:
Цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Всѐ, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Форма подведения итогов:
• Организация выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОО.
• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
• Творческий отчет воспитателя - руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе и т. д
Правила техники безопасности при работе с пластилином.
∙ Приобретать только качественный пластилин.
∙ Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
∙ Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
∙ Перед работой разогреть пластилин.
∙ Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
∙ Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
∙ После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
∙ По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.
∙ Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
∙ Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
2.3. Работа с семьями воспитанников по реализации Программы.
Задачи взаимодействия с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с целью и задачами кружка
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и
социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома,
познакомить их со способами рисования пластилином, развития воображения,
творческих проявлений ребенка.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Организация участия детей в конкурсах и выставках детского творчества; родительские собрания; консультации, беседы, фотоотчёты.
Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография" проходят в виде смотров-выставок в группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
2.3.Перспективное планирование работы
Месяц | Неделя | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | Астры и хризантемы |
2 | Натюрморт: фрукты, овощи. | |
3 | Осенняя берёза. | |
4 | Мороженое | |
Октябрь | 1 | Смородина |
2 | «Пшеничное поле» (коллективная работа) | |
3 | Подсолнух | |
4 | Паук на паутинке | |
Ноябрь | 1 | Укрась российский флаг |
2 | Тортик | |
3 | Подарки осени | |
4 | Посуда | |
Декабрь | 1 | Домашние животные |
2 | Кружатся снежинки | |
3 | Зимующие птицы | |
4 | Ёлочная игрушка-шар | |
5 | Ёлочка - красавица, всем ребяткам нравится! | |
Январь | 1 | Снеговик |
2 | Матрёшки-подружки | |
3 | Разноцветные рыбки | |
Февраль | 1 | Самолёт летит |
2 | Замок доброго волшебника | |
3 | Подарок для папы | |
4 | Украшение головного убора | |
5 | Чебурашка | |
Март | 1 | Подарим маме цветы |
2 | Весенний ковер. Плетение из жгутиков | |
3 | Кактус в горшочке | |
4 | Городец-удалец | |
Апрель | 1 | Корзина с тюльпанами |
2 | Космическое путешествие | |
3 | Пасхальное яйцо | |
4 | Чудесная Хохлома | |
Май | 1 | Салют Победы |
2 | Мир вокруг | |
3 | Ромашковое поле | |
4 | Мак |
3. Организационный раздел.
3.1. Расписание работы кружка
• Занятия проводятся 1 раз в неделю(четверг) с сентября по май (длительность - 20 минут, В год 37 занятий.
3.2. Календарно тематический план
№ | Сроки Проведения | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | |||
1 | 1 занятие | Астры и хризантемы | Закрепить приемы рисования пластилином Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином. Воспитывать чувство прекрасного, развивать художественный вкус. Материалы: набор пластилина, доска для лепки, стека, салфетка для рук, плотный белый картон. |
2 | 2 занятие | «Натюрморт: фрукты, овощи». | Расширять знания детей об овощах, об фруктах (форме, цвете, величине). Учить лепить плоскостные изображения овощей, фруктов (скатывание, расплющивание) Развивать мелкую моторику. Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца. |
3 | 3 занятие | «Осенняя берёза». | Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах). Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола. Развивать мелкую моторику, глазомер. |
4 | 4 занятие | «Мороженое» | - способствовать развитию творческих способностей детей; - развивать интерес детей к художественному творчеству; - развивать мелкую моторику рук; - воспитывать художественно-эстетический вкус через занятия лепкой в технике пластилинография. |
Октябрь | |||
5 | 1 занятие | «Смородина» | Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка. Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Прививать основы экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе. |
6 | 2 занятие | «Пшеничное поле» (коллективная работа) | Учить располагать зёрна из пластилина с двух сторон стебля равномерно. Развивать аккуратность в выполнении работы. |
7 | 3 занятие | Подсолнух | Учить детей создавать образ подсолнуха на основе незавершённой композиции (силуэта подсолнуха). Продолжать учить элементам рельефного изображения из пластилина – отщипывать маленькие кусочки пластилина чёрного цвета, скатывать их между ладонями, прикладывать к силуэту подсолнуха и расплющивать пальцем сверху. Развивать чувство цвета, тактильные ощущения, мелкую моторику. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Воспитывать отзывчивость и доброту. |
8 | 4 занятие | Паук на паутинке | Учить детей работе с пластилином способом пластилинография и объемной лепке; - учить сочетать в работе разные материалы; |
Ноябрь | |||
9 | 1 занятие | «Укрась российский флаг!» | Учить детей создавать декоративные пластины: наносить пластилин ровным слоем на картон, разглаживать, затем стекой рисовать узор, накладывать пластилин в соответствии с рисунком. |
10 | 2 занятие | Тортик | - обучение способам создания образа посредством накладывания пластилина на горизонтальную плоскость; - формирование навыков работы с пластилином; - развитие мелкой моторики рук. |
11 | 3 занятие | Подарки осени | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. (Картон синего (голубого) цвета с силуэтами кленового, дубового, рябиновой грозди с листьями) |
12 | 4 занятие | Посуда | Формировать художественный вкус в создании узора на посуде, развивать творческое воображение, фантазию. Приучать детей к аккуратности выполнения работы в точной последовательности. |
13 | 5 занятие | «Домашние животные» - | Сформировать у детей обобщенное представление о домашних животных, их внешнем виде и пользе для человека. Продолжать знакомить со специальным жанром – анималистика; учить передавать форму, характерные детали внешнего вида; развивать воображение, композиционные навыки. |
Декабрь | |||
14 | 1 занятие | "Кружатся снежинки" | Продолжать учить скатывать жгутики и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). |
15 | 2 занятие | Зимующие птицы | Расширять представления детей о зимующих птицах, развивать умения передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности; формировать навыки изображать птиц, передавать особенности внешнего облика; закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию; воспитывать бережное отношение к природе. |
16 | 3 занятие | Ёлочная игрушка-шар | Расширить знания детей о новогоднем празднике; формировать навыки работы с пластилином. развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, творчество. воспитывать усидчивость; воспитывать усидчивость; |
17 | 4 занятие | «Ёлочка - красавица, всем ребяткам нравится!» | Создание образа ёлочки, ритмического рисунка веточек, направленных книзу в конусе. Внесение дополнений в рисунок по предложению воспитателя: разноцветные огоньки, флажки. Самостоятельный выбор цвета. Развитие мелкой моторики. |
Январь | |||
18 | 1 занятие | Снеговик | Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. |
19 | 2 занятие | Матрешки- подружки | Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке. |
20 | 3 занятие | «Разноцветные рыбки». | Создание выразительного образа. Изображение рыбок в движении. Передача характерных особенностей раздвоенный хвостик. Стимулирование активной работы пальчиков. Развитие пространственного восприятия. Внесение дополнений: разноцветные камушки, водоросли. |
Февраль | |||
21 | 1 занятие | Самолет летит | Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. |
22 | 2 занятие | «Замок доброго волшебника» | Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, зарешеченными окошками с полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами (цветами, листиками). |
23 | 3 занятие | «Подарок для папы» | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких; формировать навык создания на плоскости полуобъемного объекта – «кораблик», самолет, сочетая разные приемы техники – пластилинографии; закреплять умения и навыки в работе с пластилином; побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии. |
24 | 4 занятие | «Украшение головного убора» | Познакомить с русским народным костюмом и головным убором, элементами его украшения, цветовой гаммой; развивать фантазию и воображение, чувство цвета и формы в создании узора своего головного убора; учить выполнять узоры разного характера; развиватьмелкую моторику пальцев рук. |
25 | 5 занятие | Чебурашка | Закреплять технику создания изображения на плоскости в полуобъёме. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей. |
Март | |||
26 | 1 занятие | «Подарим маме цветы» | Развивать эмоциональную отзывчивость; учить пользоваться различными способами рисования и лепки цветов на силуэте, делать набросок карандашом, а затем выкладывать по нему пластилином, создавать композицию букета, развивать мелкую моторику пальцев рук. |
27 | 2 занятие | «Весенний ковер. Плетение из жгутиков» | Продолжать знакомить детей с видами народного декоративного – прикладного искусства. Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности. Развивать... |
28 | 3 занятие | Кактус в горшочке | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
29 | 4 занятие | Городец-удалец | Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству. |
Апрель | |||
30 | 1 занятие | «Корзина с тюльпанами» | Формировать знания детей о весенних цветах, их красоте и названиях. Продолжать учить создавать выразительный образ и интересный сюжет в полуобъеме, используя рисование пластилином; |
31 | 2 занятие | «Космическое путешествие!» | Учить создавать на плоскости «космический сюжет» в технике пластилиновой живописи. - закреплять приемы лепки в нетрадиционной технике, умение использовать способ цветовой растяжки, его возможности для решения темы и усиления эмоциональной выразительности;- активизировать и расширять словарь, развивать мелкую моторику пальцев рук;- закреплять знания о космосе, истории его развития, воспитывать любознательность, интерес к нетрадиционной технике. |
32 | 3 занятие | «Пасхальное яйцо» | Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории. |
33 | 4 занятие | «Чудесная Хохлома!» | Учить украшать на горизонтальной плоскости готовый силуэт «чаши» элементами хохломской росписи, выполняя работу в технике – пластилинография; закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Развивать глазомер, творческие способности, чувство ритма и композиции, эстетические чувства, мелкую моторику рук;-воспитывать бережное отношение к труду, познавательный интерес к народным промыслам. |
Май | |||
34 | 1 занятие | «Салют Победы» | Учить рисовать салютики пластилином : скатывание небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных направлениях. Учить прикладывать усилие при работе с подручными материалами: стеки, трубочки, колпачки. |
35 | 2 занятие | «Мир вокруг». | Творческая работа детей. Развивать фантазию. Закреплять умение использовать в работе знакомые приемы работы с пластилином. |
36 | 3 занятие | Ромашковое поле | Создать в сотворчестве с воспитателем красивую композицию с цветами. Оформить сердцевину цветка подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). Развивать эстетическое восприятие. |
37 | 4 занятие | Мак | Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, желание передать красоту природных форм в своем творчестве. Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, использовать в работе возможности пластичного материала : скатывать и расплющивать пластилин, придавая ему определенную форму, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта. Закрепить умение пользоваться в работе стекой: делить целое на части, наносить штрихи. Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
3.3. Список литературы.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003
- Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Комарова Т.С. «Художественно – изобразительная деятельность в детском саду»/Т.С.Комарова. – М.:Мазаика, 2014 г.
- Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М., «Карапуз-дидактика», 2007
- Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» - М.: «Мозаика-синтез», 2009г.
- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб, 2007
- Новиковская О. А. «Ум на кончиках пальцев». — М.:АСТ СПб: Сова, 2006.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011.
- Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.).
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по пластилинографии средний возраст
В результате освоения простейших работ с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание – появляются предпосылки к созданию сложных лепных композиций ...
Рабочая программа по пластилинографии "Веселый пластилин".
Программа разработана для де тей от 3 - 5 лет. Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
Рабочая программа кружка «Пластилинография»
Дополнительное образование в доу....
Рабочая программа кружка "Пластилинография - детский дизайн"
Рабочая программа Кружка "Пластилинография - детский дизайн" во второй младшей группе....
Рабочая программа по пластилинографии средняя группа.
Наиболее интереснымм и занимательным для развития мелкой моторики рук, считаю это пластилинография. Образовательначя деятельность по пластилинографии предоставляет неиссякаемые возможности для в...
Рабочая программа по пластилинографии "Волшебный пластилин" в старшей группе
Рабочая программа по пластилинографии...
Рабочая программа по пластилинографии "Волшебный пластилин" в подготовительной группе
Рабочая программа по пластилинографии...