Лэпбук "Вырезай-ка" как форма совместной деятельности взрослых и детей при реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)
В статье рассказывается, как можно привлечь детей и родителей к созданию пособия, сделав их полноправными участниками образовательного процесса. Работа над лэпбуком позволила увлечь детей аппликацией, улучшить навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Совместное творчество сплотило детский коллектив и укрепило дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbukbuzina_olga_gennadevna.docx | 329.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Бузина Ольга Геннадьевна,
.
Лэпбук «Вырезай-ка» как форма совместной деятельности
взрослых и детей при реализации образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие»
Новое время диктует новые задачи и побуждает искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Одним из современных средств развития детей дошкольного возраста является Лэпбук. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, эмоционально окрашено, что можно потрогать, с чем можно действовать. Лэпбук соответствует всем этим критериям, он может активно использоваться как педагогами в индивидуальной работе с детьми, так и в самостоятельной детской деятельности. Таким образом, лэпбук способствует разнообразию предметно-развивающей среды группы; стимулирует творческую активность детей; учитывает индивидуальные особенности и интересы детей; создает условия положительного взаимодействия ребёнка с ребёнком, ребёнка и взрослого.
Напомню, что «лэпбук» - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбукoм можно назвать самодельную папочку или книжечку, внутри которой содержатся кармашки, разной формы и цвета, мини - книжки, окошки, конвертики, дверки и другие детали. Именно в этих кармашках организован изучаемый материал, посвященный, какой-либо одной теме.
Я не даю детям понятие - лэпбук, мы с детьми называем его книжка - копилка. В этой книжке мы копим, складываем, всё чему научились, с чем познакомились, что бы хотели повторить, во что бы хотели поиграть по данной теме.
Сегодня важным аспектом современного Российского образования является: «научить учиться самому». Следуя данному аспекту, я активно привлекаю детей к созданию пособий, атрибутов для игр, организации РППС. Все это стимулирует детей проявлять свою субъектность, выступать инициаторами организации РППС. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Работая в коллективе, ребятам приходится общаться между собой, планировать работу, договариваться, что помогает развитию их коммуникативных способностей.
В данной статье хочу поделиться опытом по созданию и использованию лэпбука «Вырезай-ка» в работе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
При изготовлении лэпбука «Вырезай-ка», дети были полноценными участниками творческого процесса. Вместе с ребятами мы продумывали его название, оформление и расположение материала. Дети принимали активное участие в изготовлении книжек-самоделок: мастерили их, складывали, оформляли.
Активное участие в создании книжки-копилки приняли и родители. В начале работы им было предложено выбрать вместе с детьми и принести разные виды бумаги, и разные материалы для нетрадиционной аппликации. Таким образом, мы вместе создали коллекцию бумаги и коллекцию материалов для аппликации.
Большим плюсом этого пособия является то, что все кармашки в нем крепятся на липучках. Это позволяет детям самостоятельно снять нужный кармашек, воспользоваться материалом, находящимся в нем, а после вернуть все на место. Наличие липучек дает возможность воспитателю менять материал в данном пособие в зависимости от задач обучения, а также от интересов и потребностей детей.
Как показала практика, данное средство обучения - отличный помощник в работе воспитателя. Его можно использовать как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Также он активно используется в самостоятельной детской деятельности.
Вот что в итоге у нас получилось:
Дидактическое пособие «Лэпбук «Вырезай-ка» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, игровых и здоровье-сберегающих технологий.
Цель:
Развитие мелкой моторики, воображения и творческих способностей у детей в аппликации.
Задачи:
1.Закреплять знания о видах и техниках аппликации.
2.Совершенствовать навыки работы с ножницами.
3.Закреплять умения создавать декоративные, предметные и сюжетные аппликации.
4.Формировать самостоятельность при выборе техники изображения в создании выразительных образов.
5.Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности.
6.Развивать зрительно-моторную координацию и мелкую моторику пальцев рук.
7.Развивать психические познавательные процессы (пространственное мышление, воображение) и коммуникативные навыки.
Наша интерактивная папка включает в себя следующие рубрики:
1. Мини-книжка «Загадки от Карандаша».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки об инструментах, необходимых для изготовления аппликации.
Ребята решили сделать мини-блокноты, на страницах которых изобразили отгадки на загадки.
2. Книжка-раскладушка «Правила работы с ножницами».
Все правила ребята также решили изобразить на страницах мини-блокнотов.
3. «Коллекция бумаги».
Воспитатель знакомит детей с различными видами бумаги, рассказывает, где и для чего их используют.
4. Дидактическое упражнение «Тренажеры для обучения детей вырезыванию».
Данные упражнения способствуют формированию у детей умения правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Выполняя задания, ребенок двигается от простого к сложному. Сначала он будет резать бумагу по коротким прямым линиям, потом - по более длинным, после чего перейдет к зигзагообразным, изогнутым линиям, и к вырезыванию различных геометрических фигур.
Мы с детьми не выбрасываем получившиеся нарезки! Вместе «обыгрываем» их в открытках, коллажах, поделках, также с вырезанными картинками можно играть: собирать рисунки из частей и т.д. Лэпбук «Вырезай-ка» дети тоже решили украсить поделками, получившимися после выполнения упражнений по вырезыванию.
5. Дидактическая игра «Повтори».
Воспитатель знакомит детей с различными видами сгибания листа. Затем предлагает им повторить - сложить лист самостоятельно по образцу (пополам, по диагонали, гармошкой).
6. Целый раздел посвящен приемам вырезывания: вырезывание из бумаги геометрических фигур; вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, в несколько раз; вырезывание по частям; силуэтное вырезывание.
7. Дидактическая игра «Выложи узор».
Воспитатель предлагает детям украсить плоскостные изображения посуды: составить узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов.
8. Дидактическая игра «Сделай сам».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мини-журнал с вариантами аппликаций, выполненных в различных техниках. Затем ребенок может изготовить любую понравившуюся ему аппликацию.
9. «Коллекция материалов для аппликации»
Воспитатель знакомит детей с различными видами материалов, которые можно использовать при изготовлении аппликаций в нетрадиционных техниках.
10. Картотека пальчиков игр.
Ребята в блокнотах-самоделках рисуют картинки-подсказки, для лучшего запоминания пальчиковых игр.
В заключение хотелось бы отметить, что в нашей книжке-копилке поместилось много информации в привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.
С педагогической точки зрения:
1. Лэпбук помог организовать информацию по аппликации.
2. Данное пособие - отличный способ повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает книжку-копилку и повторяет материал. Лэпбук помогает закреплять знания о видах и техниках аппликации. Способствует совершенствованию навыков работы с ножницами. Закрепляет умения создавать декоративные, предметные и сюжетные аппликации. Дает возможность самостоятельно выбирать техники изображения в создании выразительных образов.
3. Как показывает практика, лэпбук - отличное средство для формирования дружеских взаимоотношений между детьми.
4. Наш лэпбук может меняться вместе с детьми. Информация в кармашках меняется в зависимости от возраста и интересов детей.
5. Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.
6. Лэпбук помог привлечь родителей к совместной деятельности по аппликации.
7. Создание книжки-копилки - это увлекательное творческое занятие!
Библиографический список:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17октября 2013 г. N 1155).
2. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение. 1987 – 128 с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - Москва: «Мозаика - Синтез» 2013 г. – 32 с.
4. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие - Москва: Просвещение, 2016 г. – 256 с.: ил.
5. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. ФГОС. Издательство «Детство-пресс». 2021.
6. vk.com/zaykina skazka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.
С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...
"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"
Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский...
"Рассказывание – форма совместной деятельности взрослого и детей"
В материале представлены задачи, виды рассказывания как формы совместной деятельности воспитателя с детьми и основные требования к ним....
Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей
Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей. Основные формы совместной деятельности взрослых и детей
Характеристика основных форм совместной деятельности взрослых и детей....
Консультация «Исследовательская деятельность и экспериментирование как форма совместной деятельности взрослого и детей»
Консультация...
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...
- Мне нравится (1)