Методическая разработка по изготовлению игрушки из теста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Устюгова Надежда Аркадьевна

Методическая разработка по изготовлению игрушки из  теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igrushki_iz_solenogo_testa.docx563.93 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методической разработки.

1. Данная методическая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

2. Краткая аннотация.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Отличительные особенности программы: Обучение носит теоретический и практический характер наряду с индивидуальным подходом к особенностям личности и возрастным психологическим особенностям каждого ребенка.

Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.

Актуальность.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми необходимо использовать игровые технологии, так как игра – это основной вид деятельности дошкольника. Для того чтобы учить играя, я использую замечательный метод – тестопластику. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

  • Повышает сенсорную чувствительность;
  • Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
  • Развивает творчество ребенка.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла в работе с детьми дошкольного возраста использовать соленое тесто. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

  • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
  • Легко отмывается и не оставляет следов.
  • Материал экологически безвредный, не аллергенный.
  • Безопасно при попадании в рот.
  • Не липнет к рукам при лепке.
  • Можно сушить на воздухе.
  • Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
  • Если покрыть лаком - сохранится на века.
  • С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Цель: Развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста.

Задачи:

- продолжать учить создавать новогодние игрушки своими руками;

- совершенствовать навыки работы с необходимыми материалами и инструментами, соблюдая правила ТБ;

- развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность в работе.

Материалы, инструменты:

- мука,

- соль,

- вода,

- гуашь,

- стек,

- прозрачная пленка,

- мерный стаканчик,

- емкость для замешивания соленого теста,

- шаблон,

- нить для вязания,

- стержень от авторучки, крючок для вязания,

- ножницы.

Методы работы:

- наглядный: (показ готовых образцов поделок, показ приемов выполнения задания);

- словесный: (беседа, пояснения, вопросы, художественное слово); практический (выполнение работы).

Приемы:

- показ технологических приемов.

- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.

- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.

- игровые приемы (приход героя и др.).

- создание условий для самостоятельной деятельности в использовании инструментов для лепки.

Способ лепки: Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

Ожидаемые результаты:

- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;

- повысятся технические навыки и умения;

- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;

- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;

- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;

- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

В результате дети освоят развитие самостоятельности, творческих способностей, навыки работы с соленым тестом и приемы лепки:

- скатывание прямыми движениями;

- скатывание круговыми движениями;

- расплющивание;

- соединение в виде кольца;

- защипывание края формы;

- лепка из нескольких частей;

- пропорции;

- оттягивание части от основной формы;

- сглаживание поверхности формы;

- присоединение части;

- прижимание;

- примазывание;

- вдавливание для получения полой формы;

- использование стеки.


Алгоритм изготовления поделки:


Ход работы

Для изготовления новогодней ёлочной игрушки «Рукавичка» нам понадобятся: мука, соль, вода, гуашь, стек, прозрачная пленка, мерный стаканчик, емкость для замешивания соленого теста, шаблон, нить для вязания, стержень от авторучки, крючок для вязания, ножницы.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_9a86cacc2d9ee4a8781bea262f81fd7a.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_c49e0c066d62521e196207005fa4b871.jpg1. Берем мерным стаканчиком 1 стакан муки и 0,5 стакана соли. Данные компоненты смешиваем в ёмкости для замешивания соленого теста. В этот же мерный стаканчик наливаем 0,5 стакана воды.

        

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_dc001c9c7d5856e2c8a7bb634f81242b.jpg2. Добавляем гуашь красного цвета в стакан с водой и хорошо перемешиваем.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_0ad9fdbae443a51e18d7ae32a974b9a0.jpg

3. Данный раствор выливаем в сухую смесь и замешиваем соленое тесто.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_ee74df765d24aacc8099e1ab6a4d9d6b.jpg4. Берем мерным стаканчиком 1 стакан муки и 0,5 стакана соли. Данные компоненты смешиваем в ёмкости для замешивания соленого теста. В этот же мерный стаканчик наливаем 0,5 стакана воды.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_52ed7eddbe5c878fc97e83d6d964f9d7.jpg

5. Выливаем данный раствор в сухую смесь и замешиваем соленое тесто жёлтого цвета.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_e4bb6a843acd729e964fe1b5777a1370.jpg

6. Таким образом, у нас получилось солёное тесто двух цветов:  красного и жёлтого.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/1_d8ac7b950aa0109e5c6ba11519b61fcb.jpg

7. Берем шаблон для рукавички.


https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_7d11e354dd7ab3491fadd00582ca5279.jpg

8. Накрываем шаблон прозрачной пленкой. Берём небольшой кусок солёного теста и стек. Тесто раскладываем так, чтобы оно закрыло наш шаблон.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_7e114a338860c7855689a11e4fc1e6b8.jpg

9. При помощи стека отрезаем ненужные края по шаблону.

10. Берем не больной комочек соленого теста жёлтого цвета и раскатываем из него полоску для украшения нашей игрушки.
https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_ad328ef2809eba3eaa6b7c66c49a1f16.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_c94e1b73e8a5fe40e812e688f801f23c.jpg

11. Полоску жёлтого цвета кладем на игрушку.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_7e3e08d0d5ef4393748e814ae3d88f14.jpg

13. Ненужное отрезаем стеком с двух сторон.

14. При помощи стека делаем украшение на полоске жёлтого цвета.https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_15f9bfe7f7d5c718b4ace0aff271709b.jpg

15. Берём не большой комочек жёлтого цвета для изготовления пуговицы и раскатываем из него шар.
https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_96e144fdeb6ec113edf5c750f531fa25.jpg

16. Затем сплюснем его.
https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_b3d823a719f7a136e7c98db7b91bb266.jpg

17. При помощи стержня от авторучки по краю пуговица делаем рисунок.https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_87da5437ac159a8818c491d56c44ef65.jpg


18. Деталь кладем на рукавичку и при помощи крючка для вязания делаем четыре отверстия, тем самым скрепляем детали между собой.https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_9f3ca35a0bb5298be20663b1995616ee.jpg

19. В левой верхней части игрушки делаем при помощи крючка для вязания отверстие, в которое будет пронизана нить. Наше изделие оставляем на два дня до полного высыхания.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/15750_d8e1132b8708aadeb90f113b907e98ce.jpg

20. Наша «Рукавичка» подсушилась. Берём нить для вязания, отрезаем 20 см. пронизываем в отверстие и завязываем на узелок.

Литература:

1.Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. Мозырь, 2006.

2. Ирина Ханановая. Соленое тесто. Издат.: АСТ-Пресс, 2006. 41 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изготовлению символа Дня семьи, любви и верности

Этот материал познакомит с тем , как быстро и без особых затрат изготовить ромашку - символ праздника День семьи, любви и верности....

Методическая разработка по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста «Игры такие разные»

Цель методической разработки состоит в том, чтобы рассмотреть роль дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе с дошкольниками, в частности роль дидактических игр в обучении детей ма...

Методическая разработка технологии изготовления фотозоны «Новый год со смешариками»

Новый год уже на пороге, а это значит самое время для создания праздничной атмосферы. Одним из самых главных элементов для появления новогоднего настроения, безусловно, является декор; чем он ярче и и...

Методическая разработка по изготовлению самодельных музыкально-шумовых и ударных инструментов для воспитателей, родителей и детей

Изготовление самодельных музыкально-шумовых и ударных инструментов  (для воспитателей, родителей и детейЦель: Передача опыта музыкального руководителя  по изготовлению самодельных музыкально...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»

В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...

Методическая разработка "Технология изготовления игрушки-свистульки из глины"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №19 «Росинка»  Научно – практическая конференция «Шаг в будущее» Техно...