Метод сторителлинг "Зимняя сказка"
методическая разработка по аппликации, лепке
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми? Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем, как его правильно использовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
storitelling.doc | 58.5 КБ |
analiticheskaya_zapiska.docx | 289.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием метода сторителлинга и конверт-доски в подготовительной группе.
Тема: «Зимняя сказка».
Дата проведения: 20.11.2020г
Количество детей: 6 человек.
Подготовила:
Воспитатель: Панюшкина Т.Н.
с. Едогон
2020г.
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием метода сторителлинга и конверт-доски в подготовительной группе.
Тема: «Зимняя сказка».
Цель НОД: выполнить с детьми коллективную зимнюю композицию средствами пластилинографии и конверт-доски.
Образовательные задачи: -побудить детей к созданию коллективной зимней сказки с помощью пластилинографии.
-совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приёмы в зависимости от характера образа).
Развивающие задачи: развивать образное восприятие цвета, мелкую моторику рук, самостоятельность в процессе работы с конверт-доской.
Воспитывающие: формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: репродукции картин Васнецов А.М. «Зимний сон», Шишкин И.И. «Зима», конверт-доска, музыкальное сопровождение звуки природы «Зима»; литературный ряд: И.Пивоварова «Детский стих о зиме».
Раздаточные: пластилин, стеки, ёмкости с водой, салфетки.
Методы: практический, слуховой, словесный, наглядный.
Приёмы: беседа, рассказывание стихотворения, сочинение сказки.
Предварительная работа: наблюдение за зимним участком детского сада, рассматривание репродукций картин и беседа по ним, ознакомление детей с техникой – сторителлинг, выполнение картин в технике сторителлинг, подборка физ.минутки, составление собственных сказок и к ним книжек малышек.
Педагогическая технология: интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг.
Реализация ФГОС: интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная, трудовая.
Планируемые результаты: ребёнок владеет активной речью включённой в общение, инициативный, с творческим подходом в своей деятельности, может обыграть ситуацию, включиться в деятельность всех детей, проявить желание работать в коллективе, проявляет интерес к продуктивной деятельности (лепке) и к творческому рассказыванию сказки.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Предварительный просмотр:
Аналитическая записка Тулунский муниципальный район Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Панюшкина Татьяна Николаевна Конкурсная номинация № 3. «Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия | |
Художественно-эстетическое развитие. Тема занятия: «Зимняя сказка». | |
Приложение1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Новый интерактивный метод работы с детьми – «Сторителлинг»
с.Едогон
2020г
Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаем познакомиться с методом сторителлинга.
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй». Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми? Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем, как его правильно использовать.
Каковы цели и задачи сторителлинга
Целисторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
- обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
- систематизировать и донести информацию;
- обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
- наглядно мотивировать поступки героев;
- сформировать желание общаться.
Какие возможности дает сторителлинг
Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь дошкольников;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Фрагменты НОД с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на тему «Зимняя сказка»
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичностьпедагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое. Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.
История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.
Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.
Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».
Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ
|
Как выбрать хорошую историю
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю (по-английски sticky), которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:
- внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т. п.;
- внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
Также хорошей можно назвать историю, если:
- ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
- дети могут самостоятельно ее пересказать;
- ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
- воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Как построить образовательную деятельность
Я в своей работе применяю метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй я использую конверт-доску.
Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Результаты:технология сторителлинг способствует развитию всех психических процессов у детей(воображения, мышления, памяти, внимания). Развивает фантазию, логику, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, дети научились работать в коллективе, парно, научились договариваться друг с другом, уступать, анализировать не только свою работу, но и работу других детей. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка, как метод накопления жизненного опыта.
Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать "сказочные уроки" и отвечать на вопрос: "Чему учит эта сказка?", соотносит ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего "б...
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Рассказывание детьми сказки «Красная Шапочка» Ш.Перро методом двигательного моделирования.
Занятие позволяет обучать детей действию замещения, умению выбирать заместители по заданному признаку, пересказывать сказку, опираясь на заместители....
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...
Дидактический материал «Копилка символов и моделей» для занятий по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, используя метод «Моделируем сказку».
Методический материал содержит описание применения дидактического наглядного пособия «Копилка символов и моделей» для развития речи детей старш...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...
Конспект занятия по лепке из пластилина и природного материала с применением метода дидактической сказки для детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный лес»
Задачи: закрепить навыки конструктивной лепки, обучить способам соединения различных материалов, закрепить умение детей отражать характерные признаки животных, развивать конструктивные способности, ло...