Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Фантастические рисовалки"
материал по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Фантастические рисовалки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fantasticheskie_risovalki.docx | 756.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 комбинированного вида г. Новозыбкова»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
"Фантастические рисовалки"
Возрастной диапазон: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор – составитель:
Бородко Ирина Михайловна
воспитатель
г. Новозыбков, 2022 год
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах в продуктивных видах так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность данной проблемы определила тему кружковой работы «Нетрадиционный метод лепки – пластилинография.
Цель кружка:
развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
2. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Программа кружка рассчитана на 2 учебных года. Занятие проводится один раз в неделю, длительность составляет 25-30 минут.
Материал:
1.Плотный цветной картон.
2.Цветной пластилин.
3.Доска для лепки.
4.Салфетки для рук.
5.Игрушки, иллюстративный и дидактический материал соответствующий, тематике занятия.
Особенности используемого материала
Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:
- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;
- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.
- Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом.
- Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать: пластилин соответствующего цвета, плотный картон, стека, доска для лепки, тканевая салфетка
для рук.
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Учебно – тематический план. Старшая «А» группа
№ | Тема | Количество занятий |
1 | «Вводное занятие» | 1 |
2 | «Северное сияние» | 1 |
3 | «Воздушные шары для праздника» | 1 |
4 | «Матрёшка» | 1 |
5 | «Листья кружатся» | 2 |
6 | «Урожай собирай и на зиму запасай!» | 2 |
7 | «Грибы-грибочки выросли в лесочке» | 2 |
8 | «Волшебные зонтики!» | 2 |
9 | «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик» | 2 |
10 | «Игрушка новогодняя» | 2 |
11 | «Волшебная снежинка» | 2 |
12 | «Животные нашего леса. Лиса» | 1 |
13 | «Подводное царство» | 1 |
14 | «Сердечки» | 2 |
15 | «Кораблик для папы» | 2 |
16 | «Блюдце и чашка» | 2 |
17 | «Ромашки» | 2 |
18 | «Пасхальное яйцо» | 2 |
19 | «Бабочка красавица!» | 2 |
20 | «Подсолнух – солнечный цветок!» | 2 |
21 | «Божья коровка» | 1 |
22 | «Жираф» | 1 |
Перспективный план занятий на год
кружка «Фантастические рисовалки»
в старшей «А» группе
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Вводное занятие»
Цель: ознакомить с нетрадиционным методом лепки – пластилинографией.
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании композиции. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление.
2 неделя
Тема: «Северное сияние»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнения декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой
3 неделя
Тема: «Воздушные шары для праздника»
Цель: учить детей раскатывать ладонями шарики разного размера (большие, маленькие), разного цвета; затем расплющивать придавливающими движениями, располагать на горизонтальной поверхности.
Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, дружеские взаимоотношения между сверстниками.
4 неделя
Тема: «Матрёшка»
Цель: познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике-пластилинографии. Обучать умению ориентироваться на листе бумаги. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
Октябрь
1-2 недели
Тема: «Листья кружатся»
Цель: ознакомить детей с техникой пластилинографии: контурной и мозаичной, осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространства выделенного контуром. Формировать умение создавать красивую композицию в сотворчестве с воспитателем. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
3-4 недели
Тема: «Урожай собирай и на зиму запасай!»
Цель: Учить создавать изображение фруктов и овощей на плоскости с помощью пластилина, познакомить с понятием – натюрморт; закреплять приемы работы в технике «пластилинография»: отщипывание, раскатывание, придавливание. Развивать мелкую моторику пальцев, координацию речи с движением, глазомер, сенсорную сферу, внимание, фантазию, эстетическое восприятие. Расширять знания детей об овощах и фруктах их пользе для здоровья человека; воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Ноябрь
1-2 недели
Тема: «Грибы-грибочки выросли в лесочке»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии; формировать у детей обобщенное понятие о грибах; уметь передавать их природные особенности, цвет; напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывание длинных колбасок и выкладывание их по контуру; скатывание одинаковых шариков и заполнение ими пространства выделенного контуром. Развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
3-4 недели
Тема: «Волшебные зонтики!»
Цель: учить создавать цветное изображение «зонта» на плоскости при помощи пластилина; закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок. Развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать интерес к пластилинографии.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, Дождик, поливай
(на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь),
Будет хлеба каравай
(указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке).
Будут булки
Будут сушки,
Будут пряники,
Ватрушки. (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке
Декабрь
1-2 недели
Тема: «Снеговик, снеговик, Он не мал и не велик»
Цель: продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании. Развивать мелкую моторику. Формировать умение испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем! Греем руки круговыми движениями,
сжимаем и разжимаем кулачки.
3-4 недели
Тема: «Игрушка новогодняя»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии - скатывать мелкие шарики нужного цвета, располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета, слегка прижать. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика.
Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.
Что в подарок нам принёс? Руки вперёд ладонями вверх
Громкие хлопушки, Хлопнуть в ладоши.
Сладости, игрушки. Вертим кистями.
Январь
1-2 недели
Тема: «Волшебная снежинка»
Цель: Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и
навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, фантазию, общую и мелкую моторику. Воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов.
Пальчиковая гимнастика «Снег»
Снег зимой летает опускаем руки ладонями вниз, шевелим пальцами
Тихо отдыхает. сжимаем и разжимаем пальцы рук
Я его жалею и в ладонях грею. Одна ладонь накрывает другую- «лепим снежок»,
дуем на руки
3 неделя
Тема: «Животные нашего леса. Лиса»
Цель: Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии.
4 неделя
Тема: «Подводное царство»
Цель: Уточнять и расширять знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы рисование пластилином.
Февраль
1-2 недели
Тема: «Сердечки»
Цель: Познакомить с обратной пластилинографией (витражная) – изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура), использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Раз, два, три, четыре! хлопают в ладоши
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! хлопают в ладоши
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я поочередное поглаживание-
Вот и вся моя семья! массаж всех десяти пальцев
3-4 недели
Тема: «Кораблик для папы»
Цель: Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Учить создавать на плоскости полуобъемный объект – «кораблик», сочетая разные приемы техники – пластилинографии. Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картины; закреплять знания о российской армии, развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, инициативу, умение рассказывать о своих чувствах и настроении.
Пальчиковая гимнастика «Защитники Отечества»
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. потом сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки – Приподнять безымянные пальцы,
Очень славные мальчишки! другие крепко прижать к столу.
Приподнять мизинцы.
Хлопнуть ладонями по столу.
Март
1-2 недели
Тема: «Блюдце и чашка»
Цель: Учить изображать на плоскости предмет чайной посуды – «чашка, блюдце», упражнять детей в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – контурной пластилинографии; закрепить представление о посуде. Учить описывать предмет посуды, опираясь на характерные признаки; развивать у детей чувство композиции, цвета, эстетический вкус, общую и мелкую моторику рук; воспитывать бережное отношение детей к посуде, культурно-гигиенические навыки, правила культурного поведения.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Удары кулачками др. о друга.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибают пальчики,
Мы посуду перемыли: начиная с большого.
Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой.
Ковшик тоже развалился, Загибают пальчики,
Нос у чайника отбился. начиная с большого.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.
3-4 недели
Тема: «Ромашки»
Цель: Учить передавать форму предмета и природные особенности растения посредством пластилина. Закреплять навыки работы с пластилином: отщипывание, скатывание пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, умение не выходить за контур изображения; развивать мелкую моторику, глазомер, цветовосприятие, эстетический вкус. Воспитывать познавательный интерес к природе, расширять знания о полевых цветах
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Ромашки белые цветки – Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.
Считать ромашки лепестки.
Апрель
1-2 недели
Тема: «Пасхальное яйцо»
Цель: Учить создавать выразительный образ предмета – «пасхального яйца», посредством передачи объёма, цвета, украшений. Формировать знания детей о традициях праздника, познакомить с историей и значением символов Пасхи; познакомить с новым видом пластилинографии – многослойная; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать фантазию, сенсорную сферу; воспитывать любознательность, интерес русской истории.
Пальчиковая гимнастика «Грачи»
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди
А второй ему помог. на одной руке.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
3-4 недели
Тема: «Бабочка красавица!»
Цель: Учить изображать на горизонтальной плоскости природный объект - «бабочку». Закреплять умения и навыки в работе с пластилином - отщипывать, скатывать между пальцами колбаски, шарики, упражнять в способе многослойной пластилинографии. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук; расширять знания о насекомых, воспитывать бережное отношение к природе.
Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Май
1-2 недели
Тема: «Подсолнух – солнечный цветок!»
Цель: Учить «рисовать» пластилином «подсолнух», создавая объект на горизонтальной плоскости. Закреплять умение, используя цветовую гамму и знакомые приемы лепки, точно передавать характерные особенности цветка; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, общую и мелкую моторику рук; расширять знания детей о значении подсолнуха, воспитывать любовь к природе.
Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»
У подсолнуха ладонь о-го-го! показать левую ладонь
Сто семян в ладони щедрой у него постучать пальцами
В тесноте, да не в обиде все сидят, сжать ладони в плотный кулак
С ясным солнышком о лете говорят. поднять обе руки наверх,
растопырить пальчики
3 неделя
Тема: «Божья коровка»
Цель: Учить детей использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.
4 неделя
Тема: «Жираф»
Цель: Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Развивать мелкую моторику рук.
Оформление выставки «Фантастические рисовалки» - галерея лучших детских работ
Учебно–тематический план. Подготовительная «А» группа.
№ | Тема | Количество занятий |
1 | «Вводное занятие» | 1 |
2 | «Консервированные овощи» | 1 |
3 | «Осенние деревья» | 2 |
4 | «Мухомор» | 1 |
5 | «Домашние любимцы. Собака» | 1 |
6 | «Паучок на паутинке» | 1 |
7 | «Гроздь рябины» | 1 |
8 | «Кудряшки для овечки» | 1 |
9 | «Лебеди» | 1 |
10 | «Весёлый ёжик в лесу» | 1 |
11 | «Цветы для мамы» | 1 |
12 | «Зима в лесу» | 2 |
13 | «Живые яблочки на ветках» | 1 |
14 | «Ёлочка-красавица» | 1 |
15 | «Снегурочка» | 2 |
16 | «Рыбки в аквариуме» | 1 |
17 | «Осьминог» | 1 |
18 | «Пингвины на льдине» | 2 |
19 | «Парусник» | 1 |
20 | «Слон» | 1 |
21 | «Фиалочки для мамочки» | 2 |
22 | «Матрёшки» | 2 |
23 | «Ракета в звёздном небе» | 2 |
23 | «Бабочка на лугу» | 1 |
25 | «Одуванчики словно солнышко желты» | 1 |
26 | «Совушка, сова» | 2 |
27 | «Жираф» | 2 |
Перспективный план занятий
кружка «Фантастические рисовалки»
в подготовительной «А» группе
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Вводное занятие»
Цель: Обобщать знания о нетрадиционном методе лепки - пластилинографии.
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании композиции. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление.
2 неделя
Тема: «Консервированные овощи»
Цель: Учить прикреплять готовую форму на основу путем равномерного расплющивания ее по поверхности (круг, овал); развивать умение равномерно располагать предметы в силуэте; обобщать представления об овощах, их характерных особенностях; приучать к усидчивости и аккуратности; активизировать словарь.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Вырос у нас чеснок, Загибать пальцы, начиная с мизинца правой руки.
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали, Хлопать в ладоши, ударять кулачки друг о друга.
Ими друзей угощали. Стучать кулачками друг по другу.
Квасили, ели, солили, Изображать то, что написано.
С дачи домой увозили. Вращать кулачками друг вокруг друга.
3-4 неделя
Тема: «Осенние деревья»
Цель: Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках.
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Октябрь
1 неделя
Тема: «Мухомор»
Цель: Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ, закреплять умения работать пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхности в создаваемых объектах, развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
2 недели
Тема: «Домашние любимцы. Собака»
Цель: Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам. Учить передавать строение фигуры собаки в разном положении, закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей. Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Продолжать развивать аккуратность в работе.
Пальчиковая гимнастика «Собака»
Вышли пальчики гулять, Пальчики бегут по столу
Стали весело плясать. «Фонарики»
Вот так, вот так Выставляют из кулака большие пальцы
Стали весело плясать. «Фонарики»
Пальчики играли, Пальцы собираются в щепоть, открывается и закрывается щепоть
Собачку увидали. Пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается («собачка»).
Она громко лает,
Пальчики пугает. Фигура «собачка». Большой палец прыгает
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались. Пальцы левой руки сжимают в кулак
А собака ходит,
Пальцы не находит. Левая рука сжата в кулак, правая – «собачка» двигается вокруг левой
Кулачки стучали. Одним кулачком стучат о другой
Собачку испугали. Пальцы бегут по столу
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали, «Фонарики»
Ох, как быстро мы устали! Опускают кисти рук вниз
Мы немножко отдохнем Ладошки складывают под голову – «спят»
И опять плясать начнем. «Фонарики»
3 неделя
Тема: «Паучок на паутинке»
Цель: Учить лепить паука, передавая характерные особенности внешнего вида. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к природе, формирование навыков сотрудничества. Развивать навыки лепки из целого куска пластилина. Развивать: умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение.
Пальчиковая гимнастика «Паучок»
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью,
а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем
стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. "Паучки" ползают по голове.
4 неделя
Тема: «Гроздь рябины»
Цель: Развивать у детей образное восприятие; эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик. Воспитывать самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили.
Наши пальцы утомили. Встряхивание кистями рук перед собой.
Пусть немного отдохнут
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем Отвести руки назад вниз, откидываясь на спинку стула.
И опять лепить начнем.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Кудряшки для овечки»
Цель: Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки. Закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. Развивать согласованность работы обеих рук. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка).
Пальчиковая гимнастика «Овечки»
У овечек на шубках - колечки Из пальцев по очереди делать "колечки".
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собачки лохматые, Пальцами обеих рук изобразить "собак". Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями рук помахать, как хвостиками.
А пастух на пригорке у дерева Руками изобразить "гору", затем "дерево".
На свирели играет затейливо. "Играть на свирели".
Быстро бегают ловкие пальчики.
На полянке цветут одуванчики. Руками изобразить "цветок".
Колокольчик под ветром колышется. Покачать кистями рук.
Нам мелодия чудная слышится. Кисть правой руки прижать к правому
уху, прислушаться.
2 неделя
Тема: «Лебеди»
Цель: Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развитие цветовосприятия. Развитие мелкой моторики рук.
3 недели
Тема: «Весёлый ёжик в лесу»
Цель: Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.
Пальчиковая гимнастика
Кисти рук лежат ладонями на парте. Ладошки с выпрямленными пальцами приподнимаются над партой и опускаются
Пляшет зайка на опушке. Указательный и средний пальцы обеих
рук – «ушки зайчика», шевелят пальцами
Пляшет ежик на пеньке. Сцепляют прямые пальцы в замок
Пляшет чижик на сучке. Пальцы складываются щепотью,
щепоть раскрывается и закрывается
Пляшет песик на крылечке. Пальцы складываются щепотью, указательный палец приподнимается и сгибается, большой палец двигается вверх-вниз
Пляшет котик возле печки. Руки изображают умывающегося кота
Пляшет мышка возле норки. Руки – ушки мыши
Пляшет козочка на горке. Указательные пальцы – рожки
Пляшет утка на реке, Пальцы выпрямлены и соединены вместе. Хлопки пальцами, большие пальцы остаются соединенными вместе
Черепаха – на песке. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, пальцы
другой руки и обхватывают
Пляшут рожки и хвосты. Одна рука – рожки – на голове, другая - хвост
Что стоишь? Разводят руки в стороны, пожимают плечами
Пляши и ты! «Фонарики»
4 неделя
Тема: «Цветы для мамы»
Цель: Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Василек, ромашка, астры, Соединять с большим пальцем указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец на левой руке. Затем аналогично соединить пальцы на правой руке.
Ландыш с запахом прекрасным.
Мак, тюльпан, нарцисс душистый.
Одуванчик золотистый.
Хорошо запомни ты, Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.
Как называются цветы! Делать круговые движения ладонями
Декабрь
1-2 неделя
Тема: «Зима в лесу»
Цель: Учить приему размазывания из столбика; закреплять прием прямого раскатывания, знания об оттенках белого; развивать согласованность движений обеих рук; воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять. Загибать пальцы по одному.
Бабу снежную лепили, Имитировать лепку комков.
Птичек крошками кормили, Крошить всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Вести пальцем по ладони.
А ещё в снегу валялись. Ритмично переворачивать ладони.
Все в снегу домой пришли, Отряхивать ладошки.
Съели суп и спать легли. Имитировать движения по тексту.
3 неделя
Тема: «Живые яблочки на веточке»
Цель: Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика посредством пластилинографии. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Трудно птицам зимовать, Стучать кулачками друг по другу.
Надо птицам помогать! Хлопать в ладоши.
Распилить я попросил Пилящие движения ладонями.
Досочку еловую, Тереть ладони друг о друга.
Вместе с папой смастерил Сделать «замочек». Пальцы поднимать и опускать.
Птичкину столовую. Вращательные движения кистями рук.
4 неделя
Тема: «Ёлочка-красавица»
Цель: Продолжать учить размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения иголок; продолжать учить рисовать на заданном пространстве, развивать согласованность движений обеих рук; активизировать словарь.
Пальчиковая гимнастика «Новый год»
Наступает Новый год! Хлопать в ладоши.
Дети водят хоровод. Соединить пальцы, руки вытянуть, кисти двигать к себе от себя.
Висят на елке шарики, Поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар.
Светятся фонарики. «Фонарики».
Вот сверкают льдинки, Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди.
Кружатся снежинки. Плавно опускать ладони сверху вниз
волнообразными движениями.
В гости Дед Мороз идет, Пальцы «шагают».
Всем подарки он несет. Тереть друг об друга ладони.
Чтоб подарки посчитать, Хлопать в ладоши, стучать кулачками друг о друга.
Будем пальцы загибать: Стучать кулачками друг по другу.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Загибать пальцы обеих рук.
Январь
1-2 неделя
Тема: «Снегурочка»
Цель: Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации). Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. (Давыдова Г.Н. 2 стр.25-28)
3 неделя
Тема: «Рыбки в аквариуме»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы — рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке, Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке, Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: "Мне хочется спать!" Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: "Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются
и соединяются (рот).
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают).
4 неделя
Тема: «Осьминог»
Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира водоёмов, познакомить с подводным обитателем - осьминогом. Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималистикой. Учить передавать форму, характерные особенности внешнего вида животного способом пластинографии. Продолжать развивать воображение, композиционные навыки.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
Февраль
1-2 неделя
Тема: «Пингвины на льдине»
Цель: познакомить детей с представителем самой холодной природной зоны — пингвином; учить передавать характерное строение птицы, вызвать интерес к изображению пингвина способом пластилинографии; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Пингвины»
Жили-были три пингвина. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Хорошо и дружно жили Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Как-то утром на рыбалку. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Зашагали вперевалку. Ладошки «шагают» - «шлепают» по столу
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Наловили много рыбы Вращение кистей рук к себе
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
И еще поймать могли бы. Вращение кистей рук от себя
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Съели дружно все до крошки. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Кроме маленькой рыбешки. Хлопки
Пик, Пак, Пок. Удары по столу
Дружно бросилися в драку, Удары кулачками друг о друга
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Учинив большую свалку. Удары кулачками о стол
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Чтобы жить все время дружно, Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Хлопки
Уступать друг другу нужно, Ладошка «моет» ладошку
Пик, Пак, Пок. Хлопки
3 неделя
Тема: «Парусник»
Цель: Учить детей лепить плоскостное изображение парусника, используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений). Учить передавать форму, характерные детали парусника. Развивать мелкую моторику.
Пальчиковая гимнастика
У меня есть две руки: Показывают руки, раскрыв ладони.
Левая и правая. Поднимают вверх левую руку, потом правую.
А на них есть десять пальцев,
Как команда бравая. Возвращают руки в первую позицию, раздвинув пальцы.
Два больших, как генералы — Поднимают вверх большие пальцы обеих
рук, остальные сгибают к ладоням.
Толстые и важные. Покачивают большими пальцами из стороны в сторону.
Указательные пальцы —
Смелые отважные. Выпрямляют указательные пальцы.
Вам покажут направленье,
Погрозят за поведенье. Выполняют движения по тексту.
В центре средние стоят —
Выше всех и вдаль глядят. Разгибают средние пальцы.
Безымянные потом — Разгибают безымянные пальцы.
Почему-то без имен. Разводят руками и пожимают плечами. Снова ставят руки перед грудью.
А мизинцы после них. Разгибают мизинцы.
Вот и все, окончен стих! Расслабляют руки и хлопают скользящими движениями ладонь о ладонь.
4 неделя
Тема: «Слон»
Цель: Закрепить умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, разглаживании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Расширять познания детей о животных жарких стран.
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
«Пойдём сегодня в зоопарк!»- Сжимать-разжимать ладони.
С утра сказала мама. Плавные движения кистями вправо-влево.
«Как хорошо, как хорошо! Хлопать в ладоши.
Наверно там есть лама?!» Вытянуть руки вперед ладонями вверх.
«Там есть и слон, и леопард, Загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И даже обезьяна, орёл и тигр, большой медведь,
Ну, и конечно, лама!»
Март
1-2 неделя
Тема: «Фиалочки для мамочки»
Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика “Цветок”
Вырос высокий цветок на поляне, руки вверх, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы, слегка округлить их
Утром весенним раскрыл лепестки. развести пальчики
Всем лепесткам красоту и питанье ритмичное движение пальцами
Дружно дают под землей корешки.
3-4 неделя
Тема: «Матрёшки»
Цель: Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить детей с историей создания русских матрёшек. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике пластилинографии.
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Ракета в звёздном небе»
Цель: Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие.
Пальчиковая гимнастика «Космос»
По порядку все планеты Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
Назовёт любой из нас: Сделать «замочек». Поднимать и опускать пальцы.
Раз — Меркурий, Соединить указательный палец с большим на правой руке.
Два — Венера, Соединить средний палец с большим на правой руке.
Три — Земля, Соединить безымянный палец с большим на правой руке.
Четыре — Марс. Соединить мизинец с большим пальцем на правой руке.
Пять — Юпитер, Соединить указательный палец с большим на левой руке.
Шесть — Сатурн, Соединить средний палец с большим на левой руке.
Семь — Уран, Соединить безымянный палец с большим на левой руке.
За ним — Нептун. Соединить мизинец с большим пальцем на левой руке.
Он восьмым идёт по счёту. Стучать кулачками друг по другу.
А за ним уже, потом, Тереть ладони друг о друга.
И девятая планета Левую ладонь сжать в кулак. Обхватить кулак правой ладонью.
Под названием Плутон. Руки вытянуть вперед ладонями вверх.
3 неделя
Тема: «Бабочка на лугу»
Цель: Расширить знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке, совершенствовать умение работать в нетрадиционной изотехнике - рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала. Учить наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем – Сжимать-разжимать пальцы рук.
Насекомых называем. Стучать кулачками друг о друга, хлопать в ладоши.
Бабочка, кузнечик, муха, Соединять пальцы обеих рук, начиная с больших пальцев.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? Вращать мизинцами.
Ой, сюда комар летит! Быстро хлопать в ладоши.
Прячьтесь! Убрать руки за спину.
4 неделя
Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»
Цель: Учить сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа. Продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность движений обеих рук, умение работать в коллективе; активизировать словарь (желтый одуванчик, лучик золотой). Учить отвечать полным ответом на вопрос «какой?».
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни. Повороты кистей рук из стороны в сторону
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять. Выбрасывают пальцы из кулачков
Постучали. Стучат кулачками друг о друга
Повертели Вращение кистями рук
И работать расхотели. Руки лежат на столе, ладонями вверх
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж заснул. Загибание пальцев в кулак под счет
А другой давненько спит.
Кто у нас еще шумит?
Тише, тише, не шумите, Выставить указательный палец. Качание указательными пальцами вперед-назад
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет, Пальцы растопыриваются, ладони соединяются – «солнышко»
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать, Сомкнутые пальцы соединяются и разъединяются с Станут пальчики вставать. большим.
Просыпайся, детвора! Хлопки в ладоши
В школу пальчикам пора.
Май
1-2 неделя
Тема: «Совушка, сова»
Цель: Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
Пальчиковая гимнастика «Птички»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
3-4 неделя
Тема: «Жираф»
Цель: Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность.
Пальчиковая гимнастика «У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, Хлопают по всему телу ладонями пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Обоими указательными пальцами дотрагиваются до соответствующих частей тела.
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Щипают себя,
как бы собирая складки. На лбу, ушах и т.д.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживают себя, как бы разглаживая шёрстку. На лбу, ушах и т.д.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводят ребрами ладони
по телу, на лбу, ушах и т.д.
Оформление выставки «Фантастические рисовалки» - галерея лучших детских работ
Список использованной литературы:
- Программа «От рождения до школы» подредакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 -304с.
- Давыдова Г.Н. «Пластилинография», «Скрипторий», 2003 – 96с.
- Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Москва, «Мозаика – Синтез», 2011. — 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Королевство Магического песка» для детей 5-7 лет (срок реализации – 1 год)
Актуальность.Направленность программы: программа «Королевство Магического песка»имеет художественно-эстетическую направленность, она направлена на всестороннее, гармоничное развитие личнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности. Музыкально - театральная студия "Радость."...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Непоседы» На основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Основная направленность программы - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.По содержанию прог...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»
Дополнительная общеразвивающая программахудожественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7 лет «Фантазия»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...