Экопластика
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Наталья Ивановна Камзаракова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экопластика» имеет художественную направленность. Предназначена для воспитателей и детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoplastika_ispravlennyy.docx653.12 КБ

Предварительный просмотр:

От 25 мая 2022

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….2

1.1 Пояснительная записка             ………………………………………2

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………….5

1.3 Учебно-тематический план…………………………………………...6

1.4 Содержание программы………………………………………………6

1.5 Планируемые результаты обучения…………………………………6

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий………8

2.1 Условия реализации программы…………………………………….8

2.2 Формы аттестации……………………………………………………8

2.3 Оценочные материалы……………………………………………….8

2.4 Методическое обеспечение …………………………………………9

             Литература…………………………………………………………....12

      Приложение…………………………………………………………..13


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экопластика» имеет художественную направленность.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3,

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»с изменениями от 05.09.2019, 30.09.2020;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года  № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), изложенные в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении информации»;

- Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от 03.07.2013 № 86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;

- Региональные и муниципальные документы по ПФДО,

         -Устава и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад №10 «Антошка».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее. Одним из важных аспектов в решении вопроса сохранения природы является экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения.

Дошкольный возраст-оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Одной из образовательных областей является «Художественное развитие». Эмоциональный отклик детей на прекрасноевокружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеютвозможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и впроизведениях искусства. Наблюдение красивых явлений, объектов природыпобуждает детей к художественно-творческой деятельности. Одним из видов художественноготворчестваявляетсяэкопластика,котораяпозволяетсоздавать образы из разных природных материалов, дает простор для фантазииигрывоображенияребенка,обеспечиваетположительныеэмоции,предоставляет возможность максимально реализовать игровые интересы ижелания, проявить креативность  взглядов на обычные вещи, помогает ребенкусамостоятельно решать творческие задачи.

Понятие «экопластика» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (то есть безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению). Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, – одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно приглаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки), с сохранением ее исходных признаков и свойств (цвет, фактуру, конфигурацию).

Настоящая программа описывает курс Экопластики с использованием нетрадиционных техник изображения при помощи природного материала для детей 5 -7 лет. Программа приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного изображения и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Занятия полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Данный вид деятельности позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

          Программа «Экопластика» - с одной стороны знакомит детей с окружающим миром своего региона, с другой - развивает  творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкую моторику пальцев, образное  мышление, речь.

Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Более важный смысл актуальность приобретает, когда творческий потенциал ребенка развивается при взаимодействии с миром природы.Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами, что включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях.

Новизна и отличительная особенность.
Новизна программы «Экопластика» заключается в том, что для детского творчества из природного материала характерно стремлениек созданию реальной предметной среды. Экопластика предоставляет ребятам дошкольного возраста такую возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Более того она направлена на развитие у детей исследовательского интереса, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему миру и бережному отношению к природе.Отличительной особенностью является то, что дети непосредственно взаимодействуя с природным материалом, постигнут мастерство нетрадиционных техник экопластики.

Отличительные особенности программы. В работе с детьми оспользуется исключительно природный материал.

Педагогическая целесообразность

Занятия по программе «Экопластика» способствуют развитию мелкой моторики рук. Учеными физиологами Е.И. Есениной, Л.В. Фоминой установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти дошкольников находятся в прямой зависимости друг от друга. Они утверждают, что дети с низким уровнем развития моторики рук, быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем, при обучении в школе, приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный толчок для развития   рук детей дает работа с природным материалом, в частности, аппликация и конструирование из природного материала.

Адресат программы:

В реализации дополнительной общеобразовательной программы участвуют дети 4-5; 5-6 лет, что соответствует уровню дошкольного образования и развития.

Объем программы:

Общий объем часов – 40 часов.

Срок освоения программы: 10 месяцев.

Форма обучения занятий – очная.

Режим занятий:

- 1 раз в неделю;

-дети 4-5 лет – 20 мин,

-дети 5-6 лет-25 мин,

Формы организации и виды учебных занятий.

Занятия проводятся в группах и подгруппах детей одного возраста по 8-10 человек.  

Форма проведения занятий – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию к занятию подобраны упражнения, игры, музыка.

Формы реализации образовательной программы: 

-традиционная;

- построенная по модульному принципу;

Уровень программы: базовый. 

Основные принципы программы:

1.Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.

     2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3.Принцип поэтапности.  От простого к сложному – важное условие при обучении экопластики.

4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.

5.Принцип доступности и индивидуальности. Дети имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

1.2 Цель программы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник экопластики.

Задачи программы:

1.Обучающие:

-        учить различать и называть способы нетрадиционного изображения, применять их на практике;

-        учить приемам  работы  с природным материалом;

-        обучать самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.

2.Развивающие:

-        развивать мелкую моторику рук;

-        развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,

-        упражнять детей в создании сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян; развивать чувство цвета и композиции

-        развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

- развитие связной речи и расширение кругозора.

3.Воспитательные:

-        воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;

-        воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-        воспитывать навыки самостоятельности усидчивость и целенаправленность в деятельности.

- поощрять применение разных приемов экопластики, проявления творчества.


1.3 Учебно-тематический план

п/п

Наименование блока

Количество часов

Форма аттестации

Всего часов

Теория

Практика

1.

Блок 1 – Аппликация

10

2

8

Выставка

2.

Блок2–Конструирование

10

2

8

Выставка

3.

Блок 3 –Нетрадиционное рисование

10

2

8

Выставка

4.

Блок 4 –Моделирование

10

2

8

Выставка

4.

Итого

40

8

32

1.4 Содержание программы

Вводное занятие (1 час).

Беседа: Знакомство  детей с понятием «Экопластика»,

 инструктаж по ТБ.

Блок 1. Аппликация

Теория: Знакомство с правилами заготовки материала для аппликации. Педагог рассказывает о растениях и методах сбора и засушивания листьев и цветов. Напоминает правила безопасности при работе с материалом.

Практика:Педагог показывает готовые работы в данной технике , способы составления композиций из сухих листьев и цветов. Работу делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Блок 2. Конструирование

Теория:Знакомство детей с видами конструирования (строительный, природный материал), способах соединения деталей между собой (клей, пластилин, тесто, глина). Повторение техники безопасности при выполнении работы.

Практика:Изготовление детьми объемных поделок из шишек, семян, ракушек и камней.

Блок 3.Нетрадиционное рисование

Теория:Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование манной крупой и песком, способом окрашивания песка и манки.

Практика: Рисование мандалов в данной технике.

Блок 4. Моделирование

Теория: Знакомство с видами моделирования(глина, бумага, фольга, пластилин), с разными видами народного творчества ( дымковская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка), гончарным кругом. Инструктаж по технике безопасности.

Практика:Изготовление посуды и народных игрушек из глины.

1.5 Планируемые результаты обучения по программе

К концу освоения программы дети:

- знают и соблюдают технику безопасности в работе с колющими, режущими и природными материалами;

- освоили специальные трудовые умения и способы самоконтроля в работе с природным материалом;

- умеют следовать устным инструкциям, создавать изделия из различных материалов;

-познакомились со свойствами некоторых природных материалов;

- развили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе;

-сформировали способность присматриваться и ощущать специфику природного сырья, учитывая все богатство его свойств, признаков и качеств — формы, размера, линий, фактуры, оттенка и так далее;

-научились  самостоятельно находить способы изображения предметов;

- укрепили мелкую моторику рук;

-развили фантазию, ассоциативное и образное мышление;

- развили познавательные и конструктивные способности.


Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1 Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

Реализация программы предполагает наличие группы оснащенной в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.

Материалы:

Природный материал:

семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д.

крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия.

Бумага разных видов:

картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д.

бросовый материал:

коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц,фольгаи т.д.

краски:

гуашь, акварельные краски, акриловые краски, кисти.

прочее:

ножницы, влажные салфетки, клей, шаблоны.

Технические средства обучения: демонстрационный комплекс, включающий в себя: мультимедиапроектор, персональный компьютер или

ноутбук с установленным лицензионным программным обеспечением;

музыкальный центр.

Кадровое обеспечение:

Реализацию программы осуществляют воспитатели.

2.2 Формы аттестации

Формы подведения итогов обучения по программе:

- выставки детских работ в детском саду;

- составление альбома лучших работ;

- участие в различных конкурсах художественно направленности; 

-подарки творческих работ родителям и родным к праздникам; 

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

2.4 Оценочные материалы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Анализ деятельности детей осуществляется в процессе наблюдения за ними, а также по результатам оценки продуктов их художественно-продуктивной деятельности.

Способы проверки знаний, умений и навыков детей:

 Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение проявлений детей, оценки выполнения ими различных заданий.

Цель диагностики; выявление уровня речевого и психомоторного развития ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия) Метод диагностики: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Изобразительные навыки:

3 балла: -легко усваивает новые техники, владеет навыками работы с тестом, природными и бросовыми материалами;

2 балла – испытывает затруднения при работе с тестом, природными и бросовыми материалами;

1 балл – выполняет поделки однотипно, материал использует неосознанно.

Поведенческие проявления, взаимодействие в коллективе:

3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, проявляет интерес ко всему новому;

 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена или занижена), заинтересован процессом деятельности;

1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, не заинтересован в конечном результате.

Самостоятельность, творческая активность:

3 балла – выполняет задание самостоятельно, использует в работе различные материалы, в случае необходимости обращается с вопросами, оригинален в изображении и выполнении задания;

2 балла – требуется значительная помощь, с вопросами обращается редко, стремится к оригинальности при выполнении заданий и наиболее полному раскрытию замысла;

1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, с вопросами не обращается, к полному раскрытию замысла не стремится

2.4 Методическое обеспечение программы

Форма занятий : групповая, в количестве 8-12 детей.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

1.Словесные:

-рассказ;

-беседа;

-объяснение;

- чтение художественной литературы, художественное слово;

- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;

- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2. Наглядные:

-использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический прием:

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

4. Игровой.  

Специфической чертой «Экопластики» является  ее  тесная связь с игрой. Объемность  выполненной  фигурки  стимулирует детей  к игровым действиям с ней. Организация занятий  в виде  игры  углубляет у детей интерес к продуктивной деятельности, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми.

Информационное обеспечение включает в себя дополнительную литературу, методические разработки, планы занятий, наглядный дидактический материал, интернет ресурсы.

Условия и материалы для реализации программы

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.


Литература:

Для педагога

  1. Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. Самара:  Изд.дом «Федоров», 2008. 311с.
  2. Дубровская Н.В.Новыйгод.Рождество: Веселые поделки своими руками:наглядное –методическое пособие .-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008. 144 с.
  3. Белицкая,Л.Б.Флористика.-М.:АСТ;Донецк:Сталкер,2005. 77с. ил.
  4. Цирулик Н.А.,ПросняковаТ.Н.Технология.Умелыеруки:учебник для 1 класса.-4-е изд., Самара:Издательство «Учебная литература»:Издательство дом «Федоров»,2011.- 104 с.:ил.
  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду.Экопластика:аранжировки и скульптуры из природного материала.-М.:ИД»Карапуз»,2009. 160 с.
  6. Петрова И.М. Объёмная аппликация:Учебно-методическое пособие.-СПб.:»Детство-Пресс»,2006. 48 с.

Для учащихся и их родителей        

1. Лыкова И.В.«Шаг за шагом.»(Конструирование из природного материала . Натюрморты. Любимые цветы. Садовые цветы.)«Сфера» 2009г.16 с. ил.

2. Салагаева Л.М. Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.96 с. ил.

3.Лыкова И.А. Лепим с матерью. Азбука лепки Издательство: Карапуз-дидактика, 2005г. 82 с. ил.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочные материалы

Показатели

Изобразительные навыки

Самостоятельность, творческая активность

Поведенческое проявления, взаимодействие в коллективе

Фамилия, имя ребенка

Начало

года

Конец

года

Начало года

Конец

года

Начало года

Конец

года

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематический план.

Месяц

за-ня-тия

Название раздела

Название темы

Кол-во

часов

теория

прак-тика

ноябрь

1

 Вводное занятие

1

0

2

Способы сбора и засушивания природного материала.

1

0

3

Осеннее дерево

0

1

4

Сова

0

1

Декабрь

5

Озеро с рыбками

0

1

6

Ежик

0

1

7

Осенний букет

0

1

8

Осенний пейзаж

0

1

Январь

9

Узор в круге

0

1

10

Аист в гнезде

0

1

Февраль

1

Техника безопасности при работе с инструментами.

1

0

2

Способы подготовки природного материала к работе.

1

0

3

Ежик

0

1

4

Заяц с морковкой

0

1

5

Панно из семян и джута

0

1

Март

6

Птичка -невеличка

0

1

7

Старичок лесовичок

0

1

8

Веселые поросята

0

1

9

Букет для мамочки

0

1

10

Ромашковая полянка

0

1

Апрель

1

Техника безопасности при работе с инструментами.

1

0

2

Способы окрашивания крупы, семян и соли.

1

0

3

Выкладывание мандаллов

0

1

4

Грибная полянка

0

1

Май

5

Лебединая верность

0

1

6

Корзина цветов

0

1

7

Матрешка

0

1

8

Золотая рыбка

0

1

Июнь

9

Кошечки подружки

0

1

10

Бабочка красавица

0

1

1

Техника безопасности при работе с инструментами

1

0

2

Виды материалов для лепки. Гончарный круг.

1

0

июль

3

Мышки на сыре

0

1

4

Гусеничка на листе

0

1

5

Дымковская игрушка лошадка

0

1

6

Посуда из глины

0

1

август

7

Ваза

0

1

8

Дымковская игрушка барыня

0

1

9

Филимоновская игрушка кот

0

1

10

Каргапольская игрушка «Козлик»

0

1

Итого:

8

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Экопластика

ОБРАЗ –  КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ ВОСПИТАНИИ ЭТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО НАД ЭКОПЛАСТИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ...

Экопластика.

В работе содержится план работы кружка "Умелые ручки". Указаны основные задачи художественно-творческого развития детей...

Рабочая программа «Экопластика»

Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных материалов.Содержание творческих занятий строится на создании детьми 5-7 лет оригинальных ара...

Мастер-класс для воспитателей «Экопластика».

Научить воспитателей использовать природный материал в своей работе...

Экопластика в детском саду.

Экопластика - это разхвитие художественных и творческих способностей детей путем аппликативных работ с природными  материалами....

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...