Лепка из пластилина «Виды, способы и техника лепки в детском саду».
презентация по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)
Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos , что означает лепной, пластичный . Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.
Лепка Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания ; Вырабатывает более полные образные представления ; Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук ; Развивает воображение и творческие способности ; Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.
Виды лепки в детском саду:
Вид и цели Суть С какого возраста практикуется Предметная: учит обобщать представления об окружающем мире в конкретных образах. Создание фигурок, которые максимально точно передают форму, пропорции и динамику своего прообраза. Практикуется с первой младшей группы, когда дети создают грибочки, улиток, орешки и пр. Декоративная: воспитывает эстетические чувства, развивает понимание гармонии. Создание объёмных элементов украшений для поделок из бумаги и пр. (например, капли дождя на рисунке «Осень» в средней группе), а также лепка птиц, животных в традиции народных игрушек (создание дымковской барышни в подготовительной группе). Освоение этого вида начинается в средней группе. Сюжетная: развивает образное мышление. Создание отдельных фигур, которые объединены общим сюжетом. Отдельные элементы в форме коллективной аппликации вводятся в занятия художественно-эстетического направления со средней группы. Например, дети лепят фигурки героев сказки «Колобок», а затем выставляют их на одну основу.
Основные приемы лепки
Разминание В руки я комок возьму, Хорошо его помну, Чтоб он тёплым, мягким стал, Но к рукам не прилипал.
Блинчик в трубочку сверну И прищипывать начну. Прищипывание
Вдавливание Можно снова шар скатать, Чтобы пальцем протыкать .
Сплющивание Чтобы с ней случилось что-то, Сплющить мне её охота. Ну и что же получилось? Она в блинчик превратилась.
Скатывание На комок я посмотрю, Что хочу, то и слеплю. Шарик я сейчас скатаю, С ним немножко поиграю.
Скручивание Жгутик я в спираль скручу И ракушку получу.
Вытягивание Я кусочек прищипну И вытягивать начну. Хвостик длинный получился, Шарик в репку превратился.
Раскатывние Шарик в руки я возьму И раскатывать начну- Вот и столбик получился, Столбик в жгутик превратился...
Способы лепки:
Конструктивный способ При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя.
Скульптурный (пластический) способ Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска . Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).
Комбинированный способ Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный . Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Способы и приемы лепки разных предметов зависят от особенностей развития детей. В детском саду используется в основном пластилин Лепкой начинают заниматься с 2 лет.
Группа раннего возраста Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами. Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка , колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
М ладшая группа Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.
Средняя группа Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички). Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с использованием стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки.
Старшая группа Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки), передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.). Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).
Подготовительная к школе группа Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техника лепки из пластилина. Средняя группа.
НОД по теме "Снеговик". Лепка. Средняя группа....
«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...
Консультация «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»
Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.Ожидаемый результат: Систематизация знаний слушателей по образовательной...
Презентация "Виды, способы и техники лепки в детском саду"
Презентация "Виды, способы и техники лепки в детском саду"...
Мастер-класс для воспитателей - «Виды, способы и техники лепки в детском саду»
Мастер класс для воспитателей...
Дополнительная общеобразовательная программа по лепке из пластилина с использованием нетрадиционных техник для детей 3-4 лет «Пластилиновая сказка»
Лепить из пластилина одно удовольствие. Он мягкий, податливый, его не нужно сушить обжигать. Сделал понравившуюся игрушку, поставил на полочку и любуешься. А пластилиновыми картинами можно украсить ко...
Виды, способы и приемы лепки в разных возрастных группах ДОУ
Консультация для педагогов, в которой рассмотрены виды, способы и приемы лепки используемые в разных возрастных группах ДОУ....