Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Радужный мир»
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduzhnyy_mir.docx | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности
с использованием нетрадиционных техник рисования для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
«Радужный мир»
срок реализации – 1 год
Составитель:
Кириченко Юлия Анатольевна, воспитатель,
Кавказский район, город Кропоткин МБДОУ д/с-к/в №3
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру». М. Шклярова
Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. В этом возрасте формируются самостоятельность мышления, любознательность и познавательный интерес детей, поэтому именно в этот период большую актуальность приобретает воспитание у детей художественного вкуса, формирование творческих умений и осознание ими чувства прекрасного. Мы работаем в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию речи. Развитие творческих способностей этих детей требует нестандартного подхода, учета индивидуальных возможностей ребенка. Эти дети не пассивные объекты социальной помощи, а развивающие личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании и творчестве.
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ОВЗ в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития играет изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность.
Отличительной особенностью практики является использование на занятиях широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству, специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в смешанной технике) с учетом индивидуальных возможностей детей, которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель программы:
Создание условий для использования нетрадиционных техник рисования при организации изобразительной детской деятельности с воспитанниками дошкольного возраста с ОВЗ.
Задачи программы:
- Знакомить детей с ОВЗ с нетрадиционными способами рисования и находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений.
- Способствовать овладению воспитанниками с ОВЗ простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Побуждать детей с ОВЗ самостоятельно применять знакомые нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой, печатание листьями, «тычкование» (сухой кистью и так далее) и познакомить с новыми: монотипия (предметная), «кляксография», «набрызг», «рисование по мокрому», оттиск смятой бумагой и другие.
- Развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус.
- Сплотить детский коллектив путем совместного творчества. воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Привлекать родителей воспитанников с ОВЗ к деятельности в рамках кружка и стимулировать их совместное творчество с детьми.
- Создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству.
- Организовать презентацию кружка через выставку рисунков в рамках ДОУ,
участвовать в конкурсах, выставках на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Изобразительная деятельность — единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс деятельности. Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе больше возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: он огорчается, если что-то не получается, радуется красивому изображению, которое он создал сам. Изобразительная деятельность для детей с ограниченными возможностями должна носить эмоциональный и творческий характер. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей на основе дифференцированного подхода. А это значит, что необходимо развивать эстетические чувства и представления, мышление и воображение, формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей навыкам изобразительной грамоты, развивать способности к сопереживанию и активной созидательной деятельности.
Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, так как результатом является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности особенно велико для детей с ОВЗ. Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игры с пальчиками очень увлекательны. Они развивают речь, творческую деятельность. Дети повторяют движение педагога и этим самым развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. И все же огромное значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому я в своей работе стремлюсь постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Предполагаемые результаты работы по программе:
- Повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников.
- Дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества при -выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов (дети могут самостоятельно выбирать сюжет, тему, композицию, материалы и инструменты для использования).
- Планируют последовательность своей работы и выбирают техники ее воплощения.
- Через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
повысилась учебная деятельность (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
- Дети с желанием участвуют в выставках и конкурса.
- Расширился и обогатился художественный опыт.
- Развилась склонность к экспериментированию с разными художественными и нетрадиционными материалами и инструментами.
- Дети могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа.
- Дают оценку результатам своей деятельности.
Принципы работы:
Принцип творчества (программа заключает в себе возможности для воспитания и развития художественных способностей детей).
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
Принцип динамичности (от самого простого до сложного).
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями).
Методы и приемы:
- Наблюдение проводится с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.
- Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
- Беседа – диалогическая форма. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.
- Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.
- Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.
- Положительное подкрепление (поощрение) - метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка.
Правила работы:
1. Тесный эмоциональный контакт педагога с ребенком, что служит необходимым условием для самовыражения ребенка.
2. Индивидуальная работа педагога с воспитанником, которая позволяет максимально учитывать особенности ребенка и его возможности, установить с ребенком глубокий контакт и взаимодействие.
3. Коллективная, совместная работа под руководством педагога над одним общим заданием. Такая форма работы позволяет развивать коммуникацию детей, чувство взаимопомощи. При этом, если ребенок затрудняется, оказываем ему посильную помощь, не акцентируя на этом внимание других детей.
5. Работа в подгруппе, предполагающая общую для всех детей задачу, которую каждый решает в той мере, в какой может.
На занятии мы активизируем внимание ребят, побуждаем их к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности детей.
- Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
- Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Подготовительная к школе группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий. Всего запланировано72 занятия. Длительность занятия 30 минут.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Виды нетрадиционных техник изобразительной деятельности:
«Пластилинография»
Нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
«Фроттаж»
Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
«Рисование мыльной пеной»
Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.
«Рисование ребром картона»
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
«Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
«Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
«Монотипия»
Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
«Печатание листьями»
Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
«Ниткография»
Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.
«Печатание бумагой»
Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
«Рисование с помощью соли»
Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
«Рисование методом напыления (набрызг)»
Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
«Рисование кляксами»
Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
«Клеевая техника (витражи)»
Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.
«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
«Рисование вдвоем»
Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка (например, половину вазы), а другой ребенок вторую часть рисунка (вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
«Мятый рисунок»
Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
«Рисование клейстером»
Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.
«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)»
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать, вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
«Печатание спичечным коробком»
Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
«Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
«Граттаж»
Техника рисования. На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную гуашь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.
«Восковые карандаши + акварель»
Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
«Рисование свечой (проступающий рисунок)»
Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок, нарисованный свечой не затонируется.
«Рисование жесткой кистью (щетина)»
Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь, разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект «пушистой шерстки».
«Рисование по сырому»
Техника рисования. Влажной от воды (немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.
«Расчесывание краски»
Техника рисования. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна (можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Тема ООД | Программные задачи | Оборудование |
Сентябрь | |||
1 | «Воздушные шары» | Освоение умения смешивания основных цветов краски для получения новых оттенков, более сложных. | Листы бумаги, акварель, гуашь, кисти, салфетки. |
2 | «Акварель по сырой бумаге» | Знакомить детей с различными способами тонирования бумаги. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
3 | «Солнечные зайчики» (кляксография) | Познакомить детей с нетрадиционной техникой в рисовании — кляксографией с трубочкой ее особенностями и возможностями. | Листы бумаги, гуашь, трубочки, губка, салфетки. |
4 | «Фрукты» (натюрморт) (Пластилинография) | Продолжать знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Научить составлять натюрморт. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, пластилин, кисти. |
5 | «Лебедь» (рисование ладонью и пальцами) | Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. развивать самостоятельность и самим придумывать композицию рисунка. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. |
6 | «Нарядные зонтики» (рисование ватными палочками) | Продолжать знакомить с техникой. Развивать чувство цвета, композиции. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, ватные палочки. |
7 | «Чудесная поляна» (Рисование смятой бумагой) | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, смятая бумага. |
8 | «Удивительные животные» (рисование ладошками) | Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. развивать самостоятельность и самим придумывать композицию рисунка. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. |
Октябрь | |||
9 | «Летний дождь» (Восковые карандаши + акварель) | Вызывать у детей приятные воспоминания о лете, учить отображать состояние погоды (дождь), упражнять в рисовании различными материалами. | Листы бумаги, набор цветных восковых мелков, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетки. |
10 | «Деревья осенью» (Печатание листьями) | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки. |
11 | «Чудесные бабочки» (Монотипия) | Продолжать знакомить с техникой монотипией ее особенностями и выразительными возможностями. Совершенствовать умения в технике. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
12 | «Листопад» (Пуантилизм) | Продолжать учить детей рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения. | Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, салфетки. |
13 | «Мухомор» (Рисование методом тычка (поролоновый тычок) | Упражнять в рисовании поролоновым тычоком. Развивать умение в технике монотипия для создавать фон. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, поролоновые тычки, салфетки. |
14 | «Деревья отражается в воде» (Монотипия) | Развивать чувство цвета, композиции, творческую активность детей. Воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях. Совершенствовать умения в технике. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
15 | Коллективная работа «Клен» (Печатание листьями) | Продолжать знакомить с техникой. Развивать чувство композиции, цвета. Воспитывать аккуратность. | Лист ватмана, гуашь, кисти, листья деревьев, салфетки. |
16 | «Сова» (Рисование методом тычка (ватная палочка) | Учить передавать в рисунке, круглую и овальную формы. Развивать умение наблюдать форму, строение образа. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, ватные палочки. |
Ноябрь | |||
17 | «Разноцветные зонтики» (Пластилинография) | Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. | Листы цветного картона, пластилин. |
18 | «Птица осень» (Расчесывание краски) | Продолжать знакомить с техникой. Изображать птицу контуром, развивать чувство формы, композиции. | Листы бумаги, гуашь, кисти, одноразовые вилки. |
19 | «Мой питомец» (Рисование штрихом) | Закрепить представление о разных видах штрихов. Дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы. Развивать графические навыки. Воспитывать интерес к данной технике. | Листы бумаги, простые и цветные карандаши. |
20 | «Подсолнух» (Рисование методом тычка (ватная палочка) | Показать разные способы изображения подсолнуха на основе круга. Стараться максимально передать изобразительными материалами цвет форму, строение цветка. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки, ватные палочки. |
21 | «Осенний лес» (Рисование с помощью соли) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Показать разные способы изображения кроны деревьев. Учить аккуратно использовать соль в работе. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки, соль. |
22 | «Волшебный цветок» (Рисование по сырому) | Продолжать знакомить детей с техникой живописи по сырой бумаге. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, акварель, кисти, губка, салфетки. |
23 | «Сорока» (Рисование методом напыления (набрызг) | Учить передавать в рисунке пластичную форму птицы. Развивать чувство формы, композиции. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, салфетки, расчески, трафареты. |
24 | «Лев» (Рисование штрихом) | Закрепить представление о разных видах штрихов. Развивать графические навыки. Воспитывать интерес к данной технике. | Листы бумаги, простые и цветные карандаши. |
Декабрь | |||
25 | «Зимний лес» (Рисование жесткой кистью (щетина) | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать чувство формы, композиции. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, салфетки. |
26 | «Елочка – зеленая иголочка» (Рисование штрихом) | Закрепить представление о разных видах штрихов. Развивать графические навыки. Воспитывать интерес к данной технике. | Листы бумаги, простые и цветные карандаши. |
27 | «Снег идет» (Мятый рисунок) | Продолжать знакомить детей с техникой. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. |
28 | «Рыбки резвятся» (Рисование по сырому) | Познакомить детей с техникой живописи по мокрой бумаге. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
29 | «Зимняя ночь» (Граттаж) | Продолжать знакомить детей с техникой. Учить передавать в рисунке особенности ночного пейзажа. Развивать творческие способности детей, воображение. | Картон, кисти, черная гуашь, восковые мелки, салфетки, палочки для вышкребания. |
30 | «Снеговик» (Печатание бумагой) | Упражнять в умении передавать в рисунке предмет, состоящий из 3 частей; дополнять образы разными элементами. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, простой карандаш, салфетки. |
31 | «Елки» (Рисование свечой (проступающий рисунок) | Продолжать знакомить детей с техникой. Учить передавать в рисунке форму елки. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы плотной бумаги, гуашь свечи, простые карандаши. |
32 | «Котенок» (Рисование жесткой кистью (щетина) | Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, салфетки. |
Январь | |||
33 | «Морозные узоры» (Ниткография) | Формирование интереса к нетрадиционным техникам рисования. Учить последовательности выполнения работы в новой технике рисования «ниткография». | Листы бумаги, гуашь, отрезки нити длиной 7 –10 см, салфетки. |
34 | «Новогоднее окно» (Граттаж) | Передать разными изобразительными материалами характерные особенности, изображения новогоднего окна. | Листы картона белой и желтой бумаги, синяя гуашь, восковые мелки, кисти, ножницы, палочки для вышкребания салфетки |
35 | «Метель» (Рисование свечой (проступающий рисунок) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Листы бумаги, свеча, акварель, кисти. |
36 | «Деревья зимой» (Мятый рисунок) | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать чувство формы, композиции. | Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. |
37 | «Красивые снежинки» (Рисование свечой (проступающий рисунок) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Листы бумаги, свеча, акварель, кисти. |
38 | «Зима в городе» (Печатание спичечным коробком) | Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке зимний город. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. | Листы бумаги, гуашь, кисти, спичечные коробки, салфетки. |
39 | «Звездное небо» (Набрызг) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. Воспитывать аккуратность в работе. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, салфетки, расчески, трафареты. |
40 | «Какие бывают сугробы» (Рисование мыльными пузырями) | Расширить знания детей о свойствах мыла -познакомить с новой технологией нетрадиционного рисования- рисование мыльной пеной -закрепить отработанные ранее технологии нетрадиционного рисования. | Мыльная пена, кисти, гуашь, листы бумаги, салфетки. |
Февраль | |||
41 | «Зимняя сказка» (Ниткография) | Продолжать знакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Листы бумаги, гуашь, отрезки нити длиной 7 –10 см, салфетки. |
42 | «Рукавички» (Пуантилизм) | Учить передавать форму рукавички линией, закреплять навыки работы с бумагой. | Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки. |
43 | «Ветка рябины» (Рисование с помощью соли) | Показать разные способы изображения ветки рябины. Учить аккуратно использовать соль в работе. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки, соль. |
44 | «Шапочка» (Рисование штрихом) | Формировать умение самостоятельно составлять узор из геометрических фигур, украшать узор снежинок отдельными штрихами. | Листы бумаги, простые и цветные карандаши. |
45 | «Снежный город» (Рисование ребром картона) | Познакомить детей с данной техникой. Развивать способность конструктивно изображать дома простой формы. | Листы бумаги, гуашь, кисти, кусочки картона, салфетки. |
46 | «Зимнее солнце» (Рисование по сырому) | Продолжать знакомить детей с техникой живописи по мокрой бумаге. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
47 | «Коврик» (Печатание спичечным коробком) | Научить составлять мозаичный орнамент из отпечатков спичечного коробка, подбирать цветовые сочетания для композиции. | Листы бумаги, гуашь, кисти, спичечные коробки, салфетки. |
48 | «Снегопад» (Рисование методом напыления (набрызг) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. Воспитывать аккуратность в работе. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, салфетки, расчески, трафареты. |
Март | |||
49 | «Цветы в вазе» (Рисование вдвоем) | Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования, развить интерес к творческой деятельности, воспитывать умение работать вдвоем. | Листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки. |
50 | «Веселые рыбки» (Рисование мыльной пеной) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Мыльная пена, кисти, гуашь различных цветов, листы бумаги, простой карандаш, салфетки. |
51 | «Окно в сад» (Фроттаж) | Познакомить детей с данной техникой. Развивать воображение и творческие способности, самостоятельность, инициативность. | Плотная белая бумага, цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, фактурная основа для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, перья) |
52 | «Чудесные картинки» (Кляксография) | Продолжать знакомить детей с техникой - кляксографией. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами. | Листы бумаги, гуашь, трубочки, салфетки. |
53 | «Павлин» (Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами) | Познакомить детей с навой техникой рисования Закреплять умение дополнять изображение деталями, пользоваться различными изоматериаломи. Развивать чувство композиции, творческое воображение. | Блюдца с разведенной гуашевой краской до консистенции жидкой сметаны, кисти бумага, салфетки. |
54 | «Плюшевый медвежонок». (Рисование методом тычка (поролоновой губкой) | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа | Поролон, тонкая кисть, гуашь, салфетки. |
55 | «Плывет кораблик» (Монотипия) | Развивать чувство цвета, композиции, творческую активность детей. Воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях. Совершенствовать умения в технике | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
56 | «Соленое море» (Рисование с помощью соли) | Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Продолжать развивать фантазию и воображение детей Освоение техники рисования с солью по сырой краске. | Листы, акварельные краски, кисти с широким ворсом, соль, стаканчики с водой, салфетки. |
Апрель | |||
57 | «Загадочная планета» (Рисование мыльной пеной) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Мыльная пена, кисти, гуашь различных цветов, листы бумаги, простой карандаш, салфетки. |
58 | «Веселые человечки» (Рисование клейстером) | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования клейстером. Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. | Листы бумаги, гуашь, палочка для выцарапывания, кисти, клейстер, салфетки. |
59 | «Полет ракеты» (Рисование по сырому) | Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба, космоса. | Листы бумаги, акварель, гуашь, кисти, салфетки. |
60 | «Улитка» (Восковые карандаши + акварель) | Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, набор цветных восковых мелков, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетки. |
61 | «Морожено в рожке» (Рисование мыльной пеной) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. Воспитывать аккуратность в работе. | Мыльная пена, кисти, гуашь различных цветов, листы бумаги, простой карандаш, салфетки. |
62 | «Кактус» (Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами) | Продолжать знакомить детей с навой техникой рисования Закреплять умение дополнять изображение деталями, пользоваться различными изоматериаломи. Развивать чувство композиции, творческое воображение. | Блюдца с разведенной гуашевой краской до консистенции жидкой сметаны, кисти бумага, салфетки. |
63 | «Паучок» (Кляксография) | Показать способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческую активность детей; воспитывать уверенность в своих творческих возможностях. | Листы бумаги, гуашь, трубочки, салфетки. |
64 | «Ветка яблони» (Мятый рисунок) | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать умение форму, строение, цвет (ветки яблони), закреплять навыки работы с кистью. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
Май | |||
65 | «Праздничный салют» (Граттаж) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. Воспитывать аккуратность в работе. | Листы картона восковые мелки, палочки для вышкребания. |
66 | «Радуга-дуга» (Рисование вдвоем) | Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования, развить интерес к творческой деятельности, воспитывать умение работать вдвоем. | Листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, восковые мелки. |
67 | «Земляника» (Пластилинография) | Продолжать знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность. | Листы цветного картона, пластилин. |
68 | «Кувшинка» (Рисование по сырому) | Продолжать знакомить детей с техникой живописи по мокрой бумаге. Закреплять навыки рисования лепестков цветка. Развивать творческие способности детей, воображение. | Листы бумаги, акварель, кисти, салфетки. |
69 | «Весенний парк» (Фроттаж) | Продолжать знакомить детей с данной техникой. Развивать воображение и творческие способности, самостоятельность, инициативность. | Плотная белая бумага, цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, фактурная основа для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, перья) |
70 | «Ветка сирени» (Рисование мыльной пеной) | Продолжать знакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление. | Мыльная пена, кисти, гуашь различных цветов, листы бумаги, простой карандаш, салфетки. |
71 | «Цветочная поляна». (Рисование методом тычка (ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги, гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. |
72 | «Одуванчики» (Рисование клейстером) | Продолжать знакомить с данной техникой. Воспитывать аккуратность при работе с краской. | Листы бумаги, гуашь, палочка для выцарапывания, кисти, клейстер, салфетки. |
Сотрудничество с родителями:
- Помощь в приобретении необходимых материалов для работы с детьми.
- Консультации для повышения компетентности родителей по теме программы.
- Привлечение родителей к совместной работе с детьми (оформление выставок совместного творчества).
- Оформление выставок детских работ, фотоотчеты, видеоролики.
Мониторинг развития художественно-эстетических навыков.
Мониторинг проводится 2 раза в год (первичный в сентябре, итоговый в мае).
Цель проведения мониторинга:
1. Выявить уровень художественного развития детей.
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.
2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники.
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник.
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми.
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник.
Низкий (1 балл)
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
- может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)
Список использованной литературы:
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
3. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
4. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
7. Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
8. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
9. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.
10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. - 2010
11. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Aвторская программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования....
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег»
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей 2 младшей группы на тему: «Выпал первый снег» ...
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Дополнительная общеобразовательная программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "Разноцветный мир"
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на са...
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования для детей первой младшей группы «В гости к ёжику»
Цель: формировать у детей изобразительные навыки и умения, в рисовании используя бросовый материал: футляр фломастера с паралоновой насадкой.Задачи:Упражнять кисть руки, закрепляя правильное поло...
Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. «Фантазёры»
Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть на...
Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...