ДООП по ФОП социально-гуманитарной направленности "Ловкие пальчики" с детьми 3-4 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Лопаткина Наталья Юрьевна

Программа дополнительного образования по ФОП "Ловкие пальчики" для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lovkie_palchiki_sentyabr_2023.docx84.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 12

Принята на заседании педагогического                                      УТВЕРЖДАЮ:                                          

совета № ____5__ от _______29.05.2023__________                    Заведующий МАДОУ д/с № 12

                                                                                         _____________ О.Ю. Кожукова

                                                                                          Приказ № _____

                                                                                           от «____»______________2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

« Ловкие пальчики»

Возраст обучающихся: 3-4 лет, Срок реализации: 1 год.

Автор программы:

воспитатель Лопаткина Наталья Юрьевна

г. Калининград

г. Калининград

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание предмета,  дисциплины которому посвящена программа

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральной образовательной программе дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и развития интеллектуальных способностей. Начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.

Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа-создание современной практикоориентированной образовательной среды, позволяющей реализовать экспериентально-исследовательскую деятельность обучающихся и получать новые образовательные результаты. Идея программы состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

Описание ключевых понятий  

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

          Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координацию движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. 

Направленность программы

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ловкие пальчики»  имеет социально-гуманитарную  направленность. Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от  3 до 4 лет.

Уровень освоения программы

Ознакомительный уровень имеет образовательно-познавательную деятельность рассчитанную на возраст детей 3-4 лет. Реализуется в доступной форме , обеспечивая широкий охват детей.

Актуальность образовательной программы «Ловкие пальчики»

Дополнительная программа обусловлена тем, что тренировка пальцев положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более отчетливым. Различные пальчиковые игры и специальные упражнения, практические навыки, приобретенные детьми в поделках, развивают точность, координированность в движениях пальцев.

Педагогическая целесообразность программы (заключается в изучении и овладении приемами работы с природными, бросовыми материалами, бусинами, проволокой, пипеткой, веревочками, разными видами бумаги; различными материалами - твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми. В программе используются упражнения по развитию мелкой моторики. Еще Сухомлинский В.А. утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, восприятия и развитие речи.

Практическая значимость  образовательной программы

Это-развитие мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития .

Дидактические игры и игры –занятия, направлены на обогащение опыта детей знаниями и сведениями об окружающих предметах. Расширение представлений о целесообразности создания человеком различных предметов для удовлетворения потребностей собственных и других людей.

Игры имеют познавательную направленность. В процессе ознакомления ребёнок изучает предметный мир.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать поделку. Следуя предлагаемым пошаговым инструкциям , но и проводя исследования и изобретательство , узнавать новое об окружающем их мире.  Значимость так же заключается в создании условий для партнёрской деятельности взрослого и ребёнка, совместном участии воспитателей и родителей развитии детей; подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни; включает разработки на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Принципы отбора содержания образовательной программы. (образовательный процесс построен с учётом уникальности и неповторимости каждого ребёнка и направлен на максимальное развитие его способностей):

-принцип единства развития . обучения и воспитания;

-принцип систематичности и последовательности ;

-принцип доступности;

-принцип наглядности;

-принцип взаимодействия и сотрудничества;

-принцип комплексного подхода

Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.

Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

Принцип систематичности и последовательности обучения.

Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от конкретного – к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)

В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности. Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.

Принцип связи с жизнью.

Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Отличительные особенности программы заключается в создании условий для партнёрской деятельности взрослого и ребёнка, совместном участии воспитателей и родителей развитии детей; подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни; включает разработки на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие.

Цель образовательной программы : создание условий для развития мелкой моторики через выполнение предметно-практических действий;

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

  • 1.Учить детей владеть графическими навыками:

а) штриховка в разных направлениях по образцу : сверху вниз, слева направо.

б) обводить контуры,

в) дорисовывать предметы,

г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не   заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

  • 1. Учить работать с бумагой
  • 2.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  • 3. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

  • 1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • 2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • 3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  • 4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитывающие:

  • 1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • 2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • 3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся , участвующих в реализации образовательного процесса.

К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

-в этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

-объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию.

Особенности организации образовательного процесса

Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на платной основе в форме дополнительного образования. Обучающиеся одного возраста 3-4 года. Состав группы в основном постоянный (но может быть и переменный) Набор детей в кружок-свободный Программа кружка предусматривает индивидуальные, фронтальные и подгрупповые формы работы с детьми. Состав группы 10-12 человек

Каждое занятие состоит из 3-х частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.

Форма организации детей 

- очная (групповая)

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность, но занятие остается одной из форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Режим занятий , периодичность, продолжительность.    

           Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий составляет – 20 минут , 1 раз в неделю, занятия проводиться во второй половине дня после дневного сна.

Объём и срок освоения образовательной программы:

            Срок освоения Программы – 1 год;  36 занятий (36 академических часов)

Основные методы обучения

Метод- это способ достижения цели, совокупность приёмов и операций теоретического и практического освоения действительности, а так же человеческой деятельности организованной определённым образом.

Методы обучения:

-Наглядный;

-Словесный;

-Исследовательский

-Объяснительно-иллюстративный

-Проблемного изложения

-Метод стимулирования (соревнования, выставка, поощрения)

-Практический или репродуктивный

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач , умение ставить цель, планировать достижение этой цели.

1-часть включает организационные моменты, изложение  нового материала.

2-часть –практическая(индивидуальная или групповая, совместная с педагогом, под контролем или самостоятельная.

3-часть анализ. Это коллективная деятельность ,состоящая из аналитической деятельности каждого воспитанника.

Ролевая игра позволяет детям представить себя в предложенной ситуации . Ощутить те или иные состояния более реально.

Планируемый результат :

В работе над программой обучающиеся получат не только новые знания, но так же над предметные компетенции : умение работать в команде, способность анализировать и принимать решения.

К концу года  воспитанники должны уметь:
– соизмерять, подчинять движения контролю взора;
– владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.);
– выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.).

– пользоваться клеем, кисточкой, стекой;

– изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,

– работать с трафаретами;

– застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

–шнуровать ленты, шнурки;

– выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы)

– строить симметричные фигуры из геометрических фигур.

А так же в результате освоения программы достигаются следующие показатели развития:

- совершенствование мелкой моторики положительно повлияет на развитие речи.

- формируется сенсорный опыт

- развивается положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов

- развитие умений создания простейших форм и словесное их описание

- Хорошее развитие пальцев рук позволяет ребёнку выработать красивый

ровный почерк, быть успешным в рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.

Образовательные результаты. Ребёнок стремится к самостоятельному решению ряда задач.

Развивающие результаты. Изменение в мелкой моторики, внимательности, аккуратности.

Воспитательные результаты. Обучающийся стремится к самостоятельной работе , усовершенствованию своей работы, созданию чего-то нового. 

Механизм оценивания образовательных результатов. На начальном этапе работы  предполагается  наблюдение в процессе занятий за движениями кистей рук и пальцев при выполнении упражнений; анализ полученных данных.

Для проверки эффективности в мае проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень развития и укрепления мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях.

Методы отслеживания:  

  • педагогическое наблюдение;  
  • выполнение  обучающимися диагностических  заданий; 
  • анализ детской деятельности.

  • 1. Уровень теоретических знаний.
  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
  • Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
  • 2. Уровень практических навыков и умений.
  • Работа с тетрадями.
  • Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением задания.
  • Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том, как работать по инструкции.
  • Высокий уровень. Самостоятельно работает по схемам и инструкциям .  

Формы проведения итогов реализации программы.

            Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде: педагогической диагностики, беседы, конкурс творческих работ, игры эксперименты, пальчиковый спектакль, выставка.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

            Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

            Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

−         учет         специфики         возрастного         психофизического         развития обучающихся;

− вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

− формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

−         формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

1. материально-технические: 

Материалы:

        различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

        картон;

        пластилин;

        природные материалы;

        вторичное сырье;

        фольга;

        клей;

        нитки;

        пуговицы.

Оборудование:

        баночки для воды;

        крупа мелкая и крупная;

        счетные палочки;

        бусы;

        ленты;

        шнурки;

        строительный материал;

        шаблоны;

        салфетки;

        образцы готовых изделий;

        массажные мячи;

Инструменты:

        ножницы;

        линейка;

        стеки;

        кисточки;

        карандаши, фломастеры, краски;

        трафареты.

Пространственно-предметная среда (игрушка заяц, плакаты, пальчиковый театр, театр игрушек, ложек, кукольный)

Кадровые.

Авторы-составители и исполнители программы: 

–Лопаткина Наталья Юрьевна. Воспитатель высшей квалификационной категории.

Средне-специальное педагогическое образование –Черняховское педагогическое училище г. Черняховск, Калининградской области 1991 г, специальность «Дошкольное воспитание»

        Оценочные и методические материалы.

Вся оценочная система делится на три уровня сложности:

1.        Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем.

2.        Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения.

3.        Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Проявляет инициативу.

Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи воспитанников оцениваются так же и по разделам:

        −         теория;

        −         практика;

Методическое обеспечение.

-предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми

 Дронова Т. Н.

        -демонстрационный материал «Времена года», «Профессии», «Овощи»,                    «Фрукты», «Домашние и дикие животные»,

        -мозаика (кнопочная);

        -набор геометрических фигур (Блоки Дьенеша);

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дети 3 – 4 лет активны, подвижны и любознательны, но быстро устают, отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Материал для игр на занятии подбирается таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используются знакомые малышу ситуации. Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и само массаж.

В содержании занятия условно можно условно выделить на два этапа:

          Первый этап - пальчиковые игры, гимнастика и самомассаж;

          Второй этап – продуктивная деятельность.

На первом этапе дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе сопровождение художественным словом, гимнастику и массаж с учебными предметами. Дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.

Второй этап - продуктивная деятельность и задания представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги, изготовление поделок из различных материалов - используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре, разные виды лепки, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

Познавательное развитие

Знакомить с предметами окружающего мира: их внешними признаками и функциями. - Продолжать знакомить с животными и растениями. Обращать внимание ребенка на явления природы (в разные сезоны): дождь (вода и лужи); снег (сугробы); сосульки и т. п.

- Продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов). Начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники, трудовые действия). Закреплять и расширять представления детей о строении собственного тела и частях лица.

- Передавать информацию об отдельных представителях растительного и животного мира (внешние признаки и яркие, характерные особенности). Знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества.

Речевое развитие подразумевает :

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической    речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

развитие фонематического слуха;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

1.  Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

2. Развивать творчество, фантазию.

3. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

«Физическое развитие» представлено физкультминутками, которые проводятся на каждом занятии. На них дети выполняют несложные движения по тексту стихотворений, что способствует развитию мелкой моторики, основных движений.

Построение занятий обеспечивает единство воспитательных, развивающих и образовательных задач  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. «Игрушки» 

Теория: представление о значении игрушки в жизни ребенка.                       Развитие познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности,  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

  1. «Собери матрёшку»
  2.  «Что спряталось в комочке?»-разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек
  3. Рисуем на манке большие и маленькие предметы (мяч большой и маленький, кубик большой и маленький)
  4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
  5. Практика: «Весёлые человечки»-разукрасить готовую форму человечка для настольных игр.

Тема 2. «Игрушки»

Теория: продолжать знакомить детей о значении игрушки в жизни ребенка.                       Развитие познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности,  развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

1.        «Собери пирамидку»

2.         «Что спряталось в комочке?»-разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек

3.        Рисуем на манке длинные и

Короткие дорожки от машины

4.        Пальчиковая гимнастика «Игрушки-2»

5.        Практика: «Игрушки на прищепке»-разукрасить готовую форму и приклеить на прищепку-развивать нажим пальцев на прищепку

Тема 3. «Профессии» 

Теория:  Закрепить знания детей о профессиях людей.

  1. «Строитель»-строим дом из кубиков
  2. «Кто в домике живёт?»-разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек
  3. Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»
  4. Массаж пальчиков мячиком.
  5. Практика: «Витаминный завод»-лепим витамины и складываем в баночку

Тема 4. «Профессии»

Упражнять детей в назывании  профессий; совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями. Закрепить знания детей о профессиях людей.

1.        «Повар»-рассортируй фасоль по цвету

2.        «Что привёз нам грузовик?»- сухой бассейн, найти игрушки на ощупь в бассейне.

 3.        Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка»

4.        Практика: аппликация «Весёлый апельсин» (или любой другой фрукт)

Тема 5.  «Овощи »  

Теория: знакомить с овощами, временем года осень.

1. Массаж пальчиков каштаном.

            2. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

3. Д/ игра «Чудесный мешочек» -определить овощи на ощупь.

4.Практика: «Собираем урожай»-лепка шарика и столбика (огурец и помидор)

Тема 6. «Фрукты» 

Теория: знакомить с фруктами, временем года осень.

            1. Массаж пальчиков грецким орехом.

            2. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

            3. Д/игра «Найди вторую половинку»-разрезные картинки

            4. . «Урожай яблок» - аппликация с использованием пластилина. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму.

Тема 7. «Грибы» 

Теория: - расширять представления детей о лесных грибах (мухомор, белый гриб, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; - съедобные, несъедобные грибы; - воспитывать бережное отношение к природе.

1. Массаж  пальчиков жёлудем.

2. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» – разглаживание смятых комочков из бумаги

 3. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

4. Практика: «Грибок» Поделка из природного материала- учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

Тема 8. «Осень» 

Теория: дать элементарные представления об осенних изменениях в природе; формировать умения определять погоду по внешним признакам; по сезону.

  1. Массаж  пальчиков  шишкой.

2.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

3. «Листопад»  - разложить геометрические фигуры по цвету и форме (вкладыши).

4.Практика:

Пластилинография «Осеннее дерево»-отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки и размазывать на готовой форме.

        Тема 9. «Птицы осенью» 

Теория: расширять представление о видах перелётных птиц, о характерных признаках осени.

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый  массажный мячик)

 2. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник»,  «Сухой бассейн» - найти комочек бумаги на ощупь в коробке с яблоками; «Посмотри, кто спрятался в комочке?»-разглаживание скомканных в шарики  листов бумаги с изображением птиц.

 3. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки) .

 4.Практика: Аппликация «Птичка»- учить детей изображать птицу аппликационным способом.

Тема 10. «Одежда» 

Теория: активизировать в речи детей названия предметов одежды.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять».

3. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии

 4.Практика:  «Платье для куклы» - разукрасить силуэт пальчиками.

Тема11. «Обувь» 

Теория: активизировать в речи детей названия предметов обуви

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

 3. «Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку ; «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пару на одну веревочку.

4.Практика: Кросовок для Степашки-раскрасить кросовок и вставить в дырочку верёвочку.

Тема12. «Деревья и кустарники» 

Теория: систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках

1. Массаж пальчиков шишками (катаем шишку между ладошками по всей длине пальчиков).

 2.Пальчиковая гимнастика  «Дерево», «Елка».

3. «Найди вторую половинку»-разрезные картинки

4.Практика: Аппликация из крепированной бумаги  или салфетки красного, зелёного и жёлтого цвета.

Тема13.  «Наш город» 

Теория:  Дать элементарные представления о родном городе. Подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин. Воспитывать любовь к родному городу.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

  2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

 3. Строим дом из кубиков . «Кто в домике живёт?»-найти фигурку в «сухом» бассейне.  

4.Практика:Аппликация из газеты домик-учить наклеивать готовую форму на лист картона, или из туалетной втулки

Тема14. «. Зимний лес» 

Теория: Закрепить знания детей о зимнем времени года.

1.Массаж пальчиков «Лепим снежки большие и маленькие»-сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

2. Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Лепим шарик».

3. Снегопад в лесу (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)

 4. «Снежная баба, снеговик » -аппликация из ватных дисков.

Тема15. «В гости к Ёлочке» 

Теория: Закрепить знания детей о зимнем времени года, о деревьях которые растут в лесу.

1. Массаж ладошек ежиком.

 2. Пальчиковая игра « Ёлочка».

 3. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

 4. Практика: Мозаика из пластилина «Ёлочка»-учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами  маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

Тема16. «Дед Мороз» 

Теория: уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике.

1. Массаж пальчиков «Катаем конфетки».

2.Пальчиковая игра «Подарки».

3. « Сухой бассейн»-найти в комочке бумаги подарок.

«Чьи следы на снегу?»-рисуем на манке пальчиками.

 4. Практика: «Морозик» игрушка из бумаги, картона, ватных дисков

Тема17.  «Зимние забавы»

Теория: Познакомить с понятием «Зимние забавы». Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т.д.

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

 3.Фигурки из палочек «Санки», игра с пробками «Лыжи»

4. «Едем с горы» - аппликация из готовой фигурки на санках, а гора из комочков, сделанных из салфеток, или ватных дисков

Тема18. «Зимние забавы» 

Теория: продолжать знакомить с понятием «Зимние забавы». Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т.д.

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

 2. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

3. «Катаемся на лыжах»-рисуем на манке следы от лыж ; игра с пробками «Лыжи»

4. Практика: «Весёлые лыжники» - поделка из готовой формы человек(разукрасить) и приклеить к палочкам от мороженного.

Тема19. «Зимующие птицы» 

Теория: продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, сорока, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

 2.Пальчиковая гимнастика «Птички», «Воробьи», «Снегири».

 3. Покорми птиц- сортировка семян (фасоль белая и красная); «Ворона или воробей?»-определить на ощупь по плоскостному трафарету из наждачной бумаги

4.Практика: «Ворона»-поделка из бумаги

Тема20. «Дикие животные» 

Теория: Формировать умение детей знать и различать диких животных;

– Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в лесу;

– Способствовать развитию связной речи;

– Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

 2. Фигурки из пальчиков « Мишка»

3. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них животными.

 4. Практика: «Ежи и ежата» - сделать большой или маленький пластилиновый комочек с иголками.

Тема21.  «Моя семья»

Теория: продолжать формировать представления детей о семье и её членах, вызвать желание рассказывать о своей семье, создать радостное эмоциональное настроение.

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

 2. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

3. «Мой дом» - выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

 4.Практика:  «Семья» -на обведённой на картоне руки ребёнка нарисовать и разукрасить членов семьи..

Тема 22. «Наша Родина» 

Теория: Формировать у детей представление об образе Родины, воспитывать любовь к своей Родине. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение. Развивать внимание, речь, умение анализировать. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны, формировать эстетические чувства.

1.Массаж пальчиков и ладошек(ежиком, граненными карандашами , грецким орехом).

 2.Пальчиковая гимнастика «Флажок».

3. «Для кого подарок?» -Чудесный мешочек (фигурки маленьких игрушек)

4.Практика:  «Флаг»- пластилинография.

Тема 23. «Защитники Отечества» 

Теория: Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину.                                     

Уточнить понятие «Защитники Отечества» (воины, которые охраняют, защищают свой народ, свою Родину; у каждой страны есть своя армия.

1. Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

 2.Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы-молодцы».

 3. Фигурки из палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

4 .Практика: Поделка «Солдатик» -аппликация на палочке от мороженного

Тема 24. «Транспорт нашего города» 

Теория: Формировать представления детей о правилах дорожного движения о общественных транспортах, о работе светофора;

-Закрепить с детьми правила поведения в транспорте, на остановке, на улице;

-Воспитывать деловую, познавательную, личностную формы общения, усидчивость.

1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).            2.Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

 3.»Что у кого?» -разглаживание скомканных в шарики бумаги с контурным изображением транспорта.

«Грузим камушки на грузовик»-камушки рассыпаны по столу.

«Проехала машина»-рисуем на манке, рассыпанном тонким слоем на подносе.

 4. Практика: Игрушка машинка-разукрасить готовую форму машинки и приклеить на палочку от мороженного.

Тема 25.  «Праздник мам» 

Теория: формировать доброе отношение к своим родным, вызвать желание сделать им приятное;

учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине;

развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

воспитывать аккуратность и самостоятельность.

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики»  ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2. Пальчиковая гимнастика «Мамочка»

3. Фигурки из палочек «Тюльпан».

 Завязываем бантик на подарке. смотать клубок для бабушки.

4. Практика: «Открытка для мамы»- изготовление подарка для мамы ( с учётом возрастных особенностей).  

Тема 26. «Начало весны» 

Теория: Закреплять знания детей о характерных признаках ранней весны.
Формировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивать речь, воображение, творческие и умственные способности детей.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание аккуратно доводить начатое дело до конца.

1.Массаж ладошек, прокатывание колючего мяча между ладошек.

2. Пальчиковая игра «Цветок».

3. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на манке.    

4  Практика: Аппликация - «Солнышко»

Тема 27. «Хлеб»

Теория: Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

1. Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками семечки)

2.Пальчиковая гимнастика «Месим тесто», «Печём блины».

 3.Упражнение с горошками («Пальчиковые игры»).

4.Практика: Лепка из солёного теста «Печенье»» 

Тема 28. «Весёлый цирк» 

Теория: Закрепить знания детей о  геометрических фигурах - круг, квадрат.

Знакомить с правилами подбора цвета деталей в зависимости от фона.

Закрепить умение детей правильно пользоваться кистью , клеем , салфеткой.

Вызвать у детей положительные эмоции, желание помочь животным.

1.Массаж ладошек ежиком, карандашами.

 2.Пальчиковая гимнастика «Едем в цирк», артикуляционная «Цирк»

 3.«Кольцо для льва» - выложить из крупы круг.

 4. Практика:  «Веселый клоун»-  учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру.

Тема 29.  «Домашние животные» 

Теория: Развивать элементарные представления о домашних животных (живут рядом с человеком, люди заботятся о животных, животные приносят пользу.

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка»

3. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животных.

4. Практика: «Котёнок»-игрушка кошечка-работа с бумагой, клеем.

Тема 30. «Космос» 

Теория: формирование элементарных представлений о космосе, звездах, космонавтах, названии планет Солнечной системы, расширить знания детей о профессии космонавта.

1 Массаж ладоней и пальчиков массажными мячиками.

2.Пальчиковая гимнастика «Звёзды», «Мы по космосу шагаем».

3.Фигурки из палочек «Звездочка», «Ракета».

4. Практика: Аппликация «Звездное небо» , «Ракета» ,«Космонавт»

Тема 31. «Птицы весной»

Теория: Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

1.Массаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

2.Пальчиковая гимнастика « Птички».

3.«Поможем птицам» - устелить «гнездо»-отрывать кусочки от салфетки и складывать в гнёздышки

4.Практика:  «Червячки для грачей»  - лепка из пластилина.(или игрушка аппликация птичка)

Тема 32. «Растительный мир»

Теория:  развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей о растительном мире

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

 2. «На лугу растут цветы» - пальчиковая гимнастика.

3. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.

 4. Практика: «Красивый луг»- обрывание зеленой бумаги, сжимание в ладонях и приклеивание на лист картона.  

Тема 33.  «Насекомые» 

Теория:  Формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру, расширять и уточнять знания о насекомых, их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни.

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая игра «Гусеница», «Насекомые»

3. «Нёс однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

 4.Практика: Рисование пластилином «Гусеница»(можно сделать игрушку насекомого или аппликацию)

Тема 34. «Весной на даче» 

Теория: продолжать расширять представления о труде взрослых весной на земельных участках.

1. Массаж пальчиков «Сильные пальчики»  (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Одуванчик»

3. «Солнце»- рисуем узор  на манной крупе

 «Едем на дачу» , «Строим дачный дом»- собрать грузовик из геометрических фигур, кубиков

4. Практика:  «Одуванчик»- пластилинография

Тема 35. «Рыбы» 

Теория: Формировать представление о водной среде обитания ,закреплять знания об особенностях строения тела рыбы, активизировать словарь детей.

Побуждать детей поддерживать беседу по заданной теме.

1.Массаж пальчиков игрушечными рыбками

2 Пальчиковая игра «Рыбки плавают в пруду»

3 «Рыбки пускают пузыри»-рисование кружков на манке.

4 Практика: Рыбка» (рисование рыбки на плоском камешке, аппликация или игрушка из бросового материала)

Тема 36. «Мы подросли » 

Теория: заключительное занятие с целью диагностических мероприятий

1. Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

 2. Игры с ладошками « Вот моя игра какая, хлоп ладошка, хлоп другая»

 3. Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

 4. Теория: предложить детям самостоятельную продуктивную деятельность из бросового материала.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п\п

Название  раздела, темы

Количество часов

Форма, контроля

Всего

Теоретические  занятия

Практические. занятия

1

«Игрушки»

2

2

2

Опрос, беседа, педагогическая диагностика

2

«Профессии»

2

2

2

беседа

3

«Овощи»

1

1

1

беседа

4

«Фрукты»

1

1

1

беседа

5

«Грибы»

1

1

1

беседа

6

«Осень»

1

1

1

беседа

7

«Птицы осенью»

1

1

1

беседа

8

«Одежда»

1

1

1

беседа

9

«Обувь»

1

1

1

беседа

10

«Деревья и кусты»

1

1

1

беседа

   11

«Наш город»

1

1

1

беседа

12

«Зимний лес»

1

1

1

беседа

13

«В гости к Ёлочке»

1

1

1

беседа

14

«Дед Мороз»

1

1

1

беседа

15

«Зимние забавы»

2

2

2

беседа

16

«Зимующие птицы»

1

1

1

беседа

17

«Дикие животные»

1

1

1

беседа

18

«Моя семья»

1

1

1

беседа

19

«Наша Родина»

1

1

1

беседа

20

«Защитники Отечества»

1

1

1

беседа

21

«Транспорт»

1

1

1

беседа

22

«Праздник Мам»

1

1

1

беседа

23

«Начало весны»

1

1

1

беседа

24

«Хлеб»

1

1

1

беседа

25

«Весёлый цирк»

1

1

1

беседа

26

«Домашние животные»

1

1

1

беседа

27

«Космос»

1

1

1

беседа

28

«Птицы весной»

1

1

1

беседа

29

«Растительный мир»

1

1

1

беседа

30

«Насекомые»

1

1

1

беседа

31

«Весной на даче»

1

1

1

беседа

32

«Рыбы»

1

1

1

беседа

33

«Мы подросли»

1

1

1

педагогическая диагностика

Итого

36

18

18

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ловкие пальчики»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

1 раза в неделю

5.

Количество часов

36 часа

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

01.09.2023-31.05.2024

Рабочая программа воспитания содержит:

Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

1)        гражданско-патриотическое  

2)        нравственное и духовное воспитание;

3)        воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4)        интеллектуальное воспитание;

5)        здоровьесберегающее воспитание;

6)        правовое воспитание и культура безопасности;

7)        воспитание семейных ценностей;

8)         формирование коммуникативной культуры;

9)        экологическое воспитание.

Цель – введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для  формирования гармоничной личности с широким кругозором.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, конкурсы, квесты.

Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, проектный, поисковый.

Планируемый результат: повышение мотивации к обучению; формирование настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; формирование нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п

Название мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.  

Инструктаж по  безопасности, правила

поведения на занятиях

Безопасность и здоровый образ жизни

В рамках занятий

Сентябрь  

2.  

Игры приветствия, игры на знакомство друг с другом

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

3.  

Беседы о родном городе, стране.

Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное

воспитание

В рамках занятий

Сентябрь-май

4.  

Беседы о профессии воспитателя  детского сада, учителя.

Нравственное и духовное

воспитание;

В рамках занятий

Сентябрь

Октябрь

5.  

Участие в конкурсах на уровне учреждения

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь-май

6.

Беседа о Дне воинской славы России.

Беседа о Дне  героев Отечества

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание

В рамках занятий

Декабрь

7.  

Беседа о празднике «День защитника Отечества»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Февраль  

8.  

Беседа о празднике

«8 марта»

Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

Март

9.

Беседа «Космос»

Воспитание интеллектуально-

познавательных интересов

В рамках занятий

Апрель

9.  

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное

воспитание; формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Январь, май

Список литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

 2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области". Программа проверена М.Е. Буланова 673023

Для педагога

8.        Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим к рисованию и письму. – М.:2003.

9.        Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: 2005

10.        Дыбина        О.В.        Рукотворный        мир:        Сценарии        игр-занятий        для дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2001

11.        Куцакова Л.В.        Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2009

12.        Практикум по возрастной психологии под ред. Головей Л.А. СПб.: Речь, 2002.

13.        Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой. – М.: 2005.

14.        Развитие речи детей 4-7 лет. Программа «Из детства в отрочество»/Ребёнок в детском саду – 2002 - №2.

Интернет ресурсы:

       15 . https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/17/programma-kruzhka-po-razvitiyu-melkoymotoriki-s-detmi-vtoroy-mladshey;

  1. https://infourok.ru/programma-kruzhka-po-melkoy-motorike-dlya-mladshey-gruppi3164492.html;
  2.  

16. https://kladraz.ru/blogs/yulija-vladimirovna-geraskina/rabochaja-programa-kruzhka-porazvitiyu-melkoi-motoriki.html;

 

17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/26/rabochaya-programma-po-razvitiyu-melkoymotoriki-u-detey-sredney;

 18. https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-razvitiyu-melkoi-motoriki-lovkiepalchiki-dlja-detei-4-5-let.html.

19. https://infourok.ru/perspektivniy-plan-raboti-v-mladshey-gruppe-1778946.html

20.

https://akademiarechi.ru/stimylirovanie-rechi/palchikovye-igry-zima/#

21. https://nsportal.ru/albom/2019/02/19/lopatkina-natalya-yurevna/moryachki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность с кафедрой педагогики ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет».

Научно-исследовательская деятельность с кафедрой педагогики ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет».ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТпо духовно-нравственному и патриотическому во...

Приказ БУПО ХМАО - Югры "Нижневартовский социально-гуманитарный коледж" о составе промежуточной аттестационной комиссии.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая профессиональную деятельность педагога  на уровне  образовательной организации....

Приказ БУПО ХМАО - Югры "Нижневартовский социально-гуманитарный коледж" о составе государственной экзаменационной комиссии.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая профессиональную деятельность педагога  на уровне  образовательной организации....

«Влияние Благотворительности на социально-гуманитарное развитие личности дошкольника»

Добро, согласно Большому энциклопедическому словарю, — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Являясь антонимом понятия зла, озн...