Пластилинография для детей: рисование и лепка пластилином. Семинар практикум для педагогов.
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.» В. А. Сухомлинский
С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум
Итак, что жетакое пластилинография?
Пластилинография- это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений на горизонтальной поверхности. Пластилинография является одним из
самых «молодых» направлений изобразительного творчества. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» -значит создавать, изображать, а «пластилин» - материал, используемый в работе. Техника рисования пластилином доступна и проста в исполнении. Она не перегружает детей, является очень увлекательной и интересной.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.» В. А. Сухомлинский
С одной стороны, ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).
Рассмотрим более подробно все, что связано с пластилинографией в ДОУ.
Какие же цели и задачи ставит перед собой техника пластилинографии?
1. Тактильная активность, проявляемая детьми при играх с пластилином, развивает внимание, мышление, память, восприятие, речь дошкольников.
2. Тренировка ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (у ребенка развивается сила рук, движения рук более согласованны, мышечная нагрузка пальцев подготавливает руку к письму).
3. Воспитание эстетических представлений (у детей формируются знания о сочетании цветов, фактур; они учатся оценивать изобразительное творчество).
4. Развитие усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.
5. Знакомство с окружающим миром, развитие познавательного интереса.
6. Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.
Методы, используемые в работе при знакомстве с техникой пластилинографии :
• наглядность (показываем детям образцы готовых картин и схемы поэтапного выполнения поделки);
• словесные методы работы (рассказ, беседа, объяснение порядка выполнения приема пластилинографии);
• практические методы (дети отрабатывают приемы различных техник, экспериментируют с сочетанием приемов и техник, придумывают различные игровые действия с готовыми поделками).
В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование тех же приемов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционной технике лепки на занятиях с детьми:
• раскатывание «колбасок» - кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
• скатывание «шариков» - бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик круговыми движениями ладоней;
• отщипывание - от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
• прищипывание - кусочки соединяются в один элемент;
• оттягивание – кончиками пальцев пластилиновой детали придается заостренная форма;
• сплющивание в «блинчики» - пластилиновой детали придается форма лепешки.
Дошкольники знакомятся с новыми приемами, используемыми именно в технике пластилинографии :
• размазыванием – пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
• примазыванием и придавливанием - соединением деталей для получения цельного сюжета;
• налепливанием – нанесением элементов из пластилина на шаблон;
• заглаживанием – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков – в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Освоение детьми приемов работы с пластилином для изготовления поделок в традиционной и нетрадиционной техниках ведется параллельно.
Далее рассмотрим формы работы с дошкольниками по пластилинографии, ведь ею можно заниматься не только со старшими ребятами, но и с младшими воспитанниками:
• первая младшая группа- отдельно с каждым малышом (дети повторяют за педагогом, выкладывают детали поочередно);
• вторая младшая группа- отдельно с каждым малышом и в мини- группах, парах (малыши повторяют выполнение, опираясь на готовый образец, который создавался на их глазах, в мини-группах;
• средняя группа – индивидуальная работа и в парах (изготовление поделок по образцу, самостоятельное планирование и подготовка элементов для поделки);
• старшая и подготовительная группы – индивидуальная работа, работа в мини-группах, коллективная (всей группой) (самостоятельное придумывание сюжетов и материалов воплощения; комбинация пластилинографии, сюжетно-игровая форма выполнения поделки: описывают, рассказывают, обыгрывают и прочее).
Виды пластилинографии, используемые в ДОУ:
• прямая пластилинография -картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесен контур рисунка) Занятия можно начинать проводить уже со второго семестра первой младшей группы;
• витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали дети выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет;
• контурная лепка- картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения- так ему придается объем, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины, занятия проводят во втором семестре второй младшей группы или в средней группе в зависимости от уровня подготовки детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить из шприца;
• многослойная лепка- изображение получается последовательным нанесением слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп;
• мозаичная техника- выкладывание картины шариками из пластилина разного размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;
• модульная лепка- элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и прочее, а затем эти модули собираются в единую композицию;
• фактурная техника- создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф- образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф- рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной группы.
• Рельефная лепка- создание пластилиновых картин путем нанесения рисунка стекой или наложения формы на основу, такие занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.
Что же лучше использовать в работе?
Материалы, приспособления для работы по пластилинографии :
• пластилин используем ярких оттенков, поддающийся лепке, нежирный;
• для основы- картон, прозрачный пластик или оргстекло (витражная пластилинография);
• графические трафареты, контурные шаблоны, обычные раскраски;
• дощечки для лепки, стеки, скалочки для раскатывания пластов пластилина, шприц без иглы;
• бросовый материал для декорирования поделок.
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием занимаются, открывают новое и необычное, творчески развиваются, учатся самостоятельности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...

Семинар-практикум для педагогов "Леплю из пластилина" (в рамках методической недели)
Лепка в детском образовательном учреждении....

Семинар – практикум для педагогов на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста приемам лепки»
Семинар посвящен методике лепки в детском саду. На протяжении всего периода дошкольного обучения воспитатель учит детей лепить, используя все доступные детям техники. И оттого насколько воспитатель бу...