выступление
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
«Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста» | 21.67 КБ |
pesok_._prez.ppt | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №30 «Росинка»
«Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»
(Выступление из опыта работы на заседание ММО воспитателей подготовительных к школе групп)
Подготовила: Панютчева М.Г.
МАДОУ «Центр развития ребенка
– детский сад № 30 «Росинка»
г. Губкин 2019г.
«Рисование песком как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста»
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка.
Ульям Блейк
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса.
Одним из эффективных способов развития воображения, является рисование. Однако у детей дошкольного возраста еще плохо сформированы графические умения, это мешает выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются далёкими от начального замысла. Нередко это приводит к разочарованию, и, как следствие, у ребенка исчезает желание рисовать.
Для привлечения интереса к творчеству я использую нетрадиционные техники рисования. Наиболее молодым видом нетрадиционной техники рисования является рисование цветным песком.
Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы! Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии.
Справедливо считается, что такие занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
Исходя из всего вышесказанного, я сформулировала
Цель своей работы: способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования песком.
Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач:
1. Создание в группе условий для творческой изо деятельности.
2. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.
Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.
Воображение как ведущий компонент творческой деятельности детей, как ведущее психическое новообразование дошкольника широко представлено в работах отечественных психологов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, О.М. Дьяченко, Л.Ю Субботина и др.)
Воображение — это возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией, с помощью которой осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. В зависимости от характера получаемых результатов, выделяют воображение воссоздающее (создание образов, соответствующих описанию) и творческое (создание новых образов).
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В среднем дошкольном возрасте воображение приобретает творческий характер. Однако, воображение в этом возрасте может успешно протекать лишь в непосредственной связи с внешней деятельностью ребёнка У детей старшего дошкольного возраста воображение приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.
Работая в старшей группе, я увидела, что большинство детей имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Именно поэтому в работе я решила использовать рисование, раскрашивание песком. Первые эксперименты мы проводились с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медитативными свойствами «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение.
Работа по развитию воображения посредством рисования песком состояла из нескольких этапов.
Подготовительный этап- на этом этапе был проведен теоретический анализ проблемы развития воображения у дошкольников, изучение опыта работы по применению работы с песком в дошкольном образовании. А также изучено мнения родителей об использование в работе с детьми различных техник рисования, в том числе — рисования песком.
В детском саду были созданы картотеки игр на развитие воображения, разработаны развивающие игры, подобраны материалы для работы с песком.
На протяжении этого этапа велась работа по самообразованию.
С детьми средней группы проводилась подготовительная работа с песком в песочнице во время прогулок и в группе (использовались небольшие подносы с песком). На этом этапе моя задача состояла в том, чтобы познакомить детей с новым материалом и раскрыть замещающую функцию песка.
Так же на этом этапе работы совместно с психологом определен уровень развития воображения у детей группы.
Основной этап- работа на этом этапе велась в двух направлениях: с детьми и с родителями.
В старшем дошкольном возрасте дети знакомились с планшетом для рисования на песке.
В целом работа по развитию воображения посредством рисования на песке проходила ряд последовательных этапов.
Сначала дети знакомились с техникой рисования песком на стекле, учились засыпать фон, выполнять движения разными частями кисти руки. Одновременно дети знакомились со способами создания изображения палочкой на песке во время прогулки, на столе с мукой дома. У детей появилась возможность самостоятельного выбора способа создания, задуманного ими образа
Освоив способы рисования на песке, мы переходили к работе по развитию воображения, учитывая принцип от простого к сложному. Сначала детям предлагались простые задания по созданию образов на основе заданных элементов, создание образов по словесному описанию. Например, дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился образ, затем более сложные задания - «Удивительная ладонь», «Поможем художнику» и др.
Постепенно для работы вводились дополнительные материалы, с помощью которых можно было «украсить», рисунок, сделать образ более насыщенным и интересным.
Затем детям предлагались задания на создания собственных образов (например, «автомобиль будущего», «фантастический пейзаж» и др.).
На основе своих творческих работ ребята сочиняли сказки, фантастические рассказы. Сначала совместно со взрослым, потом самостоятельно и совместно с другими детьми.
Стоит отметить, специфика работы с песком такова, что продукт деятельности не может быть сохранен, поэтому работы детей фотографировались.
Заключительный этап- на данном этапе были подведены итоги и сделаны выводы по результатам проделанной работы.
На основании результатов наблюдения за деятельностью детей и анализа их творческих работ можно сделать вывод, что рисование с песком оказало положительное влияние на развитие воображения у детей. Так, в начале нашей работы дети не могли ничего придумать самостоятельно. В заданиях на создание образов на основе заданных элементов, по совестному описанию изображения получались либо очень стереотипные, либо просто набор линий, либо дети не выполняли инструкцию. В процессе совместной деятельности затруднения у большей части детей пропали. Образы воображения, создаваемые ими, стали более разнообразными.
Стоит отметить, что проделанная работа способствовала развитию предпосылок творческого воображения. Конечно, до сих пор не все дети могут создать принципиально новый образ, но при помощи и поддержке взрослого этот результат вполне достижим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка. Ульям Блейк В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
Для привлечения интереса к творчеству я использую нетрадиционные техники рисования. Наиболее молодым видом нетрадиционной техники рисования является рисование цветным песком.
Актуальность Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы! Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Справедливо считается, что такие занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.
Актуальность Работая в старшей группе, я увидела, что большинство детей имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Именно поэтому в работе я решила использовать рисование, раскрашивание цветным песком. Первые эксперименты мы проводились с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медитативными свойствами «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение. Цель моей работы способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования песком.
Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач: Создание в группе условий для творческой изо деятельности. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.
Свою работу строила на следующих принципах От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Принцип доступности материала.
Обучение с помощью рисования песком происходила в следующих направлениях: -от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....