«Роль ручного труда в развитие мелкой моторики у дошкольников»
консультация по аппликации, лепке

Юхманова Ольга Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов19.83 КБ

Предварительный просмотр:

                         Консультация для педагогов

 «Роль ручного труда  в развитие мелкой моторики

                    у дошкольников»

Многие педагоги-практики в последнее время все чаще отмечают, что у детей дошкольного возраста недостаточно развита моторика рук. Действительно у детей прошлого поколения моторика рук была развита лучше, и этому есть объяснение. Технологический процесс задел все сферы жизнедеятельности человека. Не только взрослым облегчил бытовую и профессиональную деятельность, но и детям стало легче справляться с одеждой (вместо пуговиц и шнурков – липучки), игрушек, книг и гаджетов у ребенка такое изобилие, что не возникает потребности в самостоятельном изготовлении. Все это и многое другое не позволяет ребенку в полной мере развивать мелкую моторику.

Поэтому одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

 "Рука – развивает мозг" – это утверждение уже многократно доказано.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

 Мелкая моторика-это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули.

Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

  Мелкая моторика оказывает влияние и на развитие речи, и на внимание, память, мышление и воображение.

Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.  

Причины отставания в развитии мелкой моторики рук можно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда - это требует внимания, заботы, терпения, времени.

А именно ручной труд играет огромное значение в развитии мелкой моторики рук. Так как он затрагивает все области развития ребёнка: развивает функцию руки и мелкую моторику пальцев, согласованность движений руки и глаза; развивает познавательную активность через расширение запаса знаний и представлений о свойствах материалов; способствует расширению словарного запаса; вырабатывает навыки общения в процессе трудовой деятельности. Изготовление поделок требует от ребёнка определённых действий.

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребёнка, а также одним из самых любимых видов деятельности у детей. Рисование, лепка, аппликации, выкладывание узоров из мозаики или нетрадиционных материалов, конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес и стимулирует их познавательную активность.

 Еще одним положительным аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в малых группах. Таким образом, дети не только совершенствуют свои ручные навыки, но и делятся своими впечатлениями, учатся взаимодействовать со сверстниками, а также получают положительные эмоции от конечного результата своей деятельности.

Рассмотрим подробнее некоторые виды ручного труда.

Аппликация и конструирование. Бумага – это один из самых универсальных и доступных материалов, который незаменим для развития мелкой моторики.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, ниток,занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Таким образом, при работе с бумагой совершенствуется не только точность мелких движений, но и развивается фантазия, воображение, а также формируются такие черты характера как целеустремленность, усердие.

Детей в изготовлении поделок из бумаги привлекает возможность использовать их в дальнейших играх, театральных представлениях, инсценировках.

Работа с природным материалом позволяет развивать, не только мелкую моторику, но и тактильно-двигательное восприятие ребенка. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции.

Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.

Лепка, как разновидность ручного труда, дает ребенку удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. При этом необходимо заметить, что чем разнообразнее материал, из которого лепит дошкольник, тем увлекательнее будет для него данное занятие и тем разнообразнее будут его знания об окружающем мире. Занятия данным видом ручного труда развивают мелкие мышцы пальцев, глазомер, и что не менее важно, во время лепки ребенок знакомится с объемными формами предметов, осознает взаимосвязанность частей, развивая тем самым свое пространственное мышление.

Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

Мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки, лепим картинки

При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи

Рисование  –  занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

 Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок, складывание мозаики и другие разновидности ручной работы – все это оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики, а также на обогащение знаний ребенка об окружающем мире, имеет прямое влияние на речевую функцию и на формирование высших познавательных процессов.

Работу по развитию тонкой координации и ручной умелости необходимо начинать с самого раннего возраста, массажируя пальчики грудного малыша. По мере взросления ребенка незаменимыми в этой работе становятся занятия по ручному труду.

Таким образом, необходимо организовывать целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей через разнообразные технологии развития детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда.

1.Актуальность2.Задачи3.Цель4.МотивацияИ другое...

"Мягкая книга"-развивающее пособие, и его роль в развитии мелкой моторики рук дошкольников.

Цель: Показать и рассказать, как можно использовать развивающее пособие «Мягкая книга», и какую  роль она играет в развития мелкой моторики рук дошкольников.Задачи:1. Продолжать ...

Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников.

Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно дл...

Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Консультация для воспитателей «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Консультация для воспитателей«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возрас...

Роль лепки из пластилина в развитии мелкой моторики младших дошкольников

   Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполне...

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики рук дошкольника.

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики рук дошкольника....