Консультация «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»
консультация по аппликации, лепке
Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.
Ожидаемый результат: Систематизация знаний слушателей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №2 МАДОУ детский сад № 18 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление на районном методическом объединение воспитателей, работающих в старших группах на тему: «Лепка - средство художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста».
Туймазы-2017
Тема: «Виды, способы и значение лепки в развитии ребенка»
Воспитатель: Кучмина Е.В.
Дата проведения: 15.03.2017.г.
Форма проведения: Выступление в сопровождении презентации.
Цель: Дать теоретическое обоснование выделения видов, способов и значения лепки в развитии ребенка.
Ожидаемый результат: Систематизация знаний слушателей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС.
Ход выступления:
СЛ.1Лепка – вид изобразительной деятельности, согласно ФГОС ДО она относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». В лепке ребенок придает форму пластическому материалу(глине, пластилину, тесту, снегу, песку) с помощью рук и вспомогательных инструментов, создает объемные образы полной или частичной трехмерности, которые имеют высоту, ширину, толщину и отображает воспринятое, свои эмоции. Основное назначение лепки - это образное познание и отражение действительности в объемном способе изображения предметов.
СЛ.2В работе с детьми используются три вида лепки: предметная, сюжетная, декоративная.
Предметная – это лепка отдельно взятого предмета. Главная задача предметной лепки- передача пропорций, овладение определенными техническими навыками;
СЛ.3Сюжетная лепка – это изображение действий нескольких предметов во взаимосвязи на плоскости,т.е.создание композиции из 2-3 персонажей на определенной платформе.Проводится в старших группах, так как для сюжетной лепки нужен багаж знаний и представлений;
СЛ.4 Декоративная.В целях развития художественного вкуса, расширения кругозора в младших группах дети знакомятся с народным прикладным искусством, с разными его видами. В старших группах дети создают интересные изделия, работают с инструментом. Лепка сопровождается росписью по изделиям.
СЛ.5Существуют следующие способы лепки:
-конструктивный;
-пластический;
-комбинированный;
-рельефный;
- модульный.
СЛ.6Конструктивный - лепка предмета из отдельных частей.
Работа начинается с основной, наиболее крупной части. При лепке животного сначала лепится туловище, затем ноги, голова, и т.д.
СЛ.7Пластический - лепка из целого куска, т.е.детали предмета вытягиваются из целого куска пластилина или глины.
СЛ.8Комбинированный - сочетание в одном изделии лепки из целого куска и отдельных частей.
СЛ.9Рельефная лепка- объёмное изображение, путем наложения формы на основу.
СЛ.10Модульная лепка напоминает составление объемной мозаики из большого количества одинаковых деталей.
СЛ.11 По способу создания образа выделяют следующие виды лепки:
-с натуры;
- по памяти;
- по представлению;
- по замыслу;
- по рисунку;
- по схеме.
СЛ.12 Значение лепки для развития ребенка велико. Она комплексно воздействует на развитие ребенка:
- способствует тонкому восприятию сенсорных эталонов, создает условия для самовыражения;
- формирует интерес к эстетической стороне окружающей действительности и умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- развивает общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук;
- воспитывает усидчивость, трудолюбие, творческую активность, умение работать на результат, созидать по законам красоты.
СЛ.13Психолого - педагогические условия организации лепки:
- отбор материала для лепки;
- определение содержания и приемов обучения;
-создание Центра по образовательной области: «Художественно- эстетическое развитие».
Обычно в детском саду, как материал для лепки, используют глину и пластилин.
СЛ14 Глина - наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное напряжение, обладает целебными свойствами.
Пластилин - упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Однотонный цвет дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности.
Пластилиновая лепка больше подходит для детей с развитой мускулатурой пальцев рук, в более старшем возрасте 5-7 лет, однако его использование должно ограничиваться лишь в небольшом количестве занятий.
К вспомогательным материалам лепки относят каркасы, обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. Работы из глины, выполненные на каркасах, часто дают трещины, а поэтому, как только изделия подсохнут, каркас можно осторожно удалить, вытягивая его из формы, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы, передается фактура предмета.
СЛ.15 Для демонстрации модели в старшей и подготовительной группах хорошо применять высокие подставки (на 25-30 см выше детского стола) с вращающимся диском, чтобы можно было показать предмет со всех сторон, не загораживая его руками.
Демонстрационный материал, особенно для лепки с натуры, должен быть ярким, иметь правильные пропорции.
В приемной необходимо выделить место для выставки детских работ, ребенку важна родительская поддержка.
Большое значение имеет организация рабочей зоны для организованной образовательной деятельности. Свет должен падать слева и сзади, расстояние между столом воспитателя и первым детским столом составляет не менее 1,5 м. дети сидят лицом к воспитателю.
Мебель должна соответствовать росту ребенка, что обеспечит правильную посадку за столом. Материал, которым работает ребенок должен отвечать педагогическим и санитарным требованиям.
ООД «Лепка» проводится начиная с 2-х лет.
СЛ.16 Структура ООД включает вводную, основную и заключительную части.
Задача вводной части(3-5 минут) - создание мотивации и проблемной ситуации, т.е в ООД приходит Красная Шапочка и просит слепить пирожки для бабушки, так как по дороге потеряла корзинку с пирожками.
В основной части(15- 20 минут) педагог использует различные приемы для решения проблемной ситуации, задач ООД. Обеспечивает эмоциональное восприятие предмета, анализирует его строение, пропорции через использование таких педагогических технологий, как проблемное обучение, проектная и исследовательская деятельность. В целях обеспечения целостности во время продуктивной деятельности не проводится физминутка, обязательное условие - проведение перед деятельностью разминки для пальцев.
В заключительной части(3-5 минут) организуется анализ детских работ и подводится итог ООД. После ООД дать возможность детям двигаться.
Анализируется:
-умение ребенка работать в соответствии с полученными указаниями;
- технические и изобразительные умения и навыки;
- есть ли сходство между изображением и действительным предметом;
- правильно ли передано ребенком строение, пропорции предмета;
- отражение в речи ребенком результатов деятельности.
При подведении итога ООД воспитателем осуществляется педагогическая поддержка детей (ты, Дима, постарался, а у тебя Лена, в другой раз получится лучше и т.д.) и дается общая оценка деятельности детей .
СЛ.17 Создание психолого- педагогических условий обогащает чувственный опыт восприятия окружающего мира и обеспечивает усвоение детьми сенсорной культуры через ознакомление его с сенсорными эталонами, способами обследования, наблюдения, сравнения предметов.
Лепка дает ребенку удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем в образе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-197568-1360212754.jpg)
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Консультация для родителей. "20 способов утихомирить разбушевавшегося ребенка".
Если ребенок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и соверше...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/18/picture-609701-1429383579.png)
Консультация для родителей детского сада. Способы улучшения здоровья ребенка
Консультация для родителей детского сада. Способы улучшения здоровья ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-86489-1678422389.jpg)
Консультация для родителей детского сада: «Способы улучшения здоровья ребенка»
В данной консультации даются рекомендации по ознакомлению родителей с правильным закаливанием ребенка и различные упражнения для здоровья ребенка. Данный материал будет полезен прежде всего родителям....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-601786-1443711903.png)
консультация для родителей "4 способа правильно похвалить ребенка"
консультация для родителей "4 способа правильно похвалить ребенка"...
«Виды, способы и техники лепки в детском саду» (Способы и техники лепки животных)
Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пласт...
Консультация " Виды лепки. Способы лепки"
Консультация для родителей«Виды лепки.Способы и приемы лепки в каждой возрастной группе» 1.Виды лепки.2.Особенности работы с разным пластическим материалом.3.Способы и приемы лепки в...