Кружковая работа "Лепим и мастерим"
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Неустроева Оксана Константиновна

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Программа «Лепим и мастерим» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лепим и мастерим24.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Лепим и мастерим»

Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.

Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Программа «Лепим и мастерим» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познание», «Социально — коммуникативная», «Речевая», «Художественно – эстетическое развитие».

Педагогические задачи:

1. Разработать перспективный план работы кружка «Лепим и мастерим» с детьми 5-6 лет на 2022-2023 учебный год.

2.     Развивать посредством  работы с пластилином мелкую моторику кистей рук.

3.     Способствовать художественно – творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.

4.     Провести анализ эффективности проделанной работы.

 Цель программы:

1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин.

2.  Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников.

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

- наглядности;

- доступности;

- последовательности и постепенности;

- активности;

- систематичности;

- научности и достоверности;

- сознательности.

Задачи программы:

Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки (лепка жгутов и жгутиков, сплющивание, размазывание, отщипывание) собственной  конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

Развивающие

  • Развивать  познавательную активность, творческое  мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Материал занятий  представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые  работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Педагогические средства, используемые в работе.

Методы и приемы работы:

  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • создание и решение проблемных ситуаций;
  • игровые приемы;
  • рассматривание и обсуждение;
  • показ технических приемов;
  • пояснения, указания, словесные инструкции, поощрение;
  • использование сюрпризных моментов;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности.

Формы работы с детьми:

  • самостоятельная деятельность;
  • совместная  деятельность воспитателя и детей.

Формы организации:

  • подгрупповая
  • индивидуальная
  • парная

Результаты наблюдений за детьми и диагностики в младшей группе показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать  застежки – молнии и липучки на  одежде, не говоря о пуговицах.  Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.

Предполагаемый результат обучения:

  • У детей стойкий интерес  к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
  • Уверенно делят пластилин на части соответственно замыслу.
  • Владеют техническими приёмами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.
  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
  • Радуются полученному результату.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.

График работы кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половине дня в течение 30 минут.

Возраст детей: 5-6 лет  (подготовительная группа)

Перспективное планирование кружковой деятельности по лепке в подготовительнойй группе «Кунчээн»

Программа « Лепим и мастерим»

за 2022-2023учебный год

                                                                             Сентябрь

неделя

Программное содержание

1

Адаптация детей

2

Адаптация детей

3

Адаптация детей

4

Вот такой пластилин

- познакомить детей с пластилином и его свойствами; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику  

Тема: « Тили – тили тесто» (знакомство с пластическими материалами).

Пр. зад: Знакомить детей с тестом как художественным материалом. Создать условия для экспериментального узнавания («открытия») пластичности как основного художественного свойства теста. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Октябрь

неделя

Программное содержание

1

Лепка предметная ( картинки из пластилина).

Тема: « Вкусное печенье».

Пр. зад: Вызвать интерес к созданию объёмных и силуэтных фигурок из пластилина. Показать способы получения изображений с помощью формочек для выпечки. Знакомить с силуэтом - учить обводить форму пальчиком ( по контурной линии). Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

2

Лепка рельефная из пластилина.

Тема: « Падают, падают листья…».

Пр. зад: Учить детей создавать рельефные изображения из пластилина - отщипывать кусочки жёлтого, оранжевого, красного цвета, прикладывая к фону и прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к составлению длинной дорожки из отдельных пластилиновых «картинок». Развивать чувство цвета, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук.

3

Лепка Колобка

Тема: «Сказка Колобок».

Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения из пластилина модульным способом - отщипывать кусочки, прикреплять (прижимать, примазывать) пальчиками. Вызвать интерес к созданию красивого шарика из кусочков пластилина желтого цвета. Разнообразить способы деления пластилина на части (отщипывание, отрывание, откручивание, отрезание стекой). Развивать чувство формы, фактуры, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти руки.  

4

Лепка  пряника

Тема: «Пряник для Мышки».

Пр. зад: Закреплять интерес к созданию изображений Развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

Ноябрь

неделя

Программное содержание

1

Лепка Гусеницы

Тема: « Вот какие ножки у сороконожки!».

Пр. зад: Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образцы на основе валика (цилиндра): раскатывать столбики прямыми движениями ладоней « туда-сюда» и слегка видоизменять форму - изгибать, дополнять мелкими деталями     (ножки, глазки). Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.

2

Лепка Цыпленка из яйца киндера сюрприз.

Тема: « Вот цыпленок желтенький»

Пр. зад: Учить детей моделировать образ цыпленка: составлять «крылышки», «туловище», «клювик», «ножки», с помощью педагога. Самостоятельно выбирать материал для деталей (из красного ластилина) и тем самым передавать характерные особенности внешнего вида цыпленка. Формировать умение нанизывать пластилиновые шарики и колбаски. Развивать чувство формы, мелкую моторику, координацию в системе « глаз-рука». Воспитывать самостоятельность, умение делать выбор.

3

Лепка и рисование на тесте (экспериментирование).

Тема: «Пирожок для Котика».

Пр. зад: Закреплять интерес к созданию изображений на тесте. Развивать мелкую моторику, воспитывать любознательность, инициативность, интерес к изобразительной деятельности.

4

Тема: «Бублики для кота!».

Пр. зад: Раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, соединяя концы палочек, образуя кольцо, развивать мелкую моторику рук

Декабрь

неделя

Программное содержание

1

Лепка « рельефная».

Тема: « Вот какая ёлочка!».

Пр. зад: учить создавать образ ёлки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: раскатывать жгутики и прикреплять к стволу-столбику. Закрепить умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней. Учить пользоваться стекой - делить столбик на кусочки. Знакомить с зелёным цветом. Развивать чувство формы, мелкую моторику.

2

Лепка из пластилина, солёного теста или снега.

Тема: « Снеговики играют в снежки».

Пр. зад: Вызвать интерес к созданию сюжетной композиции в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить лепить шар - раскатывать круговыми движениями ладоней. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

3

Лепка из слоеного теста

Тема: « Вкусное угощение».

Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки)  и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

4

Лепка с элементами рисования.

Тема: « Колобок катится по дорожке и поёт песенку».

Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к лепке Колобка, который катится по дорожке и поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование дорожки в виде кривой линии фломастерами и лепка Колобка в форме шара. Вызвать интерес к « оживлению» Колобка (глазки – бусины или пуговички).

Январь

неделя

Программное содержание

1

Лепка из солёного или сдобного теста.

Тема: « Вкусное угощение».

Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (колобки, конфеты, яблоки)  и лёгкое сплющивание. Развивать чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.  

2

Лепка из солёного или сдобного теста.

Тема: « Угощайся, мишка!».

Пр. зад: Вызвать интерес к лепке угощений для игрушек: раскатывание шара и лёгкое сплющивание в диск для получения печенья и пряников. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.  

3

Лепка.

Тема: «Бублики-баранки».

Пр. зад: Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо. Показать варианты оформления лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развивать восприятие формы и мелкую моторику.

4

Лепка по замыслу из солёного теста или сдобного теста

Тема: «Я пеку, пеку, пеку….. »

Пр. зад: Учить детей лепить угощение для кукол из солёного или сдобного теста. Показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг или диск), бублик (кольцо) и т.д. Активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и  полусферу, прищипывание, защипывание края). Развивать чувство формы, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

 

Февраль

неделя

Программное содержание

1

Тема: « Вот какие у нас сосульки!».

Пр. зад: Продолжать учить детей создавать ассоциативные образы природных объектов. Закрепить умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками. Продолжать учить пользоваться стекой. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Развивать чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности.

2

Тема: « Вот какая у нас неваляшка!».

Пр. зад: Учить детей лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера  (туловище - большой шар и голова- маленький шар). Закрепить умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Разнообразить способы деления пластилина на части (разрезать стекой, откручивать, отрывать, отщипывать). Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

3

Лепка

Тема: « Колобок катится по дорожке и поёт песенку».

Пр. зад: Продолжать учить детей создавать изображения по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к лепке Колобка, который катится по дорожке и поёт песенку. Сочетать разные техники: рисование дорожки в виде кривой линии фломастерами и лепка Колобка в форме шара. Вызвать интерес к « оживлению» Колобка (глазки – бусины или пуговички).

4

Лепка рельефная.

Тема: « Солнышко - колоколнышко».

Пр.зад: Создание рельефного образа солнца из диска (сплющенного шара) и нескольких жгутиков. Развитие пространственного мышления и восприятия. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Март

неделя

Программное содержание

1

Лепка с элементами конструирования.

Тема: « Вот какой у нас мостик!».

Пр.зад: Моделирование мостика из 3 – 4 «брёвнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостика. Воспитывать у детей интерес к совместной игре. 

2

Лепка.

Тема: « Птенчик в гнёздышке».

Пр.зад: Моделирование гнёздышка: раскатывание шара, лёгкое сплющивание в диск, вдавливание. Обыгрывание композиции (клювики из семечек,  червячки в клювиках).  Воспитывать гуманное отношение к птицам.

3

Лепка из солёного теста или пластилина.

Тема: « Вот какие у нас пальчики!».

Пр. зад: Моделирование персонажей для пальчикового театра: раскатывание шара             (головы), дополнение деталями - прикрепление глаз из бусин, пуговиц, семян; вытягивание или прищипывание ушей. Обыгрывание созданных поделок (нанизывание на пальчики). Развивать восприятие формы и мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

4

Лепка «Яблоки»

-учить отщипывать маленькие куски пластилина и скатывать из них шарики; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику                          

Апрель

неделя

Программное содержание

1

Лепка «Вкусное угощение»

- вызвать интерес к лепке угощений для игрушек, учить лепить шар круговыми движениями между ладоней; показать разнообразие форм кондитерских изделий для обогащения зрительских впечатлений; развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих рук  

2

Блюдце

-познакомить со стихотворением; учить повторять фразы вслед за воспитателем; учить произносить звукоподражательные слова, угадывать животное по описанию; закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку

3

Сосиски для киски

- познакомить со стихотворением; совершенствовать умение понимать вопросы; закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, любоваться готовым изделием  

4

Морковка для зайчика

- познакомить с содержанием русской народной песенки; учить угадывать животное по описанию; поощрять попытки прочесть стихотворный текст полностью; вызвать интерес к действиям с пластилином, обогащать сенсорный опыт путем выделения формы предметов, совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями; учить различать красный цвет; воспитывать умение радоваться своим работам (2стр167)

Май

неделя

Программное содержание

1

Лепка рельефная

Тема: « Вот какой у нас салют!».

Пр. зад: Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутика и шарика, их соединение и включение в общую композицию. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

2

Русская народная песенка "Уж как я свою коровушку люблю..." Травка для коровушки

- познакомить с содержанием русской народной песенки; совершенствовать умение понимать речь воспитателя; учить согласовывать слова в предложении; продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук; различать зеленый цвет; аккуратно укладывать готовые изделия на дощечку    

3

Мониторинг

4

Итоговое занятие, Выставка работ. Фотоотчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение о "Городе мастеров" кружковая работа

нормативный документ по созданию, и режиму работы артстудии "Город мастеров". В данной студии дети изготавливают атрибуты к спектаклям и театрализованным представлениям...

Мастер класс для воспитателей «Развитие речи у детей с различными нарушениями через кружковую работу по театрализованной деятельности»

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны  и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и слова...

мастер - класс по кружковой деятельности для родителей

Помещено занятие кружковой деятельности по английскому языку. Проведено специально для родителей и с родителями. Для того чтобы ознакомить родителей со структурой проведения данных занятий....

Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"

Техника "Миллефиори"  как способ  развития творческих способностей старших дошкольников....

Конспект мастер-класса по кружковой работе "Разноцветная фантазия" с коллегами.

Мастер-класс провела с педагогами ДОУ с использованием нескольких техник нетрадиционного рисования....

Мастер-класс занятия по кружковой деятельности «Объемные картины на стекле»

Методическая направленность материала.Данный материал может использоваться педагогами или воспитателями в кружковой деятельности не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и школьного возрас...