Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 5-7 лет в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 54 Киселевского городского округа
(ДЕТСКИЙ САД 54)
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете ДЕТСКИЙ САД 54 Протокол №1 31.08.2022 г |
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий ДЕТСКИЙ САД 54 В.В. Вербицкая ____________
|
Рабочая программа кружка
«Очумелые ручки»
старшей группы «Солнышко»
на 2022 – 2023 учебный год
Разработчик: Кузнецова Е.А.
Киселевский городской округ, 2022
Пояснительная записка
Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе аппликации, рисования и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того, систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники аппликации и лепки, а также рисования. Это:
- оттиск печатью; рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными); обрывная аппликация; рельефная лепка; конструирование из природного материала; конструирование из бумаги; торцевание и т.д.
Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.
Цель работы: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.
Задачи:
- Развивать творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.
- Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.
- Приучать к самостоятельности ответов и суждений;
- Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;
При работе с детьми применяются следующие методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Используются различные формы работы:
- беседы;
- наблюдения;
- рассматривание.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Организация занятий кружка:
Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 5-7 лет в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.
Планируемые результаты
По каждой из задач художественно-творческого развития детей, планируется достижение следующих результатов:
- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- У детей сформируются технические навыки рисования;
- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусств- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Работа с родителями
В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проведение мастер-класса среди педагогов.
Сентябрь. | ||||
1 неделя | Рисование (Кляксография. Набрызг) | Тема: «Осенний парк» | Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА. | Цель Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение. |
2 неделя | Аппликация (обрывная аппликация) | Тема: «Бабочки, которых я видел летом» | Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА. | Цель. Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение. |
3 неделя | Лепка | Тема: «Воспоминание о лете «Бабочка» | Колпачки от фломастеров, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки. | Цель. Упражнять детей в создании шарообразной формы и её преобразовании (расплющивании). Учить детей присоединять пластилиновые крылья к колпачку фломастера. Развивать творчество, воображение при составлении узора на крыльях, используя дополнительный материал: бисер, бусинки. |
4 неделя | Аппликация | Тема «Ветка рябины» | ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. | Цель. Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. |
Октябрь. | ||||
1 неделя | Рисование | Тема: «Осеннее дерево» | Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки. | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
2 неделя | Лепка (Скатывание бумажных салфеток) | Тема: «Божья коровка | Пластилин, Половинки скорлупок грецкого ореха, стеки, картонки-подставки. | Цель: Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (Половинка скорлупы грецкого ореха) с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет, доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность. Закреплять умение понимать и анализировать содержание потешки. |
3 неделя | Аппликация | Тема: «Пудель» | Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры. | Цель: Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения. |
4 неделя | Рисование (Торцевание) | Тема: «Звезды и луна» | Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки. | Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
Ноябрь. | ||||
1 неделя | Рисование (Рисование мыльными пузырями) | Тема: «Мороженое» | Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки, | Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки, |
2 неделя | Аппликация (Оригами) | Тема: «Котенок» | Бумага А4, цветные карандаши. | Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. |
3 неделя | Лепка | Тема: «Цифры» | Пластилин, числовой ряд с чётким написанием цифр. | Цель: Закрепить представление о начертании цифр от 1 до 5; показать, что цифры можно лепить разными способами; предложить передать образы знакомых цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления. |
4 неделя | Рисование (Рисование восковыми мелками и акварелью) | Тема: «Витражная роспись» | . Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. | Цель: Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки. |
Декабрь. | ||||
1 неделя | Лепка | Тема: «Формы» | Пластилин, салфетки, дощечки для лепки. | Цель. Закреплять представление о плоских и объёмных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства – различия; предложить вылепить объёмные на основе имеющихся модулей; создать условия для экспериментирования с вылепленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно). |
2 неделя | Аппликация | Тема: «Медвежата» | ½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки. | Цель: Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. |
3 неделя | Рисование (Рисование ладошками) | Тема: "Веселый жираф» | Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА. | Цель: Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие. |
4 неделя | Аппликация | Тема: «Зимняя картина» | Образец аппликации, фон (1/2 альбомного листа) голубая или фиолетовая бумага, клей, ватные диски, простой карандаш, ножницы, полоски белой и коричневой бумаги. | Цель: Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию, размещая дерево и снеговика на листе |
Январь. | ||||
1 неделя | Рисование (Рисование манкой) | Тема: «Зимние пейзажи» | Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА. | Цель: Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
2 неделя | Аппликация | Тема: «Снегири на ветках» | Образец, шабло ны фигуры снеги ря,1/2 альбомно го листа для фо на, красная сал феточная бума га, ножницы, клей, коричневая бумага для веточ ки, фломастеры | Цель: Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами. |
3 неделя | Лепка (Коллективная работа) | Тема: «Обитатели зимнего леса» | Крышка от коробки, картон синего цвета, не большие веточки деревьев, баноч ки из-под йогур та, вата, пласти лин, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки. | Цель: Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных. Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движениях и разных положениях (стоя, сидя, лёжа). Учить договариваться между собой кто, что будет делать. |
4 неделя | Рисование (Торцевание) | Тема: «Украшение валенок деда Мороза» | Силуэт валенка из картона ½ А 4, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки. | Цель: Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение |
Февраль. | ||||
1 неделя | Рисование | Тема: «Красивая снежинка.» | Альбомный лист, свечка, акварельные краски. | Цель: Познакомить с техникой – рисование свечкой. Развивать воображение, творческое мышление. |
2 неделя | Аппликация | Тема: «Украсим рукавички» | Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей. | Цель: Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение. |
3 неделя | Лепка | Тема: «Подарок для папы - танк» | Пластилин, доска для лепки, салфетки, стека. | Цель: Учить лепить танк из отдельных частей, правильно передавая их форму и пропорции. Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания. Развивать самостоятельность. |
4 неделя | Рисование | Тема: «Метель» | Альбомный лист, катушка ниток. | Цель: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
Март. | ||||
1 неделя | Лепка | Тема: «Букет цветов» | Пластилин. | Цель: Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнить приемы последовательности лепки. Цветок, стебель. Упражнять в прочном скреплении частей. Развивать воображение. Формировать желание лепить. |
2 неделя | Рисование (Рисование ватными палочками) | Тема: «Незабудки» | Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры, акварель. | Цель. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
3 неделя | Аппликация | Тема: «Белочка» | Альбомный лист, цветная бумага. | Цель: Продолжать учить детей выполнять мозаику из рваной бумаги, способствовать развитию у детей внимания, мелкой моторики рук, любви к окружающему миру, умению доводить начатое дело до конца. |
4 неделя | Рисование (Монотипия) | Тема: «Половодье в лесу» | Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть. | Цель: Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. |
Апрель. | ||||
1 неделя | Оригами | Тема: «Кукла» | Бумага А4, фломастеры | Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать |
2 неделя | Лепка | Тема: «Верба» | Картон, пластилин. | Цель: Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём ощипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе. |
3 неделя | Рисование (Рисование манной крупой и акварельными красками) | Тема «Звездное небо» | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, баночки с водой, губка. | Цель: Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. |
4 неделя | Аппликация | Тема «Божья коровка» | ½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. | Цель: Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. |
Май. | ||||
1 неделя | Рисование | Тема «Белые лебеди» | Альбомный лист, жесткая кисть. | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц. |
2 неделя | Аппликация | Тема «Кот и мышка» | Образец. Фон – плотная Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей | Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных. |
3 неделя | Лепка (Барельеф) | Тема «Цветная радуга» | Картон голубого, синего цвета на каждого ребёнка. Картинки, иллюстрации с радугой. | Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы и т.д.). |
4 неделя | Рисование | «Витражи для терема лета» | Альбомный лист, кисть. | Познакомить детей с понятием «витраж» техникой его выполнения. Закрепить рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона. |
Список литературы
1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М.: Скрипторий 2003, 2007
2. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М.: Просвещение, 2002
3. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
4. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет»
5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002
6. Новикова И.В. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду»
7. Новикова И.В «Объёмная аппликация в детском саду»
8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки".
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....
Рабочая программа Умелые ручки
материал по изо...
Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)
Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....
Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)
программа кружка художественно-эстетической направленности...
Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...