Консультация для воспитателей «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников» Воспитатель: Мышанская Н.В.
консультация
Консультация для воспитателей
«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста
Работая с детьми первой младшей группы (2-3 года) и наблюдая за ними, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
При выполнении лепки, аппликации, дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики.
2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 2-3 лет).
Для совершенствования ручной умелости в 1младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Вгости» «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассейн.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.
В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки и составлять из них узоры на пластилине.
На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Организовывала работу
-как часть интегрированной образовательной деятельности,
-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,
-в свободной самостоятельной деятельности.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Каких результатов удалось достичь
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
-совершенствованию мелкой моторики рук
-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
-совершенствованию активной речи, словарного запаса;
-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-совершенствованию навыков учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»
Консультация для воспитателей
«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Воспитатель: Мышанская Н.В.
Ст. Тацинская
Ноябрь 2020г
Консультация для воспитателей
«Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Цель: Раскрыть понятие –мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста
Работая с детьми первой младшей группы (2-3 года) и наблюдая за ними, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, дети были еще малы, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Роль изодеятельности в развитии мелкой моторики рук у дошкольников»
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог дошкольного образования начала развивать мелкую моторику с младшей группы, помогала в этом мне продуктивная деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног
Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок, они развивают мелкую моторику пальцев.
При выполнении лепки, аппликации, дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики.
2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 2-3 лет).
Для совершенствования ручной умелости в 1младшей группе я использовала: пирамидки, «игры-шнуровки», очень важной частью работы являются пальчиковые игры («Суп», «Семья», «Цветок», «Ежик», «Вгости» «Дом»). Самомассаж, пальчиковый театр, пальчиковый бассейн.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) .
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
В младшей группе с детьми рисовали не только кистью, но и пальчиками, губкой, ватными палочками, печатями.
В лепке использовала разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В средней группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки и составлять из них узоры на пластилине.
На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, обрывную аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы, пластилинография. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.
Организовывала работу
-как часть интегрированной образовательной деятельности,
-во время совместной деятельности воспитателя с детьми (утром и в вечернее время,
-в свободной самостоятельной деятельности.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Каких результатов удалось достичь
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
-совершенствованию мелкой моторики рук
-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
-совершенствованию активной речи, словарного запаса;
-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-совершенствованию навыков учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;
- продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей из опыта работы" Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"
Предлагаются простейшие и в то же время интересные приемы работы с обычными подручными предметами с целью развития мелкой моторики ....
Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"
Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"...
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."
Консультация для воспитателей с элементами практикума "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."...
Консультация для воспитателей "Еще раз о развитии мелкой моторики"
Консультация-презентация для педагогов ДОУ, наглядно демонстрирующая способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей»
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важную роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в ...
Консультация по оригами «Роль оригами в развитии мелкой моторики у ребенка»
В.А. Сухомлинский "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"....