НОД по художественно- эстетическому направлению «Как лесные жители готовятся к зиме»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
НОД по художественно- эстетическому направлению
«Как лесные жители готовятся к зиме»
Цель: Познакомить детей с интересными фактами из жизни диких животных, рассказать об их умениях и действиях в подготовке к жизни зимой.
Задачи: Уточнить представления о приметах осени, сезонных изменениях в природе. Систематизировать знания о лесных животных, и о том, как они готовятся к зиме. Прививать любовь к природе, формировать уважительное отношение к лесным обитателям, умение слушать друг друга, уметь находить отличительные признаки животных друг от друга. Способствовать вовлечению детей в игровые ситуации. Закрепить технику работы с ножницами по аппликации из цветной бумаги, продолжать развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: - Наблюдение за изменениями в природе осенью. – Беседы о времени года- Осени, загадки о животных. – Рассматривание картин и иллюстраций с изображением диких животных, беседа по увиденному. – Чтение произведения Г. Скребицкого «Четыре художника» - Дидактические игры: «Когда это бывает», «Дикие животные», «Времена года» - Тематические физкультминутки: «Поиграй со мной, дружок», «Мишутка»
Интеграция образовательных областей: - Познание (Ознакомление с природой) - Коммуникация - Социализация - Музыка - Художественное творчество (аппликация из цветной бумаги)
Материалы к занятию: - Картина «Времена года»; - Картинки с изображением диких животных; - Карточки- модели; -Дидактические игры «Когда это бывает» , «Дикие животные»; - Музыкальное сопровождение; - Шаблоны грибов, корзиночки (на каждого ребёнка для аппликации); - Клей, ножницы, кисточки, салфетки, клеёнчатые коврики.
Методы и приёмы: - Словесные (художественное слово, загадки о диких животных, проблемные вопросы, словесные игры, дидактические игры «Когда это бывает?», « Дикие животные») - Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление) - Практические (опыты) - Проблемные (ситуации, интересная мотивация к деятельности)
Индивидуально- дифференцированный подход: Воспитанники с высоким уровнем развития сами загадывали загадки о животных, рассказывали о их повадках и условиям жизни в природе, задавали вопросы. Воспитанники со среднем уровнем развития отвечали на поставленные вопросы.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, хочу предложить вам совершить путешествие по временам года. (Воспитанникам представлена картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна- зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное лето пришло- всё цветёт
И красные ягоды просятся в рот.
Жёлтая осень раскрасит наш сад,
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А сейчас мы с вами немного поиграем.
(Проводится дидактическая игра «когда это бывает») Детям раздаются цветные карточки. Карточки синего цвета означают зиму, зелёного цвета- весну, красного цвета- лето, жёлтого цвета- осень.
Воспитатель загадывает детям загадки, а дети вместо ответа поднимают карточку того или иного цвета.
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой- синяя карточка)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой- улей- пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной- зелёная карточка)
Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом- красная карточка)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью- жёлтая карточка)
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей) А какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей. Например: Небо серое и хмурое, часто идёт дождь, солнышка почти не бывает, листья на деревьях жёлтые, люди тепло одеты, птицы улетают в тёплые края). Ответы воспитанников сопровождаются показом сюжетных картинок по теме.
Далее идёт беседа о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. Ответ сопровождают показом картинок с изображением того или иного животного.
Вот иголки и булавки выползают из- под лавки. На меня они глядят, молока они хотят (Ёж)
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему ёжик весь покрыт иголками? (Ответы детей. – Осенью ёжик готовит себе норку на зиму. Утепляет ее мхом и сухой листвой. Но сначала ему нужно найти такую полянку, где листья и мох сухие. Тогда он сворачивается клубком и начинает кататься по полянке. Соберёт листочки на свои колючки, и несёт их в приготовленную норку. Там он от них избавляется и снова бежит за новыми листиками. – А знаете ли вы, что ёжик кушает? ( Ответы детей- Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют. К зиме готовятся, чтобы залечь в норку и проспать до весны. Всю зиму ежи спят.
Следующая загадка: Где живёт он? В самой чаще. Самой- самой настоящей. Там гуляет, там и спит, и детей своих растит. Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт. Но всего сильнее он любит крепкий сон: ляжет осенью, а встанет, лишь когда весна настанет. Кто это? (Ответ детей- Медведь)
Воспитатель: - Медведя ещё называют косолапым. Это потому, что при ходьбе он ставит свои лапы пятками наружу.
- Ребята, как вы думаете, чем Медведь всё лето и всю осень питается? (Ответы детей)
- Медведь на зиму делает запасы? Зачем он это делает? (Ответы детей)
- Где всю зиму спит медведь? (Ответы детей)
Воспитатель: Да. Вы всё правильно рассказали про медведя. Медведь так же как и ёж наедается и нагуливает жир на всю холодную зиму. Спит медведь всю зиму очень чутко. Скорее не спит, а дремлет и слышит всё, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не нужно. Берлогу медведя закрывает снежное одеяло, поэтому в берлоге тепло.
Физкультминутка:
Наш Мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл. Видно мёду не нашёл.
(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Мишка в улей влез и вот (изображают «походку» медведя)
Лижет с лапы сладкий мёд.
Воспитатель: Слушаем и отгадываем следующую загадку:
Серовато, зубовато, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Ответ детей- Волк)
Воспитатель: Волк тоже к зиме готовится. Летом его шерсть сильно отрастает, становится густой и тёплой как шуба. Это необходимо волку, т.к. он зимой спит не в норе, а прямо на снегу. Зимой в лесу волки живут семьями- или стаями. Днём они спят, а ночью охотятся. Вы слышали про такое выражение: «Волка ноги кормят» ? (Ответы детей) Это действительно так. Волки в поисках пищи пробегают много километров. А чем питаются волки? (Ответы детей)
Воспитатель: Следующая загадка: Какой зверь опасный, ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает. (Ответы детей- Лиса)
Воспитатель: Лиса ходит тихо, осторожно, бесшумно. Зимой у Лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтобы лапки не замерзали. Поэтому Лиса как будто обута в тёплые сапожки. А скажите пожалуйста, чем питается Лиса? (Ответы детей. Например: она мышей из- под снега достаёт. Слух у Лисы очень хороший, поэтому она слышит писк мышек под снегом. Она быстро разгребает снег и ловит мышек)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Волку и Лисе не нужно менять цвет шубки зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Следующая загадка. – Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору. (Ответ детей- Заяц)
Воспитатель: Зайчик меняет цвет шубки. Летом он бывает серый, а зимой- … (Ответ детей- белый) Зайчик очень интересно меняет цвет своей шубки, постепенно. Сначала у него белеет хвостик, затем- задние лапки. Как будто он надел белые штанишки. Затем белеет спинка зайчишки, за ней- ушки.
- Как вы думаете, зачем Зайчик меняет шубку зимой? (Ответы детей)
- Кого боится Зайчишка, от кого прячется? (Ответы детей)
- Как Заяц спасается от врагов? (Ответы детей)
- Что помогает Зайчику так быстро бегать? (Ответы детей)
Своего домика у Зайчика нет. Днём он спит под кустиками. В сильные морозы зарывается в снег. Под снегом как под одеялом Зайчику теплее. Ночью Заяц выходит искать себе еду. Что любят Зайчики кушать? (Ответы детей- Кору деревьев)
Воспитатель: Слушаем и отгадываем следующую загадку:
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Ответ детей- белка)
Воспитатель: Летом Белочка носит рыжий окрас, а зимой меняет его на серую шубку. Зимой шубка более тёплая. Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать грибок. И снова скачет на верхушку дерева. Грибочки она сушит, натыкая их на острые веточки, а орешки в ямки прячет, которые сама выкапывает в земле среди кустов. Ребята, если вы найдёте в лесу такую «кладовую», её лучше не трогать. Для Белочки эти запасы нужнее. А хвост у белки как парашют. Она его распушит, и прыгает с ветки на ветку. Скажите пожалуйста, как называется домик у Белки? (Ответ детей- Дупло) Внутри свой домик Белка застилает сухими листьями. А окошечко-вход в свое дупло белка закрывает своим пушистым хвостом.
Сюрпризный момент:
(Стук в дверь, входит Белка. Ребёнок одет в костюм)
Белка: Здравствуйте, ребята. Я пришла с вами поиграть.
(Звучит музыкальное сопровождение)
Становись скорей в кружок, будь внимательным, дружок.
Шаг назад, шаг вперёд, и на месте поворот.
Спинку мы с тобой прогнём, ну и хвостиком вильнём.
Ну, давай, не зевай, и за мной повторяй.
Заниматься целый день, прыгать нам с тобой не лень.
Шаг назад, шаг вперёд, и на месте поворот.
(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Воспитатель: - Белочка, а ты подготовилась к зиме?
Белочка: - Да. Орешков и шишек я запасла много. А грибочков пока не успела…
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Белочке запасти грибочки и смастерим для них корзинку.
Художественное творчество. (Аппликация из цветной бумаги)
При выполнении работ звучит музыка П.И.Чайковского «Золотая осень. Октябрь» из цикла «Времена года»
Белочка: - Спасибо вам, ребята. Этих грибочков мне хватит на зиму. Я хочу угостить вас орешками. И мне пора домой, в лес. До свидания.
Рефлексия:
- Какие признаки осени вы знаете?
- Про каких диких животных мы сегодня говорили?
- Что нового узнали про жизнь животных в лесу зимой?
Пословицы и поговорки о животных:
- Лиса- всему лесу краса.
- Лиса семерых волков проведёт.
- Лиса живёт хитростью, а заяц- прыткостью.
- Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт.
- Белку ловить- все ноги отбить.
- Ежа без рукавиц не удержать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_hudozhestvenno.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по художественно- эстетическому направлению
«Как лесные жители готовятся к зиме»
Цель: Познакомить детей с интересными фактами из жизни диких животных, рассказать об их умениях и действиях в подготовке к жизни зимой.
Задачи: Уточнить представления о приметах осени, сезонных изменениях в природе. Систематизировать знания о лесных животных, и о том, как они готовятся к зиме. Прививать любовь к природе, формировать уважительное отношение к лесным обитателям, умение слушать друг друга, уметь находить отличительные признаки животных друг от друга. Способствовать вовлечению детей в игровые ситуации. Закрепить технику работы с ножницами по аппликации из цветной бумаги, продолжать развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: - Наблюдение за изменениями в природе осенью. – Беседы о времени года- Осени, загадки о животных. – Рассматривание картин и иллюстраций с изображением диких животных, беседа по увиденному. – Чтение произведения Г. Скребицкого «Четыре художника» - Дидактические игры: «Когда это бывает», «Дикие животные», «Времена года» - Тематические физкультминутки: «Поиграй со мной, дружок», «Мишутка»
Интеграция образовательных областей: - Познание (Ознакомление с природой) - Коммуникация - Социализация - Музыка - Художественное творчество (аппликация из цветной бумаги)
Материалы к занятию: - Картина «Времена года»; - Картинки с изображением диких животных; - Карточки- модели; -Дидактические игры «Когда это бывает» , «Дикие животные»; - Музыкальное сопровождение; - Шаблоны грибов, корзиночки (на каждого ребёнка для аппликации); - Клей, ножницы, кисточки, салфетки, клеёнчатые коврики.
Методы и приёмы: - Словесные (художественное слово, загадки о диких животных, проблемные вопросы, словесные игры, дидактические игры «Когда это бывает?», « Дикие животные») - Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление) - Практические (опыты) - Проблемные (ситуации, интересная мотивация к деятельности)
Индивидуально- дифференцированный подход: Воспитанники с высоким уровнем развития сами загадывали загадки о животных, рассказывали о их повадках и условиям жизни в природе, задавали вопросы. Воспитанники со среднем уровнем развития отвечали на поставленные вопросы.
Ход деятельности:
Воспитатель: - Ребята, хочу предложить вам совершить путешествие по временам года. (Воспитанникам представлена картина «Времена года»)
Вот лето и осень, зима и весна,
Приходит весна- зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Красное лето пришло- всё цветёт
И красные ягоды просятся в рот.
Жёлтая осень раскрасит наш сад,
Красивые листья по ветру летят.
Зима засыпает снегами поля
И синего цвета дремлет земля.
А сейчас мы с вами немного поиграем.
(Проводится дидактическая игра «когда это бывает») Детям раздаются цветные карточки. Карточки синего цвета означают зиму, зелёного цвета- весну, красного цвета- лето, жёлтого цвета- осень.
Воспитатель загадывает детям загадки, а дети вместо ответа поднимают карточку того или иного цвета.
Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой- синяя карточка)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой- улей- пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной- зелёная карточка)
Солнце печёт, липа цветёт. Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом- красная карточка)
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью- жёлтая карточка)
Воспитатель: - Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей) А какие признаки осени вы знаете? (Ответы детей. Например: Небо серое и хмурое, часто идёт дождь, солнышка почти не бывает, листья на деревьях жёлтые, люди тепло одеты, птицы улетают в тёплые края). Ответы воспитанников сопровождаются показом сюжетных картинок по теме.
Далее идёт беседа о том, как дикие животные готовятся к зиме.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают. Ответ сопровождают показом картинок с изображением того или иного животного.
Вот иголки и булавки выползают из- под лавки. На меня они глядят, молока они хотят (Ёж)
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему ёжик весь покрыт иголками? (Ответы детей. – Осенью ёжик готовит себе норку на зиму. Утепляет ее мхом и сухой листвой. Но сначала ему нужно найти такую полянку, где листья и мох сухие. Тогда он сворачивается клубком и начинает кататься по полянке. Соберёт листочки на свои колючки, и несёт их в приготовленную норку. Там он от них избавляется и снова бежит за новыми листиками. – А знаете ли вы, что ёжик кушает? ( Ответы детей- Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют. К зиме готовятся, чтобы залечь в норку и проспать до весны. Всю зиму ежи спят.
Следующая загадка: Где живёт он? В самой чаще. Самой- самой настоящей. Там гуляет, там и спит, и детей своих растит. Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт. Но всего сильнее он любит крепкий сон: ляжет осенью, а встанет, лишь когда весна настанет. Кто это? (Ответ детей- Медведь)
Воспитатель: - Медведя ещё называют косолапым. Это потому, что при ходьбе он ставит свои лапы пятками наружу.
- Ребята, как вы думаете, чем Медведь всё лето и всю осень питается? (Ответы детей)
- Медведь на зиму делает запасы? Зачем он это делает? (Ответы детей)
- Где всю зиму спит медведь? (Ответы детей)
Воспитатель: Да. Вы всё правильно рассказали про медведя. Медведь так же как и ёж наедается и нагуливает жир на всю холодную зиму. Спит медведь всю зиму очень чутко. Скорее не спит, а дремлет и слышит всё, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не нужно. Берлогу медведя закрывает снежное одеяло, поэтому в берлоге тепло.
Физкультминутка:
Наш Мишутка потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развёл. Видно мёду не нашёл.
(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Мишка в улей влез и вот (изображают «походку» медведя)
Лижет с лапы сладкий мёд.
Воспитатель: Слушаем и отгадываем следующую загадку:
Серовато, зубовато, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Ответ детей- Волк)
Воспитатель: Волк тоже к зиме готовится. Летом его шерсть сильно отрастает, становится густой и тёплой как шуба. Это необходимо волку, т.к. он зимой спит не в норе, а прямо на снегу. Зимой в лесу волки живут семьями- или стаями. Днём они спят, а ночью охотятся. Вы слышали про такое выражение: «Волка ноги кормят» ? (Ответы детей) Это действительно так. Волки в поисках пищи пробегают много километров. А чем питаются волки? (Ответы детей)
Воспитатель: Следующая загадка: Какой зверь опасный, ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает. (Ответы детей- Лиса)
Воспитатель: Лиса ходит тихо, осторожно, бесшумно. Зимой у Лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтобы лапки не замерзали. Поэтому Лиса как будто обута в тёплые сапожки. А скажите пожалуйста, чем питается Лиса? (Ответы детей. Например: она мышей из- под снега достаёт. Слух у Лисы очень хороший, поэтому она слышит писк мышек под снегом. Она быстро разгребает снег и ловит мышек)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Волку и Лисе не нужно менять цвет шубки зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Следующая загадка. – Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору. (Ответ детей- Заяц)
Воспитатель: Зайчик меняет цвет шубки. Летом он бывает серый, а зимой- … (Ответ детей- белый) Зайчик очень интересно меняет цвет своей шубки, постепенно. Сначала у него белеет хвостик, затем- задние лапки. Как будто он надел белые штанишки. Затем белеет спинка зайчишки, за ней- ушки.
- Как вы думаете, зачем Зайчик меняет шубку зимой? (Ответы детей)
- Кого боится Зайчишка, от кого прячется? (Ответы детей)
- Как Заяц спасается от врагов? (Ответы детей)
- Что помогает Зайчику так быстро бегать? (Ответы детей)
Своего домика у Зайчика нет. Днём он спит под кустиками. В сильные морозы зарывается в снег. Под снегом как под одеялом Зайчику теплее. Ночью Заяц выходит искать себе еду. Что любят Зайчики кушать? (Ответы детей- Кору деревьев)
Воспитатель: Слушаем и отгадываем следующую загадку:
Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Ответ детей- белка)
Воспитатель: Летом Белочка носит рыжий окрас, а зимой меняет его на серую шубку. Зимой шубка более тёплая. Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того, чтобы сорвать грибок. И снова скачет на верхушку дерева. Грибочки она сушит, натыкая их на острые веточки, а орешки в ямки прячет, которые сама выкапывает в земле среди кустов. Ребята, если вы найдёте в лесу такую «кладовую», её лучше не трогать. Для Белочки эти запасы нужнее. А хвост у белки как парашют. Она его распушит, и прыгает с ветки на ветку. Скажите пожалуйста, как называется домик у Белки? (Ответ детей- Дупло) Внутри свой домик Белка застилает сухими листьями. А окошечко-вход в свое дупло белка закрывает своим пушистым хвостом.
Сюрпризный момент:
(Стук в дверь, входит Белка. Ребёнок одет в костюм)
Белка: Здравствуйте, ребята. Я пришла с вами поиграть.
(Звучит музыкальное сопровождение)
Становись скорей в кружок, будь внимательным, дружок.
Шаг назад, шаг вперёд, и на месте поворот.
Спинку мы с тобой прогнём, ну и хвостиком вильнём.
Ну, давай, не зевай, и за мной повторяй.
Заниматься целый день, прыгать нам с тобой не лень.
Шаг назад, шаг вперёд, и на месте поворот.
(Дети выполняют движения, согласно тексту)
Воспитатель: - Белочка, а ты подготовилась к зиме?
Белочка: - Да. Орешков и шишек я запасла много. А грибочков пока не успела…
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Белочке запасти грибочки и смастерим для них корзинку.
Художественное творчество. (Аппликация из цветной бумаги)
При выполнении работ звучит музыка П.И.Чайковского «Золотая осень. Октябрь» из цикла «Времена года»
Белочка: - Спасибо вам, ребята. Этих грибочков мне хватит на зиму. Я хочу угостить вас орешками. И мне пора домой, в лес. До свидания.
Рефлексия:
- Какие признаки осени вы знаете?
- Про каких диких животных мы сегодня говорили?
- Что нового узнали про жизнь животных в лесу зимой?
Пословицы и поговорки о животных:
- Лиса- всему лесу краса.
- Лиса семерых волков проведёт.
- Лиса живёт хитростью, а заяц- прыткостью.
- Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт.
- Белку ловить- все ноги отбить.
- Ежа без рукавиц не удержать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как лесные жители готовятся к зиме?
Интересное комплексное занятие с играми, для детей младшего возраста ДОУ....
Образовательная деятельность интегрированного характера в подготовительной группе на тему: "Как лесные жители готовятся к зиме".
уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; умение определять отличительные признаки живот...
Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме»
Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказыва...
Презентация по ознакомлению с окружающим "Как лесные жители готовятся к зиме"
Презентация по ознакомлению с окружающим "Как лесные жители готовятся к зиме"...
"Лесные жители готовятся к зиме"
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП с детьми подготовительной группы...
конспект ООД по экологии "Как лесные жители готовятся к зиме?"
Образовательная область: познавательное развитие Цель: Продолжать формировать у детей представления о жизни животных в лесу, их умении приспосабливаться к зимнему периоду обитания.Задачи:Ут...
Конспект НОД « Как лесные жители готовятся к зиме» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказывание ти...