Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 5-7 лет в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 Киселевского городского округа

(ДЕТСКИЙ САД 54)

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

ДЕТСКИЙ САД 54

Протокол №1 31.08.2022 г

 

УТВЕРЖДАЮ

                Заведующий ДЕТСКИЙ САД 54

                 В.В. Вербицкая ____________

       

Рабочая программа кружка

 «Очумелые ручки»

старшей группы «Солнышко»

на 2022 – 2023 учебный год

Разработчик: Кузнецова Е.А.

Киселевский городской округ, 2022

Пояснительная записка

         

Каждый ребенок уникален, одни «физики», а другие «лирики». Но и в том, и в другом случае необходимо развивать фантазию. И именно формирование творческого мышления становится важным на дошкольном этапе развития. Считать и писать научится каждый. Но если не развивать фантазию и творческие способности в дошкольном возрасте, в старшем возрасте это будет сделать намного сложнее.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе аппликации, рисования и ручного труда испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. В процессе конструирования, аппликации и т.д. ребенок учится фантазировать, учится чувствовать цвет и форму; у него развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Кроме того, систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Для себя я решила, что в рамках кружковой работы мной будут использованы нетрадиционные техники аппликации и лепки, а также рисования. Это:

 - оттиск печатью; рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными); обрывная аппликация; рельефная лепка; конструирование из природного материала; конструирование из бумаги; торцевание и т.д.

 Кроме того, каждое кружковое занятие строится так, чтобы параллельно еще и решалась такая задача, как развитие речи детей.

Цель работы: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.

Задачи:

- Развивать творческие способности.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

-  Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, активность в выборе способов изображения, любовь к родной природе, эстетическое отношение к действительности.

-   Приучать к самостоятельности ответов и суждений;

- Обогащение речи существительными, прилагательными и глаголами, характеризующими свойства и качества изображаемых объектов, эмоции, чувства и переживания человека;


При работе с детьми применяются следующие 
методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Используются различные формы работы:

- беседы;

- наблюдения;

- рассматривание.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Организация занятий кружка:

Кружок «Очумелые ручки» проводится с детьми 5-7 лет в течение учебного года (с сентября по май) два раза в неделю в вечерний отрезок времени с группой из 10 детей, продолжительностью 30 минут. По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей.

   

Планируемые результаты

По каждой из задач художественно-творческого развития детей, планируется достижение следующих результатов:

- Дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;

- У детей сформируются технические навыки рисования;

- Они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;

- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусств- Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

   Работа с родителями

 В работе с родителями используются такие формы, как беседа, практикум, родительские собрания, мини-семинары, показ воспитательной работы, организация выставок, анкетирование родителей, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада. А также участие родителей в выставках, конкурсах и в проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов.

 

Сентябрь.

1 неделя

Рисование

(Кляксография. Набрызг)

Тема: «Осенний парк»

Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.

Цель

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение.

2 неделя

Аппликация

(обрывная аппликация)

Тема: «Бабочки, которых я видел летом»

 Бумага А4, цветная бумага, фломастеры, восковые мелки, клей ПВА.

Цель.

Упражнять в обрывании бумаги по контуру, составлении изображений на плоскости. Развивать воображение.

3 неделя

Лепка

Тема: «Воспоминание

 о лете

«Бабочка»

Колпачки от фломастеров, цветной пластилин, дощечки для лепки, стеки.

Цель.

 Упражнять детей в создании шарообразной формы и её преобразовании (расплющивании).

Учить детей присоединять пластилиновые крылья к колпачку фломастера. Развивать творчество, воображение при составлении узора на крыльях, используя дополнительный материал: бисер, бусинки.

4 неделя

Аппликация

Тема «Ветка рябины»

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Цель.

 Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

Октябрь.

1 неделя

Рисование

Тема: «Осеннее дерево»

Альбомный лист, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 неделя

Лепка

(Скатывание бумажных салфеток)

Тема: «Божья коровка

Пластилин, Половинки скорлупок грецкого ореха, стеки, картонки-подставки.

Цель:

Продолжать учить сочетать в поделке природный материал (Половинка скорлупы грецкого ореха)  с пластилином. Учить наносить пластилин на полукруглый предмет, доводить изделие до задуманного образа; придавать образу выразительность. Закреплять умение понимать и анализировать содержание потешки.

3 неделя

Аппликация

Тема: «Пудель»

Картон ½ А 4, бумажные салфетки белого цвета, фломастеры.

Цель:

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Совершенствовать в данной технике умения.

4 неделя

Рисование

(Торцевание)

Тема: «Звезды и луна»

Картон А 4, клей ПВА, цветные салфетки желтых оттенков, стержень авторучки.

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования.  Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

Ноябрь.

1 неделя

Рисование

(Рисование мыльными пузырями)

Тема:

«Мороженое»

Бумага А4, гуашь, вода, влажные салфетки, стаканы, коктейльные трубочки,

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования. Совершенствовать умения и навыки,

2 неделя

Аппликация

(Оригами)

Тема: «Котенок»

Бумага А4, цветные карандаши.

Цель:

Формировать умения следовать устным инструкциям. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

3 неделя

Лепка

Тема:

«Цифры»

Пластилин, числовой ряд с чётким написанием цифр.

Цель: 

Закрепить представление о начертании цифр от 1 до 5; показать, что цифры можно лепить разными способами; предложить передать образы знакомых цифр пластическими средствами (по замыслу); ориентировать на поиск разных вариантов оформления.

4 неделя

Рисование

(Рисование восковыми мелками и акварелью)

Тема: «Витражная роспись»

. Бумага А4, акварель, влажные салфетки, кисть, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

Цель:

Развивать творчество и воображение ребёнка, мелкую моторику. Закрепить навыки правильной и аккуратной штриховки.

Декабрь.

1 неделя

Лепка

Тема:

«Формы»

Пластилин, салфетки, дощечки для лепки.

Цель.

Закреплять представление о плоских и объёмных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства – различия; предложить вылепить объёмные на основе имеющихся модулей; создать условия для экспериментирования с вылепленными формами (преобразование и превращение одной формы в другую и обратно).

2 неделя

Аппликация

Тема:

«Медвежата»

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Цель:

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

3 неделя

Рисование

(Рисование ладошками)

Тема:

"Веселый жираф»

Бумага А4, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА.

Цель:

Вызвать интерес к собственной руке; совершенствовать технику печатания ладошками. Развивать воображение, цветовосприятие.

4 неделя

Аппликация

Тема: «Зимняя картина»

Образец аппликации, фон (1/2 альбомного листа) голубая или фиолетовая бумага, клей, ватные диски, простой карандаш,

ножницы, полоски белой и коричневой бумаги.

Цель:

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию, размещая дерево и снеговика на листе

Январь.

1 неделя

Рисование

(Рисование манкой)

Тема:

«Зимние пейзажи»

Цветной картон А4, крупа манная, клей ПВА.

Цель:

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

2 неделя

Аппликация

Тема:

«Снегири на ветках»

Образец, шабло ны фигуры снеги ря,1/2 альбомно го листа для фо на, красная сал феточная бума га, ножницы, клей, коричневая бумага для веточ ки, фломастеры

Цель:

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

3 неделя

Лепка

(Коллективная работа)

Тема: «Обитатели зимнего леса»

Крышка от коробки, картон синего цвета, не большие веточки деревьев, баноч ки из-под йогур та, вата, пласти лин, клей, белая гуашь, баночки с водой, стеки.

Цель:

Вызвать у детей желание лепить знакомых им зверей. Учить передавать в лепке конструктивным способом строение разных животных. Учить добиваться выразительности образов. Учить лепить животных в движениях и разных положениях (стоя, сидя, лёжа). Учить договариваться между собой кто, что будет делать.

4 неделя

Рисование

(Торцевание)

Тема: «Украшение валенок деда Мороза»

Силуэт валенка из картона ½ А 4, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, стержень авторучки.

Цель:

Упражнять в работе с бумагой и клеем, ориентироваться на листе. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение

Февраль.

1 неделя

Рисование

Тема:

«Красивая снежинка.»

Альбомный лист, свечка, акварельные краски.

Цель:

Познакомить с техникой – рисование свечкой. Развивать воображение, творческое мышление.

2 неделя

Аппликация

Тема: «Украсим рукавички»

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

Цель:

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

3 неделя

Лепка

Тема: «Подарок для папы - танк»

Пластилин, доска для лепки, салфетки, стека.

Цель:

Учить лепить танк из отдельных частей, правильно  передавая их форму и пропорции. Упражнять в приёмах скатывания, раскатывания, сплющивания. Продолжать учить соединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания. Развивать самостоятельность.

4 неделя

Рисование

Тема: «Метель»

Альбомный лист, катушка ниток.

Цель:

Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.

Март.

1 неделя

Лепка

Тема: «Букет цветов»

Пластилин.

Цель:

 Совершенствовать приемы раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. Усложнить приемы последовательности лепки. Цветок, стебель. Упражнять в прочном скреплении частей. Развивать воображение. Формировать желание лепить.

2 неделя

Рисование

(Рисование ватными палочками)

Тема: «Незабудки»

Бумага А4, влажные салфетки, ватные палочки, фломастеры, акварель.

Цель.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.

3 неделя

Аппликация

Тема: «Белочка»

Альбомный лист, цветная бумага.

Цель:                                                                                                        

Продолжать учить детей выполнять мозаику из рваной бумаги, способствовать развитию у детей внимания, мелкой моторики рук, любви к окружающему миру, умению доводить начатое дело до конца.

4 неделя

Рисование

(Монотипия)

Тема: «Половодье в лесу»

Бумага А4, влажные салфетки, гуашь, кисть.

Цель:  

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.                                                                                           

Апрель.

1 неделя

Оригами

Тема: «Кукла»

Бумага А4, фломастеры

Цель:                                                                                                        Формировать  умения следовать устным инструкциям.  Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  

2 неделя

Лепка

Тема: «Верба»

Картон, пластилин.

Цель:                                                                                                                  

Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение почки вербы, наносить стекой насечки для придания выразительности; закрепить приём ощипывания, кругового раскатывания; развивать интерес к природе.

3 неделя

Рисование

(Рисование манной крупой и акварельными красками)

Тема «Звездное небо»

Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, баночки с водой, губка.

Цель:  

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. 

4 неделя

Аппликация

Тема «Божья коровка»

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

Цель:    

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.                                                                                                       

Май.

1 неделя

Рисование

Тема «Белые лебеди»

Альбомный лист, жесткая кисть.

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц.

2 неделя

Аппликация

Тема «Кот и мышка»

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей  

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

3 неделя

Лепка

(Барельеф)

Тема «Цветная радуга»

Картон голубого, синего цвета на каждого ребёнка.

Картинки, иллюстрации с радугой.

Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков. Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы и т.д.).

4 неделя

Рисование

«Витражи для терема лета»

Альбомный лист, кисть.

Познакомить детей с понятием «витраж» техникой его выполнения. Закрепить рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

Список литературы

 1.Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М.: Скрипторий 2003, 2007

 2. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М.: Просвещение, 2002

 3. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

 4. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет»

 5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002

 6. Новикова И.В. «Работа с нетрадиционными материалами в    детском саду»

 7. Новикова И.В «Объёмная аппликация в детском саду»

 8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...