Рабочая программа "Умелые ручки"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Домченко Марина Рашитовна

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2_ml._testoplastika.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ручки»

2 младшая «А»  группа

ТЕСТОПЛАСТИКА

Педагог: Домченко Марина  Рашитовна

2012-2013 уч. год                                                

Пояснительная записка

  Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня     соленое тесто весьма популярный материал для лепки.

  Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Преимущества соленого        теста:

Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Легко отмывается и не  оставляет следов. Безопасно при попадании  в рот, если не добавлять клей,  - обычно, один раз  попробовав тесто на вкус,  ребенок больше не пытается  взять его в рот - невкусно!!!     После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.

  Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.  Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластики широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Работа с тестом поможет развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей.

Цель программы: Научить лепке из соленого теста. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии.

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет индивидуальных особенностей.

                                       

Ожидаемый  результат:

- отделять от большого куска небольшие  комочки

- раскатывать  комок теста  прямыми движениями;

- раскатывать комок теста круговыми движениями;

- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

- соединять концы;

- сплющивать между ладонями комок теста;

- соединять 2-3  знакомые формы;

- защипывание краев формы кончиками пальцев.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-    выставки детских работ в детском саду;

-    составление альбома лучших работ;

-    участие в городских, республиканских, конкурсах  художественно -  

     эстетической  направленности;

-    презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

-    творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

-    систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и    

     представление на городском метод объединении.

Учебно-методический план дополнительной образовательной программы:

1 год обучения.

Сентябрь

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Знакомство со свойствами теста

Познакомить детей со свойствами теста: мягкое, не липкое, эластичное, соленое…

Учить детей работать сообща, развивать мелкую моторику рук.    Развивать эстетический вкус детей, развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, стека,

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Учить детей раскашивать готовые фигурки гуашью. Обратить внимание детей на то, что при окрашивании теста нужно использовать меньше воды, а больше гуаши. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, развивать творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Фигурки из формочек

Учить детей раскатывать тесто скалкой, определенной толщины, затем формочками выдавливать фигурки. Обратить внимание детей на то, что если тесто прилипает нужно обмакнуть его в муку. Воспитывать чувство взаимопомощи, развивать мелкую моторику рук.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, чашка с мукой, стека, формочки.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Развивать эстетический и художественный вкус  детей, развивать творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Октябрь

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Тарелочки

Продолжать учить детей лепить из теста, наклеиваем тесто на тарелочки с обратной стороны, но сначала надо раскатать тесто. Развивать эстетический вкус детей, творческие способности, мелкую моторику рук.  Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, тарелочки, скалка,   стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки (тарелочки). Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности, мелкую моторику рук.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Овощи и фрукты

Учить детей раскатывать тесто, между ладонями, придавая круглые, овальные формы. Расширять словарный запас детей. Воспитывать доброжелательное отношение к труду взрослых.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, чашка с мукой, стека.

Предварительная работа: чтение стихотворений, загадывание загадок про фрукты, овощи; рассматривание картин.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Ноябрь

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Карандашница: божья коровка

(коллективная работа)

Продолжать учить детей лепить из теста. Развивать эстетический вкус детей, развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу, а также доброжелательное отношение к животному миру.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, карандаш, стека.

Предварительная работа: рассматривание картинок.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Листочки

Учить детей раскатывать тесто скалкой, вырезать нужную форму  стекой, Воспитывать доброжелательное отношение к природе. Развивать чувство взаимопомощи.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, чашка с водой, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки, самостоятельно подбирая нужные краски.  Наносить краску равномерно, не торопиться.  Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Декабрь

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Черепашка

Продолжать учить детей лепить из теста, раскатывать круглую форму, затем  доступными детям способами сплющивать круг. Отдельно отщипывать и раскатывать лапки, и приклеивать к туловищу, используя воду вместо клея. Развивать эстетический вкус детей, творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу, и миру природы.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, карандаш, чашка с водой, стека.

Предварительная работа: просмотр видеофильма о черепашках.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности, мелкую моторику рук.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Ежик в травке

Учить детей раскатывать тесто, между ладонями, вытягивать мордочку, приклеивать (треугольники)  иголки, поочередно обмакивать деталь в воду, вместо клея. Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, чашка с водой, стека.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседа.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Наносить краску поочередно (сначала красим туловище, потом иголки). Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Январь

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Кораблики

Продолжать учить детей лепить из теста, раскатывать прямоугольную форму, вырезать треугольник доступными детям способами. Развивать эстетический вкус детей, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, карандаш, зубочистки, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки, самостоятельно выбирая нужные краски. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок, чтение стихотворения, беседа, настольная игра: порт.

Февраль

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Бусы для мамы

Продолжать учить детей лепить из теста, раскатывать круглую форму и нанизывать ее на  тонкую палочку, для того, что бы после высыхания осталась отверстие для ниточки. Развивать эстетический вкус детей, творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки. Салфетки, карандаш, тонкие палочки, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Нанизывание на ниточку.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Звездочка для папы.

Учить детей раскатывать тесто, скалкой до нужной толщины, затем при помощи формочки вырезать звезду, а при помощи деревянной палочки сделать отверстие для веревочки. Развивать мелкую моторику рук.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, стека, деревянная палочка, формочки (звезда).

Предварительная работа: рассматривание картин.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Наносить краску аккуратно, сильно не мочить. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Нанизывание на веревочку.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Март

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Поздравительная открытка для мамы.

Продолжать учить детей лепить из теста цветы и наклеивать их на картон, используя вместо клея воду.

Развивать эстетический вкус детей, творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, карандаш, стека, баночка с водой.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовую открытку, при этом очень аккуратно, чтобы не попасть на картон. Развивать аккуратность, эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

«Теремок»

(коллективная работа)

Учить детей работать сообща, договариваясь о предстоящей работе, изготавливать отдельные детали и наклеивать их на основу (плотный картон). Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, картон формочки, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью. Наносить краску поочередно (сначала одно, потом другое). Развивать мелкую моторику рук, эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Апрель

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Кораблик

Продолжать учить детей лепить из теста, раскатывать прямоугольную форму, вырезать треугольник доступными детям способами. Развивать эстетический вкус детей, развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, карандаш, зубочистки, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, развивать творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Ежик

Учить детей раскатывать тесто, между ладонями, вытягивать мордочку, приклеивать (треугольники)  иголки, поочередно обмакивать деталь в воду, вместо клея. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, чашка с водой, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Наносить краску поочередно (сначала красим туловище, потом иголки). Развивать эстетический и художественный вкус  детей, развивать творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Май

№ Тема

Программное содержание

Оборудование

Божья коровка на листочке

Продолжать учить детей лепить из теста, раскатывать прямоугольную форму, вырезать треугольник доступными детям способами. Развивать эстетический вкус детей, развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать друг другу.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, карандаш, зубочистки, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки. Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки.

Черепашка

Учить детей раскатывать тесто, между ладонями, вытягивать мордочку, приклеивать (треугольники)  иголки, поочередно обмакивать деталь в воду, вместо клея. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Готовое тесто, доски для лепки, салфетки, чашка с водой, стека.

Декоративное раскрашивание готовых изделий

Продолжать учить детей красить гуашью готовые фигурки.  Наносить краску поочередно (сначала красим туловище, потом иголки). Развивать эстетический и художественный вкус  детей, творческие способности.

Готовые  изделия, гуашь, салфетки, кисточки, баночки с водой.

Анализ работы по работе кружка

«Умелые ручки» тестопластика.

Руководитель: Домченко М.Р.

Деятельность кружка проводилась 1 раз в неделю: 15-20

        15-35

Списочные состав группы: 10 человек.

Цель программы: Научить лепке из соленого теста. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей  через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие  личности ребенка в творческом его развитии.

ПРИНЦИПЫ  ПОСТРОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и  самостоятельность.

Учет индивидуальных особенностей.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Организация и проведение выставок детских работ;

- Составление альбома (фотоальбом)……

По итогам проведенной работы, поставленная цель была достигнута, путем проведения плановых занятий. Дети с удовольствием занимаются, научились отделять  от большого куска небольшие комочки, раскатывать тесто прямыми движениями, круговыми движениями, сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать между ладонями комок теста, соединять  2-3 знакомые формы, защипывать края формы кончиками пальцев, а также раскрашивать готовое изделие, обыгрывать изготовленные поделки, объединяя единым сюжетом, придумывать истории, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей. В группе создан уголок творческих работ, из соленого теста, где дети могут свободно играть с ними. В планировании занятий также учитывались событийные мероприятия группы: например 23 февраля – изготовление подарков для пап, на 8 марта – подарки для мам и бабушек: поздравительные открытки.

Также принимали участие в конкурсе поделок из природного материала по акции: «Спасти и сохрани»; участие в выставке: «Ребятам о зверятах», индивидуальная работа: «Терем – Теремок» (дистанционно). Всероссийский образовательный проект АНО ЦДО (Санкт – Петербург).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Оч. умелые ручки"

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности (аппликация). Программа расчитана на два года - старшая и подготовительная группа...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"

Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа по художественному развитию "Умелые ручки"

Данная программа может быть использована воспитателями ДОУ по работе с детьми.Имеется тематический план,работа кружка....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"

Цель программы:- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;- развитие самостоятельности анализа и мышления;- воспитание лю...