Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"
проект (средняя группа)

Зыкова Татьяна Сергеевна

На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. 
Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс, в соответствии с возрастом воспитанников, следует отметить, что его актуальность обусловлена  значительным повышением самостоятельности и активность детей, а также: развитию их творческого мышления, умения разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать полученные знания. 

   Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
– исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);
– ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы.
– информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.;
– творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Другими признаками классификации являются: – состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);
– продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года).

Основным организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом является воспитатель.  При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. В средней группе, до пяти лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям каждого ребенка, изучение его интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым, если эти задания удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым. Участие в проекте «на вторых ролях», действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему не противоречат природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. 

   
К концу пятого года жизни ребенок накапливает некий социальный опыт, который позволяет ему перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольник реже обращается к ним с просьбами, активнее организует самостоятельную деятельность, у него развивается самоконтроль, ребенок способен адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности. У ребенка появляются "хвостики субъектности". 
 Проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
   Этапы освоения дошкольниками проектных действий. Дети 4–5 лет:
1. Обозначение взрослым проблемы - Зачин. (интригующее начало с учетом интересов детей).
2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности. (Лотос-план, интеллект-карта, Азбука проекта и тд)
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата (соцопросы, викторины), выполнение детьми определенных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата. Рефлексия.
В проекте использовались 5 критериев субъектности:
1. Выбор.
2. Вовлеченность.
3. Динамика.
4. Атмосфера
5. Импровизация.

Приятного просмотра.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект группы «Любознайки» Ресторан и его профессии

Слайд 2

1 - Этап подготовительный . Определение проблемы. В ходе беседы с детьми был проведён опрос «Какие профессии я знаю»

Слайд 3

Возник вопрос, какую область для ознакомления выбрать вместе с воспитанниками и посвятить время на ее изучение. С разными вариантами профессий «Любознайки» идут в кабинет к заведующей, которая с помощью волшебной Шляпы выбора помогает детям определиться с темой проекта. Один из воспитанников вынимает заветный листочек. Таким образом мы предоставили детям первый критерий субъектности - Выбор.

Слайд 4

Начало проекта. Сюрпризный момент . Воспитатель появляется в группе в костюме повара с перчаточной куклой-помощником «Повар- Геннадий Петрович» и произносит загадку: Отгадавшие ее стали помощниками воспитателя

Слайд 5

Второй критерий субъектности – Вовлеченность . В ходе беседы формируем цели и задачи проекта; Выясняем какие люди каких профессий работают в ресторане. Составляем Лотос-план деятельности по реализации проекта.

Слайд 6

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие: 1. Экскурсия по детскому саду. Кухня , холодный и горячий цех, склад, мойка и тд . Повар детского сада вместе с помощником рассказывают детям об особенностях и обязанностях своей работы.

Слайд 7

1. Проведение соцопроса между родителями и детьми.

Слайд 8

2. Создание Азбуки проекта от детей и от родителей.

Слайд 9

Работа в уголке Творчества: Лепка – блюда и продукты питания. Рисование – овощи и фрукты. Аппликация – космическая еда.

Слайд 10

3. Следуя лотос-плану шла реализация проекта которая приближала воспитанников к презентации самого проекта о ресторанном бизнесе.

Слайд 11

4. Дети придумали название будущего ресторана.

Слайд 12

5 . В центре математики вместе с детьми составили авторское меню. В

Слайд 13

6 . Организовали Шоу «Кондитер» на котором воспитанники экспериментировали и превратившись на время в самых настоящих кондитеров оформляли кексы сахарной глазурью.

Слайд 14

7. В уголке для ролевой игры мальчики организовали центр логистики по доставке продуктов.

Слайд 15

8 . Распределили должности, обсудили обязанности, подготовили необходимые атрибуты ( бейджи , униформу, головные уборы), приготовили рабочие места в центре Мир профессий. Администратор Маргарита встречала гостей и провожала к свободному столику.

Слайд 16

Приветливые официанты Милана и Алексей приносили гостям их заказы

Слайд 17

А Повар Лиза и кондитер Ника с любовью готовили вкусные блюда для клиентов.

Слайд 18

Логист Глеб обеспечивал бесперебойную доставку продуктов на кухню в ресторан.

Слайд 19

Реализуем наш лотос-план. На протяжении всего проекта добавились еще 3 критерия субъектности : - Динамика ; дети все время что-то делали: строили, придумывали, вырезали, лепили -Атмосфера ; общая идея сплотила группу и дети, буквально, хватали из воздуха и предлагали идеи реализации проекта. - Импровизация. Любой план, если им занимаются дети, может претерпеть изменения, главное прислушаться и поддержать, быть партнером для детей. В уголке конструирования дети из разного вида конструкторов построили кафе и рестораны.

Слайд 20

Представленная презентация проекта 4 группы «Ресторан «Понарошку» воспитанникам 5 группы как продукт деятельности прошла отлично. В свою очередь « Любознайки » получили знания о профессиях общепита, попробовали себя на практике и получили положительные отзывы. Также были созданы развивающие пособия и домино по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в реализации проектного метода в образовательном процессе ДОУ

В материале изложен метод проектно-ориентированного обучения и алгоритм построеения будущей презентации по итогам проектной деятельности. Рассказывается о важности организованной работы с ...

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ"

Выступление из опыта работы: "Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс  ДОУ"...

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»

Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом дл...

«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

Организация системы работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое ...