"Разговор – форма совместной деятельности взрослого и детей"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
Вся работа с маленькими детьми должна быть организована как "развивающая болтовня". К.Д. Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_razgovor.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Разговор – форма совместной деятельности
взрослого и детей».
Подготовила Жиркова С.В., воспитатель
Общение взрослого с дошкольниками имеет основополагающее значение для их социально-личностного и познавательно-речевого развития. Потребность в общении — одна из ключевых потребностей ребёнка. «Нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребёнком, чего мы часто не делаем», — писала Е. И. Тихеева.
Особыми возможностями обладает разговор воспитателя с детьми. Ещё К. Д. Ушинский считал, что вся работа с маленькими детьми должна быть организована как «развивающая болтовня».
Именно непринуждённый разговор заинтересованных собеседников в естественных условиях обеспечивает мотивацию и успешность процесса целенаправленного развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Разговор — это универсальная и наиболее распространённая форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. При этом различают разговор как относительно свободное, менее регламентированное общение и беседу как целенаправленное, содержательное и логически выстроенное общение.
Разговоры могут быть индивидуальными и коллективными.
Индивидуальные разговоры создают уникальные возможности для эмоционального сближения воспитателя с ребёнком, позволяют установить с ним личностно окрашенные доверительные отношения в процессе обмена мыслями и переживаниями о внутреннем мире человека и внешнем мире, окружающем его, и одновременно способствуют индивидуализации процесса развития ребёнка, позволяют учитывать особенности его интересов, уровень развития умений.
Индивидуальные разговоры важны для малышей в возрасте до 4 лет, поскольку их опыт освоения речи и разных видов деятельности недостаточен для содержательного общения со сверстниками. Детей старше 5 лет привлекают индивидуальные разговоры с воспитателем на «взрослые» темы, связанные с проблемами взаимодействия людей, поиска своего места в социальном мире. Для индивидуальных разговоров больше подходят утренние и вечерние часы пребывания детей в группе детского сада. Такие разговоры с малышами пронизывают все режимные моменты, когда одевание на прогулку, мытьё рук, подготовка к приёму пищи создают содержательную основу для общения.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста активно осваивают разные виды совместной деятельности: игровой, трудовой, музыкально-художественной, что создаёт естественные условия для организации коллективных разговоров. При этом группа детей, участвующих в разговоре, может варьироваться от двух—четырёх до десяти и более человек, в зависимости от деятельности и проблемы, которая обсуждается. Например, реплика ребёнка «Ой, смотрите, кто-то книжку разорвал» может послужить началом разнообразных разговоров, взаимосвязанных с различными видами детской деятельности. Внимание ребёнка пятого года жизни целесообразно привлечь к починке книг. Предложите ему позвать на помощь двух-трёх детей и вместе с ними выяснить, какие ещё книги нуждаются в помощи, как надо подготовиться к заклеиванию книг, какой вид бумаги или скотча выбрать и почему, кто и чем будет заниматься, лучше работать вместе или по очереди и т. д. Дошкольнику 5 — 7 лет можно предложить стать инициатором обсуждения этой проблемы с другими детьми.
Для этого необходимо сначала поговорить с ним о том, что не стоит искать виновника случившегося, а следует напомнить всем правила обращения с книгами. Затем, включаясь в разговор детей, подвести их к мысли о возможности фиксации этих правил, обсудить название («Любить книги — значит бережно к ним относиться»), коллективно сформулировать правила, придумать внешний вид этого «документа», решить, кто будет его оформлять, как познакомить с ним других детей, где он будет висеть и пр.
Разговоры всегда ситуативны и могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Ситуацию для разговора можно либо использовать (в непреднамеренном разговоре), либо создавать заранее (для преднамеренного разговора).
Преднамеренно создать ситуацию для разговора с детьми младшего и среднего дошкольного возраста позволит игровой персонаж, сюрпризное внесение новых игрушек и предметов. В средней и старшей группах детского сада может быть создана проблемно-игровая или проблемная ситуация.
Хорошим поводом для разговоров может стать наблюдение за природой на прогулке. Например, типичная весенняя ситуация — наблюдение за сосульками — может стать основой для разговоров на разные темы: «Звонкие капельки» — с малышами, «Почему люди радуются, когда сосульки плачут» — с пятилетними детьми, «Чем и почему различаются сосульки» — с детьми 6 лет.
В зависимости от возраста детей одну и ту же ситуацию можно раскрыть в нужном образовательном контексте. Например, осенью ребёнок приходит в группу в тёплом свитере и сообщает, что мама велела его не снимать, чтобы не заболеть. Если ему 3—4 года, то стоит поговорить о том, как мама о нём заботится, рассмотреть свитер, назвать его части, цвет, потрогать материал, какой он пушистый, тёплый, выяснить, что тело под свитером тёплое, а ладошки холоднее. Это обогатит сенсорный и речевой опыт ребёнка.
Ребёнку пятого года жизни можно предложить сравнить свою одежду с тем, как одеты другие дети группы. Желательно привлечь к разговору ещё трёх-четырёх свободных детей и обсудить, почему все стали одеваться теплее, что надевали летом, чем различается одежда для тёплого и холодного времени года, из каких материалов изготавливается одежда для осени и зимы. Такое общение способствует закреплению представлений детей об одежде, её назначении и материалах, совершенствует умения детей сравнивать и анализировать. Детей старшего дошкольного возраста на этом примере целесообразно вызвать на обсуждение проблемы о том, как заботиться о себе в холодное время года, чтобы не заболеть. Подобный разговор систематизирует представления детей о способах поддержания здоровья, будет способствовать развитию объяснительной речи.
По мере расширения познавательных интересов детей обогащается и содержание разговоров с ними.
Содержанием разговоров с детьми четвёртого года жизни являются окружающие детей предметы и действия с ними («Что наденем на прогулку», «Как будем мыть руки», «Твоя любимая игрушка», «Во что ты будешь играть», «Какие машины едут по дороге»). Интересны дошкольникам этого возраста разговоры о себе, о самых близких людях и о совместной деятельности с ними («С кем пришёл в детский сад», «Во что играл с папой и мамой дома», «Что делает няня»). Возможны разговоры о некоторых явлениях и объектах природы, о хорошо знакомых животных («Как ты играешь с котом (собакой) дома», «Птички радуются солнышку», «Дождь начинается»). Содержание разговоров постепенно изменяется и усложняется, «отрывается» от сиюминутной деятельности ребёнка.
Содержанием разговоров с детьми пятого года жизни становятся разнообразные явления окружающей жизни, которые ребёнок воспринимает непосредственно сам или о которых узнал из книг, кинофильмов и т. п. Дети этого возраста стремятся узнать всё и обо всём, им интересно сравнивать предметы и явления, устанавливать между ними связи и отношения. Главное, им надо знать, зачем и почему, и часто темы разговоров формулируются с помощью вопросов («Откуда дует ветер?», «Зачем человеку посуда?», «Из чего шьют одежду?», «Где быстрее тает снег?», «Почему машины разные?», «Почему весной птиц так много?», «Как звери готовятся к зиме?», «Зачем нужен светофор?», «Чем можно рисовать?»).
У детей 5—7 лет продолжают углубляться и дифференцироваться познавательные интересы, их привлекает история предметов (кто, когда, зачем придумал; почему предметы, животные, растения именно такие). Дети начинают на интуитивном уровне постигать основные закономерности мира природы, предметов, людей и искусства. Это отражается на усложнении тематики разговоров, которые часто определяются детскими познавательными вопросами: «Зачем человек придумал разные виды транспорта?», «Что помогает людям общаться?», «Зачем на Земле много морей?», «Как надо заботиться о природе?», «Чем опасен огонь?», «Зачем нужны праздники?», «Какое время года больше всего любят художники и поэты?». Новой темой для разговоров становятся проблемы внутреннего мира человека, его взаимоотношения с другими людьми. Эта тематика очень важна, поскольку влияет на становление «образа Я» ребёнка, позволяет ему успешнее социализироваться в обществе сверстников и взрослых. Разговоры на данные темы усложняются постепенно. Сначала с детьми разговаривают о литературных героях, их характерах, поступках, взаимоотношениях с другими героями («Какие герои побеждают в сказках», «Самые добрые литературные герои», «Самая поучительная литературная история», «На кого из сказочных героев ты хотел бы быть похожим»). На этой основе детям 6—7 лет проще понять необходимость правил и норм поведения и взаимоотношений людей («Зачем придумали правила вежливости», «Как вести себя там, где много незнакомых людей», «Зачем люди помогают друг другу»). Разговоры можно переводить на личности реальных детей и взрослых («Кого из детей нашей группы можно назвать хорошим другом», «В нашей группе все дети самые-самые...», «Нужен совет...», «Лучшие традиции моей семьи»).
С возрастом меняется инициатор начала разговоров. В младшей группе разговоры всегда начинает воспитатель, он же чаще всего является и самым активным участником общения. В средней и старшей группах педагог создаёт условия для перехода инициативы к детям, а именно: поддерживает стремление детей-почемучек задавать вопросы, обращает внимание других дошкольников на то, что вопрос одного такого ребёнка стал началом обсуждения интересной темы, помог всем узнать много нового, предлагает подумать над вопросом сверстника, придумать, о чём ещё любопытно было бы узнать. Увеличивается и время вербального общения в ходе разговоров с детьми разного возраста. Примерная продолжительность разговора с детьми 3-4 лет – 5-7 минут, 4-5 лет – 7-10 минут, 5-6 лет – 10-15 минут, а с детьми 6-7 лет – 15-20 минут.
В процессе разговоров реализуются задачи и содержание всех образовательных областей.
Важной задачей воспитателя является планирование системы разговоров в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса (календарём праздников) и принципом интеграции содержания дошкольного образования. Так, например, при подготовке к Всемирному дню приветствий, в зависимости от возраста, можно запланировать следующие темы для разговоров:
с детьми 3—4 лет: «Кто из детей как здоровается, когда приходит в детский сад», «Как здороваться со взрослыми и детьми», «Когда мы говорим «Привет!».
с детьми 4—5 лет: «Когда и зачем мы говорим «Привет!»,
«Кто и как передаёт привет», «Самое хорошее приветствие», «Самые лучшие пожелания».
с детьми 5 — 7 лет: «Как раньше люди приветствовали друг друга», «Одинаково ли люди приветствуют друг друга в разных странах», «Главные правила приветствия», «Пожелания на все случаи жизни», «Как мы будем отмечать День приветствий в группе», «Что мы сделаем к Дню приветствий для детского сада», «Самый приветливый человек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы совместной деятельности взрослого и детей дошкольного возраста.
С изменением концепции дошкольного образования происходят изменения в организации образовательной деятельности с детьми. На смену традиционным формам пришли формы деятельностного и личностно - ориенти...
"Рассказывание – форма совместной деятельности взрослого и детей"
В материале представлены задачи, виды рассказывания как формы совместной деятельности воспитателя с детьми и основные требования к ним....
Коллекционирование как форма совместной деятельности взрослых и детей
Статья из опыта работы с учетом ФГТ, о том, что коллекционирование является доступной, интересной, результативной формой совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей. Основные формы совместной деятельности взрослых и детей
Характеристика основных форм совместной деятельности взрослых и детей....
Консультация «Исследовательская деятельность и экспериментирование как форма совместной деятельности взрослого и детей»
Консультация...
Детско-родительский клуб <Ромашки> как форма совместной деятельности взрослых и детей
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. В процессе реализации про...
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова"
Брошюра для педагогов "Буктрейлер - как форма совместной деятельности взрослого и детей при формировании интереса детей старшего дошкольного возраста к сказам П.П.Бажова...