"Краски радуги"
рабочая программа по аппликации, лепке

Елена Вячеславовна Гращенкова

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_radugi.docx94.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 «Алёнка»

Дополнительная образовательная программа

 по развитию творческих способностей детей 

 по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«Краски радуги»»

г.Смоленск

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность проблемы
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Принципы реализации программы
  6. Методы и приемы работы с детьми
  7. Ожидаемые результаты
  8. Перспективное тематическое планирование
  9. Нетрадиционные техники работы
  10. Диагностика художественного творчества детей
  11. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей
  12. Используемая литература

Пояснительная записка

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека являются существенной частью его интеллекта и задача их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Творческим потенциалом подрастающего поколения будет определяться эффективность продвижения человеческого общества по пути прогресса. Поэтому перед педагогической наукой стоит задача поиска условий, способствующих максимальному развитию индивидуальных способностей и возможностей каждого человека. Очень важно решать эту задачу в период дошкольного детства.

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся, и не представится возможным наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Творческие способности – это те индивидуально-психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами творческих действий и успешно справляться с ними (Н.А. Ветлугина). Компонентами творческих способностей выступают беглость, гибкость мысли, оригинальность, разработанность идеи.

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы развития творческих способностей не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения в дошкольном возрасте. Однако анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей позволил обнаружить противоречие между назревшей потребностью развития творчества у детей дошкольного возраста и отсутствием необходимого обеспечения современного уровня дошкольного образования как с точки зрения занятий, так и моделей обучения.

Таким образом, возникла идея разработать авторскую программу по развитию творческих способностей дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.

Художественное творчество детей в данной программе включает нетрадиционные техники рисования, пластилинографию, аппликацию.

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это понятие включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Аппликация – несложный и доступный способ создания художественных работ, сохраняющий реалистическую основу самого изображения.

Термин «нетрадиционные техники рисования» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, считают специалисты, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.

Пластилинография, или рисование пластилином – это изобразительная техника, которая заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Основным материалом в данной технике является пластилин, который наносится на плотную бумагу, стекло, пластик, картон. Также можно создавать изображения в смешанной технике, используя бисер, пайетки, природные материалы и др.

Свободное сочетание всех этих видов художественного творчества в полной мере помогает ребенку выразить свои чувства.  

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и познавательных интересов ребенка.

Программа направлена на развитие художественно-эстетического, эмоционального, духовно-нравственного творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности с помощью современных доступных средств, технологий, материалов и предназначена для образования детей 4 - 7 лет.

Основные задачи программы:

  1. развивать эстетическое восприятие художественных образов в произведениях искусства и предметов и явлений окружающего мира как эстетических объектов;
  2. совершенствовать изобразительные навыки и умения, технику изображения, навыки построения композиции;
  3. обучать приемам нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке и аппликации с использованием различных материалов;
  4. создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
  5. развивать творческое воображение, образное и логическое мышление, художественно-творческие способности;
  6. воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного, положительное отношение к творческой продуктивной деятельности;
  7. развивать умение совместной деятельности, коммуникативные навыки, воспитывать чувство товарищества.

Принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4. Принцип систематичности – обучение происходит от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Отличительные особенности и новизна программы.

Программа основана на использовании нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации для развития творческих способностей детей дошкольного возраста: гибкости, беглости мысли, оригинальности, разработанности идеи.

Программа рассчитана на три года обучения (средняя, старшая, подготовительная группа). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия: 20 мин – средняя группа, 25 мин – старшая группа, 30 мин – подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год – 36.

Методы и приемы работы с детьми

  • беседа,
  • анализ жизненных ситуаций,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание репродукций картин,
  • слушание музыки,
  • наблюдение,
  • проблемные ситуации,
  • дидактические игры,
  • элементы экспериментирования,
  • творческие задания,
  • пальчиковые игры,
  • релаксационные упражнения и др.

Также на занятиях используется информационно-коммуникационная технология

презентации,

видеоролики,

интерактивные упражнения.

Ожидаемые результаты.

После окончания трёхлетнего курса обучения творчеству дети должны научиться использовать различные нетрадиционные техники изображения, ориентироваться в жанрах живописи, без затруднения получать новые цвета и оттенки при работе с красками и пластилином, работать коллективно (в парах, в группах), получать удовольствие от занятий творчеством. Дети должны научиться создавать оригинальные изображения, проявлять творчество и фантазию.

Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа, владеть первичными навыками дизайнерского искусства, ориентироваться в жанрах живописи, получать эмоциональное удовлетворение от занятий.

Перспективное тематическое планирование занятий 
в средней группе (4-5 лет)

Тема

Задачи

Сентябрь

1. Бабочки порхают над цветами

(коллективная работа)

Нетрадиционные техники рисования

Аппликация

Познакомить с техникой предметной монотипии и приемами её выполнения (раскрашивание силуэта насекомого).

Совершенствовать пальчиковую технику рисования, умения рисовать ватными палочками (украшение крыльев бабочки узором).

Закреплять навыки аппликации (наклеивание бабочек на панно в виде цветочной поляны).

2. Яблоки поспели!

Нетрадиционные техники рисования

Упражнять в рисовании дерева, используя различные приёмы и изоматериалы: ствол и ветки изображать кистью или сангиной, яблоки — в технике печатания (оттиск пробкой).

3. Воздушные шары

Пластилинография

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

Развивать эстетическое и образное восприятие.

4. Зайкина избушка

Аппликация

Учить составлять домик из готовых частей, правильно определяя их форму, порядок наклеивания.

Развивать навыки декоративного оформления оригинальным узором.

Развивать творческие способности.

Октябрь

5. Звездное небо

Пластилинография

Учить детей передавать образ звездного неба техникой пластилинографии.

Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета.

Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

Развивать композиционное и пространственное восприятие.

6. Деревенский дворик

(дом).

Аппликация.

Нетрадиционные техники рисован

Учить передавать особенности строения объекта с помощью аппликации: вырезывание и наклеивание стен, крыши на тонированный лист бумаги. Познакомить с приёмами печатания ластиком (оттиск им окошек в доме, трубы).

7. Деревенский дворик

(пейзаж).

Нетрадиционные техники рисования

Продолжать формировать представление об особенностях сельского пейзажа.

Закреплять приёмы рисования кистью (скамейка, забор...) и губкой (тампонирование травки на земле, дыма из трубы, облаков).

8. Поможем овечке согреться.

Нетрадиционные техники рисования

Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки тычкованием полусухой жёсткой кистью.

Ноябрь

9. «Скучная картина — тучи без конца»

(подготовка фона)

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые, зеленовато-серые холодные тона.

Развивать навык работы по сырому.

Учить работать с палитрой, смешивать краски.

10. «Скучная картина — тучи без конца»

(рисование пейзажа)

Нетрадиционные техники рисования

Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги.

Развивать навык использования известных техник рисования по необходимости.

11. Колючий ёжик.

Нетрадиционные техники рисования

Закреплять представление об особенностях строения животного. Передача образа ежа разными способами: оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного), картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа), пластиковой вилкой, тычкованием, кистью дорисовывать недостающие детали.

12. Бусы для Люси

Пластилинография

Закрепить умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету.

Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки.

Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма.

Декабрь

13. Забавный снеговик

Нетрадиционные техники рисования

Развивать умение передавать выразительный образ снеговика, используя различные техники изображения: оттиск смятой бумагой, рисование кистью.

Развивать цветовосприятие, творческую фантазию.

Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

14. Ёлочки зелёные встали в хоровод.

Аппликация

Учить вырезать треугольники и составлять из них елочку, варьируя величину частей; наклеивать на основу.

Развивать умение украшать рисунок декоративными снежинками из обрезков бумаги.

15, 16. «Ёлка наряжается — праздник приближается!»

(коллективная работа, планируется 2 занятия)

Нетрадиционные техники рисования, бумагопластика

1. Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами).

2. Упражнять в технике бумагопластики (бусы), наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки с чередованием по цвету.

Январь

17. Узоры на окнах.

Пластилинография

Учить детей создавать «узоры на окнах», используя различные приспособления: стеки, печатки.

Закреплять прием размазывания.

Развивать у детей способность замечать красивое, оригинальное в окружающей действительности.

Развивать мелкую моторику рук.

18. Рыбки в аквариуме.

Аппликация

Учить вырезать рыбок из квадрата разными способами, располагать их на всем пространстве листа, сочетая по цвету и величине.

Развивать оригинальность и гибкость творческого мышления.

19. «Кружатся снежинки в воздухе морозном...»

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить с техникой рисования свечой и акварелью.

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.

Развивать эстетический вкус.

Воспитывать у детей наблюдательность, воображение, творческие способности.

Февраль

20. Светильник.

Аппликация

Упражнять в умении вырезать полукруг, закругляя углы прямоугольника с одной его стороны.

Учить составлять разновидности светильников, украшая их полосками, зубчиками и т.д.

Развивать эстетические чувства, умение видеть красивое в окружающей действительности.

21. Черепаха.

Пластилинография

Вызвать интерес к представителям животного мира, познакомить с особенностями внешнего вида, образа жизни черепахи.

Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

Воспитывать бережное отношение к живым существам.

22. Летят самолёты

Нетрадиционные техники рисования

Вызвать желание порадовать пап и дедушек.

Расширять знания о военной технике и работе военных.

Учить передавать форму самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального» оттенка).

Закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе).

23. В цирке

Пластилинография.

Аппликация

Нетрадиционные техники рисования

Учить детей выполнять несложную рельефную композицию, сочетая различные способы изображения: дополнение аппликации, выполненной педагогом, пластическими элементами (лепка мячей и шаров, создавая выразительный образ клоуна или слона-жонглёра).

Учить украшать изображение узорами при помощи различных рельефных печаток.

Март

24. «Вот тебе, родная, в твой денёк — аленький цветочек-огонёк!»

(коллективная работа)

Аппликация.

Бумагопластика.

Упражнять в технике бумагопластики и аппликации (наклеивание шариков из бумажных салфеток на силуэты лепестков цветка).

Учить работать совместно над одной поделкой.

Развивать коммуникативные способности.

Воспитывать желание радовать родных.

25. Выглянуло солнышко

Нетрадиционные техники рисования

Продолжать знакомство со свойствами акварели (прозрачность), рисование по сырому (прозрачная небесная лазурь).

Закреплять приёмы рисования гуашью (солнышко в небе).

Развивать умение видеть красивое в окружающей действительности.

26. Клубочки для котенка.

Пластилинография

Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали.

Развивать мелкую моторику рук.

27. Скворечник.

Аппликация

Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определенной последовательности.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Учить дополнять изображение деталями, выполненными в известных техниках рисования и бумагопластики.

Апрель

28. Мимоза.

Объемная аппликация.

Пластилинография

Учить выполнять изображения, используя технику аппликации и пластилинографии.

Развивать чувство цвета и формы.

Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.

29. Улитка, улитка, выпусти рога!

Пластилинография

Продолжать развивать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

30, 31. Радуга-дуга

(планируется 2 занятия)

Нетрадиционные техники рисования

Упражнять детей в технике рисования по сырому: изображение радуги. Закреплять представление о 7 цветах спектра.

Учить видеть красивое в природе и окружающей действительности.

Учить дополнять рисунок деталями (солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами на просохшей бумаге.

Май

32. Открытка ко Дню Победы

Аппликация.

Нетрадиционные техники рисования

Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким.

Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками.

33, 34. Яблонька белая

(планируется 2 занятия)

Нетрадиционные техники рисования.

Бумагопластика.

Учить передавать изображение дерева путём выбора и комбинирования разных изоматериалов и способов рисования (карандаш, сангина; тычкование; оттиск смятой бумагой; тампонирование губкой).

2. Продолжение работы над композицией: «конструирование» яблоневого цвета из бумажных салфеток (техника бумагопластики).

35, 36. Одуванчики в моем палисадничке

Нетрадиционные техники рисования.

Познакомить детей с техникой рисования по ткани (батик);

Учить создавать изображение на ткани, видеть разницу материала, используемого для рисования;

учить изображать цветы с округлой шапочкой (одуванчики, используя приём «узелки»;

отрабатывать навыки нанесения контура рисунка клеем ПВА, с предварительным нанесением рисунка с помощью простого карандаша;

развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка;

развивать чувство композиции, цветовосприятие;

закреплять знания о первоцветах;

развивать чувство прекрасного, умение замечать красоту природы;

воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Перспективное тематическое планирование занятий 
в старшей группе (5-6 лет)

Тема

Задачи

Сентябрь

1. Волшебные листочки.

Аппликация

Учить создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков;

Развивать чувство цвета и композиции, желание слушать музыку;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; вызвать желание сохранить её красоту.

2. Цветочная полянка.

Пластилинография

Закрепить приемы рельефной (полуобъёмной) лепки.

Познакомить с новым приемом рисования пластилином – жгутиками.

Учить видеть красивое в окружающей природе.

Развивать мелкую моторику, воображение.

3. В садах поспели яблоки.

Нетрадиционные техники рисования

Учить рисовать яблоки на ветке крупным планом, закреплять умение наносить один слой краски на другой.

Продолжать обучение детей технике тычкования полусухой жёсткой кистью.

Развивать интерес к природе, расширять знания о фруктах.

4. Золотая рыбка.

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить с техникой мозаичного рисования ватными палочками.

Учить заполнять контуры рыбки цветными точками, оставляя между ними просветы тёмного фона (эффект выложенной мозаики).

Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму.

Развивать умение находить нестандартные решения творческих задач.

Октябрь

5. Дымковская барышня.

Пластилинография

Учить украшать фигуру барышни в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи.

Развивать цветовосприятие.

Воспитывать интерес к народному искусству, эстетические чувства.

6. Золотая осень

(коллективная работа)

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить с техникой печатания засушенными листьями - «эстамп».

Развивать умение выполнять работу сообща, коллективно.

Развивать эстетические чувства, умение видеть красивое.

Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику.

7. Осенний натюрморт.

Пластилинография

Учить создавать объемные композиции – натюрморты. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки).

Развивать композиционные умения – размещать несколько предметов, создавая гармоничную композицию.

Развивать мелкую моторику рук.

8. Ваза с фруктами.

Аппликация

Закрепить умение вырезать различные формы из квадратов.

Расширить знания о фруктах и овощах.

Учить составлять гармоничные по цвету, размеру, форме композиции.

Ноябрь

9. Декоративная посуда.

Пластилинография

Учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

Развивать умение украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

Развивать воображение, фантазию, аккуратность, память, мелкую моторику рук.

10, 11. Мой город.

Нетрадиционные техники рисования

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), соотношение предметов и их частей; совершенствовать изобразительные навыки и умения работать восковыми мелками и акварелью; учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.

Воспитывать патриотические чувства, любовь и интерес к родному городу.

12. Выпал первый снег

Аппликация

Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определенные технологии.

Развивать творчество и фантазию, образное мышление.

Развивать речь, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к творениям природы, интерес к нетрадиционным техникам.

Декабрь

13. Зима пришла.

Сюжетное рисование с элементами пластилинографии и аппликации

Учить создавать образ зимней природы, передавая ее красоту, творчески применяя разные техники рисования, аппликации и лепки.

Развивать эстетическое восприятие.

Воспитывать внимание и интерес к окружающей действительности.

14. Чудесные снежинки.

Аппликация

Развивать умение вырезывать формы из бумаги, без предварительной наметки карандашом. Закреплять умения детей правильно обращаться с ножницами.

Продолжать учить детей составлять коллективную работу.

Воспитывать чувство гордости народными традициями в современном декоративно – прикладном искусстве.

15. Звездочки танцуют.

Аппликация из фольги и фантиков

Учить детей вырезать звёздочки из красивых фантиков и фольги; совершенствовать технику вырезывания из бумаги, сложенной дважды по диагонали.

Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звёздочек и нарисованных снежинок для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную и накладную). Формировать композиционные умения (прикладывать снежинки и звёздочки к фону, передвигать в поисках наиболее удачного расположения).

Январь

16. Звезды и кометы.

Пластилинография

Продолжить освоение техники пластилинографии. Познакомить со способами смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).

Развивать мелкую моторику.

17. Аленький цветочек

Нетрадиционные техники рисования

Закрепить знание детей о холодных и теплых цветах.

Сформировать понятие о специфических особенностях изображения на ткани.

Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать усидчивость, стремление активно учувствовать в обсуждении в ходе НОД.

18. Полярное сияние.

Нетрадиционные техники рисования.

Аппликация

Учить изображать природное явление с помощью комбинирования приёмов и средств изображения: яркие сполохи полярного сияния — пастелью; снега, льды на поверхности земли — в обрывной аппликации.

Развивать навыки использования цветового контраста как средства выразительности.

Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Февраль

19. Заснеженный дом

Аппликация с элементами рисования

Выполнить аппликацию «Заснеженный дом», учить создавать выразительный образ, творчески применяя разные виды аппликации (симме6тричная, обрывная, накладная).

Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали.

Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные, музыкальные, художественные произведения.

Воспитывать любовь к семье, своему дому, развивать речь.

20. Наш аквариум.

Пластилинография

Учить применять разные приемы пластилинографии для создания декоративных изображений.

Развивать комбинаторные способности, совершенствовать умение украшать изображение налепами, контррельефными рисунками.

Развивать мелкую моторику рук.

21. Галстук для папы

Аппликация

Показать способы изготовления галстука из цветной бумаги и ткани для оформления папиного портрета; подвести к пониманию связи формы и декора с помощью сравнения разных орнаментальных мотивов.

Развивать оригинальность и разработанность творческих способностей; умения вырезать из бумаги и ткани.

3. Воспитывать чувства любви к своим родным и заботу о них, художественный вкус. Вызвать интерес к подготовке подарков.

22. Весёлый снеговик.

Пластилинография

Закреплять знакомые приёмы работы в технике пластилинографии, показать способы смешивания пластилина разных цветов для получения необходимых оттенков.

Развивать цветовосприятие, аккуратность, развивать мелкую моторику рук.

Развивать творческие способности.

Март

23, 24. Красивые цветы в подарок маме

Нетрадиционные техники рисования.

Аппликация

Учить выполнять композицию различными изосредствами, сочетая рисунок и аппликацию.

Закрепить технику тампонирования губкой по трафарету (цветы).

Учить видеть красивое в окружающем мире.

Развивать желание радовать родных.

Учить вырезать из бумаги симметричную фигуру (вазу), украшать ее узором.

Развивать умение составлять композицию, сочетая предметы по форме, цвету, размеру.

25. Шляпа фокусника.

Аппликация коллективная

Учить детей составлять коллективную композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа (шляпы).

Показать рациональный способ вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация).

Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело.

26. Солнечный зайчик.

Нетрадиционные техники рисования.

Учить создавать выразительный образ персонажа путём комбинирования приёмов изображения: прокатывание по трафарету поролоновым валиком; рисование кистью.

Развивать творческие способности, воображение.

Апрель

27, 28. Букет цветов в вазе

Нетрадиционные техники рисования.

Учить выполнять изображение цветочного букета в технике предметной монотипии.

Развивать навыки рисования гуашью, акварелью; «оживления» цветов фломастерами.

Учить видеть красивое в окружающей действительности.

Учить использованию шаблона и простого карандаша для контурного изображения вазы к цветочному букету.

Развивать навыки пользования пастелью.

Развивать

29. Лети, ракета, к звёздам!

Пластилинография

Совершенствовать изобразительные умений в технике пластилинография.

Расширять знания о космосе и космонавтах.

Развивать интерес к творческой деятельности.

30. Сказочная птица.

Аппликация

Совершенствовать умение вырезать из бумаги сложные силуэты.

Развивать умение творчески украшать изображение декоративными элементами, выполненные в различных техниках.

Воспитывать эстетические чувства.

Май

31. После дождя.

Нетрадиционные техники рисования.

Учить создавать пейзаж в техниках рисования по сырому, набрызг, размытый рисунок.

Учить видеть красоту в окружающей действительности.

Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику.

32. Праздничный салют Победы.

Нетрадиционные техники рисования.

Познакомить с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой).

Развивать патриотические чувства, гордость за свою родину.

Развивать умение видеть изобразительные средства в картинах художников.

33. «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...».

Аппликация

Учить выполнять изображения, используя выразительные средства аппликации.

Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику.

Воспитывать эстетические чувства, умение видеть красоту.

34. Сказочные цветы.

Пластилинография

Закреплять умение выполнять изображение в технике пластилинографии.

Развивать умение дополнять изображение украшениями в известных техниках, творчески используя их.

Воспитывать эстетические чувства, умение наслаждаться красотой природы.

Перспективное тематическое планирование занятий 
в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема

Задачи

Сентябрь

1. «Цветное коромысло над рекою повисло...».

Нетрадиционные техники рисования

Учить изображать речной пейзаж в технике пейзажной монотипии, радугу – веерной кистью.

Развивать умение видеть средства выразительности в картинах художников.

Развивать творческие способности, фантазию.

2. Наша клумба.

Аппликация

Учить детей вырезать цветы из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали и составлять из них многоцветные (полихромные) венчики цветов, накладывая вырезанные формы друг на друга; показать варианты лепестков (округлые, заострённые, с зубчиками); развивать композиционные умения – создавать из цветов узоры на клумбах разной формы).

3. Разные деревья.

Пластилинография

Продолжить знакомство со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

Расширять знания о многообразии деревьев и леса.

Учить передавать характерные особенности разных деревьев средствами пластилинографии.

Развивать познавательный интерес. Развивать мелкую моторику рук.

4. Нарядное платье.

Аппликация

Учить вырезать из бумаги сложные формы.

Развивать навык украшения изображений декоративными элементами с использованием известных техник.

Развивать художественный вкус, чувство стиля.

Развивать творческие способности.

Октябрь

5. Ветка рябины.

Пластилинография

Развивать внимание детей, терпеливость во время кропотливой работы, мелкую моторику рук;

Воспитывать любовь к природе, к красоте, создаваемой художниками и природой;

Развивать творческое воображение, художественно-эстетические навыки, внимание;

Развивать интерес к изобразительному творчеству.

6, 7. Золотая Хохлома.

Пластилинография

Продолжать знакомить с народными промыслами.

Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к творчеству своего народа.

8. Подводный мир.

Нетрадиционные техники рисования (граттаж)

Закреплять у детей технические навыки рисования в технике граттаж.

Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.

Развивать у детей воображение, творчество.

9. Чайный сервиз.

Аппликация обрывная.

Коллективная работа

Совершенствовать умения выполнять обрывную аппликацию, подбирая гармоничные цвета.

Развивать навыки украшения изображения с использованием известных техник.

Развивать коммуникативные навыки, умение работать совместно.

Развивать фантазию, творческие способности.

Ноябрь

10. Ёжик в ельнике.

Нетрадиционные техники рисования

Расширять знания детей о еже: внешний вид, повадках, среде обитания.

Учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передовая характерные особенности; закрепить умение детей рисовать кисточкой разными способами.

Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Развивать фантазию, творческое воображение.

11. Сова и синица.

Пластилинография

Учить лепить пары выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз; продолжать осваивать умения пластилинографии.

Воспитывать интерес к объектам природы и отражению собственных представлений в изобразительной деятельности.

Развивать мелкую моторику рук.

12. Кошки на окошке.

Аппликация.

Коллективная работа

Совершенствовать умение передавать выразительный образ с помощью различных способов аппликации.

Развивать навыки совместной работы, коммуникативные умения.

Развивать творческие способности, фантазию.

13. Городской пейзаж.

Нетрадиционные техники рисования

(рисование солью)

Закреплять представлений о пейзаже.

Развивать умения создавать выразительное изображение – городской зимний пейзаж – в технике рисования солью.

Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику

Воспитывать способность видеть красивое в обыденном.

Декабрь

14. Зимние кружева.

Нетрадиционные техники рисования

Развивать воображение, эстетическое восприятие, образные представления при рассматривании картин.

Обогащать словарный запас детей (определения). Формировать образную и выразительную речь.

Стимулировать желание создать свой «зимний узор» с помощью гуашевых красок и белил в стиле вологодских кружев.

Совершенствовать технику рисования концом кисти

15. Лесные звери.

Аппликация (резаные шерстяные нитки)

Закреплять умение работать с шаблонами, обводить их по контуру, вырезать.

Расширять знания о диких животных средней полосы.

Совершенствовать умения работать с ножницами.

Развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности, логическое мышление.

16. Новый год в лесу

(по мотивам стихотворения

«Заячье новогоднее»)

Пластилинография

Совершенствовать навыки работы в технике пластилинографии.

Расширять знания о приметах зимы.

Развивать навыки проработки деталей в изображении.

Развивать интерес к художественному творчеству, мелкую моторику, самостоятельность.

17. Новогодние шары.

Нетрадиционные техники рисования

Совершенствовать композиционные умения и навыки работы акварелью и восковыми мелками; закреплять знания о цветах и оттенках; учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства.

Воспитывать эстетические чувства, эмоции, чувства причастности к своей семье, любви к ее членам.

Развивать интерес к музыке, живописи, литературе; внимание, мышление, творческие способности.

Январь

18. Русская матрешка.

Пластилинография

Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

Закрепить способы работы в технике пластилинография: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.

Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Воспитывать интерес к народной игрушке.

19. Зимний пейзаж.

Аппликация

Закреплять навыки симметричного вырезания (деревья, закрепить прием обрывания (деревья, сугробы, снег, силуэтного вырезывания (животные, деревья);

Развивать творчество детей; учить увидеть и понять образ в поэзии, живописи.

Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции, воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками.

Закрепить умение обращаться с ножницами.

20. Зимняя ночь.

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», «Кляксография». Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для изображения снежинок, звёзд, деревьев нетрадиционными способами рисования.

Развивать творческие способности детей (использовать полученные представления, изобразительные и технические умения для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы).

Вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.

Воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению.

21. Шарики-смешарики.

Аппликация из бумажных комочков.

Развивать умение передавать выразительный образ в нетрадиционной технике аппликации.

Расширять знания о свойствах бумаги.

Воспитывать чувство юмора, творческие способности, желание радовать окружающих.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Февраль

22. Волшебные краски зимы.

Нетрадиционные техники рисования

Гуашь на мокрой бумаге

Закрепить умение детей задумывать сюжет рисунка, передавая свои ощущения и чувства в изображении.

Закреплять умение детей ориентироваться во времени и пространстве.

Развивать чувство композиции, творческое воображение, фантазию, эстетический вкус. Обогатить эмоциональный опыт детей. Активизировать речь детей, закрепляя умения связного рассказывания.

Воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус, чувство прекрасного, доброжелательное отношение друг к другу.

23. Снегирь – птица зимняя.

Пластилинография

Расширять знания о зимующих птицах.

Развивать речь, интерес к природе.

Развивать навыки работы в технике пластилинографии.

Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о птицах.

Развивать творческие способности, мелкую моторику.

24. «Сказка о золотой рыбке...»

(море)

Нетрадиционные техники рисования

Учить выбирать техники и материалы для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).

Развивать фантазию, воображение.

Воспитывать интерес к русской литературе, книжной графике, творческой деятельности.

25. «Сказка о золотой рыбке...»

(рыбка)

Аппликация

Учить передавать образ сказочной рыбки в рисунке и аппликации (вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море).

Развивать, фантазию, воображения.

Воспитывать интерес к русской литературе, книжной графике, творческой деятельности.

Март

26. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Пластилинография

Познакомить с новым приёмом пластилинографии - цветовой растяжкой (вода, небо).

Учить выполнять выразительную композицию, использую различные способы пластилинографии.

Развивать мелкую моторику рук.

27. Кружевные шляпы.

Нетрадиционные техники рисования

Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения.

Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой.

Развивать навыки рисования фломастерами, гелиевыми ручками.

28. Царевна-лебедь.

Аппликация

Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона) в технике аппликации ватой и фольгой.

Расширять знания о природе, птицах.

Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Апрель

29. «Уж верба вся пушистая...».

Нетрадиционные техники рисования

Упражнять в рисовании «по сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет.

Развивать умение видеть красивое в обыденном.

Воспитывать эстетические чувства.

Развивать творческие способности, воображение.

30. Азбука в картинках.

Пластилинография

Закрепить представление о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить (моделировать) разными способами.

Учить создавать выразительные изображения разными способами пластилинографии.

Развивать мелкую моторику рук.

31. Паучок.

Аппликация

Учить детей работе в новой технике выполнения аппликации – аппликация из скрученных жгутиков.

Учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации, сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.

Воспитывать интерес к художественному творчеству.

32. Морское царство.

Нетрадиционные техники рисования

Расширять знания о морских обитателях.

Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря с помощью восковых мелков и акварели.

Развивать фантазию, творческую инициативу.

Воспитывать познавательный интерес.

Май

33. Весеннее настроение.

Нетрадиционные техники рисования

Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию.

Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть).

Развивать фантазию, творческие способности.

34. Городец-удалец.

Пластилинография

Продолжать знакомство с городецкой росписью.

Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Развивать мелкую моторику рук.

35. Волшебные цветы.

Аппликация объемная по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды»

Учить выполнять объемную аппликацию, по-разному располагая изображения цветов на листе.

Развивать навыки использования различных техник аппликации для творческого решения задачи.

Нетрадиционные техники рисования

  • Монотипия

Лист бумаги для рисования разделить на 2 равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

  • Рисование под музыку

Дети прослушивают музыкальное произведение. По окончании его звучания педагог предлагает детям «нарисовать» прослушанную музыку и даёт задание придумать название своему рисунку.

  • Техника «печатание листьями»

Лист дерева положить на газету и раскрасить. Аккуратно приложить лист дерева раскрашенной стороной к альбомному листу. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой (можно газетой), прогладить ладонью. Снять бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. Дорисовать по необходимости.

  • Техника «рисование нитками»

Нарезать нити длинной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях.

  • Техника «печатание бумагой»

Кусок бумаги смять в комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист для рисования. По мере необходимости комок заново опускается в краску. Для использования гуаши другого цвета смять новый кусок из плотной бумаги.

  • Техника «рисование ребром картона»

Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге, оставляя след от краски.

  • Техника «рисование с помощью соли»

Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать соль. После высыхания лишнюю соль стряхнуть.

  • Техника «рисование методом напыления (набрызга)»

На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Кисть с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ей по ворсу движения на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими каплями. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Пластилинография – рисование пластилином

Сделать рисунок простым карандашом. Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами. Рельефный рисунок можно нанести с помощью стеки или колбасками пластилина.

Клеевая техника

Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. Клеем ПВА аккуратно обвести контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура акварельными красками. Если краска попадёт на клей, стереть её влажной салфеткой.

Техника «рисование руками» (ладонью, пальцами, кулаком и т. д.)

Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в тарелочки. Ладонь или пальцы обмакнуть в краску и оставить отпечаток на листе бумаги.

Рисование по кругу

В рисовании принимают участие не менее 3 человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребёнок передаёт свой рисунок соседу, сидящему справа. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Затем рисунку придумывают название.

Техника «мятый рисунок»

На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета сделать фон восковыми мелками. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить. Закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой смыть гуашь. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Рисование с использованием поролона

Гуашь выложить в одноразовые тарелочки, поролоновой губкой макать в краску и наносить на лист.

Рисование восковыми мелками и акварелью

На белой бумаге нарисовать восковыми мелками рисунок. Затем лист закрасить акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками останется не закрашенным.

Рисование с использованием ватных палочек

Нарисовать на листе предмет. Закрасить фон. Чёрной гуашью закрасить предмет. Когда гуашь высохнет, нанесите узор ватными палочками.

Кляксография

Сложить пополам альбомный лист, прогладить его. Раскрыть лист. На кисточку набрать краски и капнуть на одну сторону листа. Сложить пополам, разгладить. Раскрыть лист и посмотреть, что получилось. Можно делать несколько раз, используя разные цвета. Дорисовать по необходимости.

Ожившие предметы

Рисуем сначала любые вещи (фрукты, посуда, одежда и т.д.), затем предлагаем сделать их живыми (рисуем глаза, нос, руки, ноги).

Нетрадиционные техники аппликации

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходят на воздухе.

Основные приемы пластилинографии

Многообразие предметных форм требует применения различных приемов лепки.

Раскатывание ‒ кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

Скатывание ‒ кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

Оттягивание ‒ слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

Сплющивание ‒ наиболее применяемый прием ‒ для этого шарик сдавливают до формы лепешки.

Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием ‒ нажимом пальцев, стеки или формирующих структуру вспомогательных инструментов ‒ трубочек, зубчатых колесиков и т. п.

Прищипывание ‒ осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создается новая деталь.

Надавливание и размазывание ‒ важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешение цветов.

При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

Помните об основных цветах: желтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав желтый с синим, получается зеленый, желтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Картотека диагностик художественно-творческого развития детей в детском саду.

Диагностика художественно-творческого развития детей в детском саду.

Художественно-творческая деятельность объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства, способности к творчеству.

Говоря об объективности оценки художественно-эстетического развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отражаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутреннее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно.

Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка Задача педагога - научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту внутреннюю работу. Ведь именно у детей дошкольного возраста разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и тем, что ребенку удается воплотить в своих художественных работах, наиболее велик.

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний анализирующего в области изобразительного искусства ,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому следует обращаться к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

 

 

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве по методике Казаковой Т.Г и Лыковой И.А.

I. Рисование.

1 Средства выразительности: а) цвет, колорит; б) формообразование; в) композиция.

2. Практические умения( владение разными материалами и инструментами для создания художественного образа). Планирование работы.

З.Содержание рисунка (дом, дерево, человек, птица, животное, транспорт, одежда и другие объекты). 4.Жанры (виды рисунка: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5.Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. Художественный образ.

II. Лепка.

1. Средства выразительности:

а) объем, форма; б) пластика; в) композиция.

2. Практические умения (деление, формообразование, раскатывание, скатывание, оттягивание, загибание, прищипывание, и пр; сглаживание, прижимание, украшение).

3. Содержание лепки (птица, животное, человек, транспорт, предметы).

4. Жанры (виды: декоративная, скульптурная, фантазийная и др.)

5. Эстетические суждения и оценки.

6. Художественный образ.

III. Аппликация.

1. Средства выразительности:

а) силуэт; б) форма; в) цвет; г) ритм; д) композиция.

2. Практические умения:

( а) правильно держать ножницы, вырезать и наклеивать;

б) формообразование: силуэтная, симметричная, гармошкой, розетковая, накладная, обрывная, мозаика и др)

З. Содержание аппликации ( предметы, растения,птицы, животные, человек, транспорт, одежда).

4. Жанры (виды: натюрморт, пейзаж, портрет, сюжет, фантазии).

5. Декор адекватно теме (замыслу).

6. Эстетические суждения и оценки.

7. художественный образ.

IV. Эстетическая компетентность (беседа по вопросам).

V. Креативность (воображение).

VI.Эмоциональность.

VII. Общий показатель (результат диагностики).

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ.

Высокий - ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений; высказывает эстетические суждения и оценки.

В ходе диагностики выделено 15-20 показателей.

Средний - ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности. Отдельные средства выразительности и практические умения не сформированы ( не выявлены). Иногда испытывает затруднения в тематических и жанровых решениях, эстетических суждениях и оценках.

В ходе диагностики выявлено 10-15 показателей.

Низкий - ребенок не может создать художественный образ. Не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями.

В ходе диагностики выявлено менее 10 показателей.

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

среднего и старшего дошкольного возраста

на занятиях по изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Как ребенок проявляет интерес к содержанию и какова его реакция (эмоционально, спокойно)?

• Самостоятельно ли рисует, лепит, наклеивает или требуется помощь педагога?

• Какие методы и приемы использует педагог( наглядные, словесные, практические)?

• Каков характер проявлений ребенка в процессе деятельности (внимателен, сосредоточен, эмоционален, разговорчив)?

• Какие выразительно-изобразительные средства ребенок использует в процессе создания образа (цветовые пятна, линии, штриховка, ритм линий, форм)?

• Каков характер композиции (фризовая, по вертикали или по горизонтали, диагонали, есть ли элементы перспективы)?

• Проявляет ли интерес к результату творчества ( показывает сверстнику, ждет оценки взрослого, принимает участие в анализе) или безразличен?

Каков характер художественного образа (оригинальный, стереотипное повторение изображений, предметов, фигур)?

«Портрет»

художественно-творческого развития

детей дошкольного возраста

( авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области

художественной деятельности:

• искренность, непосредственность;

• увлеченность;

• интерес;

• творческое воображение;

• характер вхождения в образ;

• специфические способности.

2. Характеристика качества способов творческой деятельности:

• применение известного в новых условиях;

• самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;

• нахождение оригинальных способов (приемов), новых для ребенка;

• создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.

3. Характеристика качества продукции:

• нахождение адекватных выразительно изобразительных средств для создания образа;

• соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;

проявление индивидуального почерка как особой манеры исполнения и характера образа.

4. Общий вывод.

С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента. Дети приглашаются индивидуально. Ребенку предлагают выбрать, как и чем бы он хотел заняться - лепить, рисовать, вырезать. По ходу эксперимента фиксируется:

выбор ребенка,

последовательность развития замысла,

сочетание видов деятельности,

комментарии по ходу действий,

игровое и речевое развитие художественного образа.

На основе эксперимента составляется «портрет» художественного развития каждого ребенка.

 

Показатели процесса и качества продукции детского художественного образа (автор Ветлугина Н.А.)

I. Отношения, интересы:

• Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность;

• Интерес к изобразительной деятельности;

• Способность «вхождения» в изображаемый образ.

II. Показатели способов творческих действий:

• Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов;

• Дополнения, изменения, преобразование знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения;

• Самостоятельное нахождение новых способов, быстрота реакций и ориентировки в новых условиях.

III. Показатели качества результатов творчества:

• Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для воплощения художественных образов в рисунке, лепке аппликации;

• Соответствие результатов творчества элементарным художественным требованиям:

1. особенности цветовой гармонии, колорита;

2. характер линии, выразительность формы, силуэта;

3. ритм цветовых пятен, линий форм;

4. своеобразие композиции («смысловой центр», фризовая, горизонтальная вертикальная и т.д.);

Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста (автор Казакова Т.Г.)

I. Задание по восприятию искусства.

4-6 лет

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и

выбрать ту, которая понравиться, сказать, что особенного в ней понравилось.

Предложить придумать название картине

3-4 года

Детям предлагаются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие которое более нравиться (красота узора, цвет , элементы).

II. Задание по рисованию (творчество и исполнительство).

Тема: «Моя семья»

Тема: «Чем я люблю заниматься»

Детям предлагаются различные изобразительные материалы: краски с кисточками, карандаши, мелки пастельные и масленые, фломастеры.

Анализ.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественнообразную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития:

Высокий уровень(3 балла) — дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень(2 балла) — в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень(1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

 

 

Диагностическая карта ребенка

Ф,И.ребенка

Художественная деятельность

Лепка

Аппликация

Характер линий

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Творчество

Содержание обьекта

Передача формы

Отражение предмета, пропорции

Композиция

Работа с ножницами

Работа с бумагой

Уровень творчества

Уровень самостоятельности

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика "Солнце в комнате"

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

2. Методика "Складная картинка"

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

Инструкция к проведению.

Предъявляем ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, складываем картинку и спрашиваем: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка педагог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего -15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла

3. Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Педагог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка — 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка - 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.

4. Методика "Дощечка"

Основание. Детское экспериментирование.

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

Инструкция к проведению.

Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Педагог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать".

Как только ребенок сложил доску в первый раз, педагог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

Услышав ответ ребенка, педагог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных.

При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.

1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что
получается изображение отдельного объекта ( дерево ), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).

Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Краски радуги"

Конспект занятия по рисованию в старшей группе...

Краски радуги

Презентация для детей младшего  дошкольного возраста познакомству с  окружающим миром....

Прграмма для детей с ограниченными возможностями здоровья "Краски радуги"

По данной программе в нашем центре ГКУСО "ЦМСРИ"Росток" город Чита Забайкальского края  работает кабинет эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Я провожу зан...

Презентация кружка по ИЗО деятельности "Краски радуги"

Раскрытие цели и задачь по ИЗО деятельности, использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста....

8 Марта "Краски радуги" . Сценарий праздника для детей 6 - 7 лет с участием родителей

Праздник. в котором участвуют не только дети, но и родители. Родители  погружаются в мир детства, участвуя со своими детьми в играх,  разукрашивая красками картину весны....

Конспект НОД по художественному творчеству "Краски радуги"

НОД с применением здоровьесберегающих технологий....