ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа)
В соответствии с новым ФГОС одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2018.docx | 54.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Пластилинография как средство
развития художественно – творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста»
Кравченко Евгении Викторовны
воспитателя старшей группы (5-6 лет)
на 2018-2019 уч. год.
Камень – на – Оби
2018г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества
людей»(Р.С. Немов). Современное демократическое общество нуждается в творческих людях. Ведь все культурные
ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется
вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
В соответствии с новым ФГОС одним из направлений содержания образовательной области «Художественное
творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
Актуальность изучения проблемы творчества в психолого – педагогической науке объясняется, прежде всего,
возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной
разработанностью общих основ, теории и методологии творчества.
Необходимость формирования творческих способностей обуславливается тем, что она определяет продуктивную
направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминатом социального творчества
и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею
Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает
значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития
дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще
не использовавшимся внутренним ресурсам.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности,
как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок
(Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон) показаны различные
аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки и других видов художественной деятельности.
Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева исследовали значение изобразительной
деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих
заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои
впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт.
ПРОБЛЕМА
Однако практический аспект реализации задач развития творческих способностей детей
дошкольного возраста, средствами изобразительной деятельности, остается актуальным и
недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно
психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские
поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.
Вместе с тем, задания (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми
в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным
на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка.
Все виды детской деятельности требуют амплификации – усложнения, углубления, обогащения.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и
специфическими видами изобразительного творчества.
Педагогическая целесообразность заключается в выбранной тактике использования
традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи
развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения непосредственной образовательной деятельности по данной тематике
у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие,
пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции,
которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность.
Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается
культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих
силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчества.
Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение
новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и
развитию личности ребенка в целом.
ЦЕЛЬ
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие
художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
средствами пластилинографии.
ЗАДАЧИ
1.Образовательные:
- Формировать у детей знания в области изобразительной деятельности, умения и навыки, развиватьу них
творческую активность, желание рисовать, развивать художественно-творческие способности;
- Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники
работы с пластилином;
- Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
- Учить детей создавать выразительные многофигурные композиции посредством объёма и цвета;
- Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;
2. Развивающие:
- Вызвать у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополняя
создаваемый образ интересными деталями, используя разные выразительные средства и материал;
- Способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации
замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости – вносить коррективы в первоначальный
замысел;
- Развивать желание экспериментировать;
- Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
- Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа;
- Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;
- Развивать интерес к художественной деятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить до конца;
- Воспитывать у детей умения работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои
желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- Воспитывать интерес к произведениям искусства.
срок | Содержание | Материалы работы с педагогами | Материалы работы с детьми | Материалы работы с родителями |
Сен | Подбор и изучение методической литературы. Разработка перспективного плана кружка «Картинки пластилинки» | Участие, в том числе всероссийских, интернет – конкурсах (в течение года) | Мониторинг . Практическая работа в соответствии с календарным планом | Анкетирование родителей |
Окт | Подбор материалов для оснащения центра худож. творчества (познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме, образцы нетрадиционных способов работы с пластилином) | Использование игр и упражнений в утренние и вечерние отрезки времени Практическая работа в соответствии с календарным планом | Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей | |
Ноя | Разработка конспектов НОД по пластилинографии | Разработка памятки для педагогов «Рекомендации по организации работы в технике пластилинография» | Практическая работа в соответствии с календарным планом | |
Дек | Разработка картотек по развитию творческих способностей детей | Практическая работа в соответствии с календарным планом | Оформление буклета «Развитие творческих способностей детей при помощи пластилина» |
срок | Содержание | Материалы работы с педагогами | Материалы работы с детьми | Материалы работы с родителями |
Янв | Обобщение и оформление материалов в методическую копилку | Консультация ««Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в детском саду» | Мониторинг. Практическая работа в соответствии с календарным планом | Размещение материалов в сети интернет на страничке в группе. |
Фев | Подбор материалов для оснащения центра худож. творчества (познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме, образцы нетрадиционных способов работы с пластилином) | Использование игр и упражнений в утренние и вечерние отрезки времениПрактическая работа в соответствии с календарным планом | Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей | |
Мар | Разработка конспектов НОД по пластилинографии | Разработка памятки для педагогов «Рекомендации по организации работы в технике пластилинография» | Практическая работа в соответствии с календарным планом | Привлечение родителей в организации развивающей среды и использованию развивающих игр дома |
Апр | Презентация « Я леплю из пластилина, пластилин нежней чем глина» | Практическая работа в соответствии с календарным планом | ||
Май | Выставка работ разработка плана по самообразованию на новый уч. год. | Подведение итогов. Обобщение результатов инновационной деятельности в сети интернет. | Мониторинг. Презентация работ детей. | Выставка работ детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"
материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...
Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект...
Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...
Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Проектная деятельность в современный период нашла свое место и в детских дошкольных учреждениях. В презентации описание опыта работы: реализация проекта по создания Дымковской игрушки детьми из с...
Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...
«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»
От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...