Дополнительная общеобразовательная программа "Самоделкин" возраст детей 4-5 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Галуенко Ирина Михайловна

Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samodelkin_4-5_let.docx46.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №47»

Утверждена

 заведующей МАДОУ «Детский сад №47 »

 И.А.Мугрычева/______________/

 приказ №    от  «28»  февраля 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа)

«Самоделкин»

возраст детей 4-5 лет

срок реализации 1 год

        Руководитель:

         Галуенко И.М.

Макарова Ю.В.

        Саранск, 2022

Содержание рабочей программы:

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  1. Новизна программы
  2. Актуальность программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Принципы  программы
  5. Формы и режим занятий
  1. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
  2. Учебно-тематический план занятий
  3. Перспективный план
  4. Литература

1.Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Самоделкин» (далее - Программа)

Руководитель программы

Галуенко .И.М.., Макарова .Ю.В..

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №47» г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск, ул. Маринина, д. 34А

Цель программы

 Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.

Направленность программы

художественно-эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.;

- способен договариваться…;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…;

- у ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика;

- проявляет ответственность за начатое дело;

- открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

                                

Пояснительная записка

        Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

        В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.

        Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.

        Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

        Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

        Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка пространственной ориентации; формированию элементарных географических, астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.

        Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали:

        Основная общеобразовательная программа МАДОУ детский сад 56, разработанная с учетом программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;

СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.

2.1. Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.

Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали:

- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа.

2.2. Актуальность данной программы определена, прежде всего:

- социальным заказом общества, как поддержка «поколения инженеров» (Д.А. Медведев), способная осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;

-важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий дополнительного образования, способствующих развитию и самореализации детей.

Кроме того, актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;

-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться через игру);

-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотрудничества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

2.3.Цель и задачи программы:

 ЦЕЛЬ: Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.

Задачи программы:

. Образовательные:

        -Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

-Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек 

        - Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).

Развивающие:

-Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

-Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.

Воспитательные:

        - Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе

        -Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность

        - Формировать навыки правильной организации рабочего места

        - Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами.

2.4. Принципы программы:

1. Принцип системности и регулярности проведения занятий

2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории

3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»

4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)

5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.

2.5. Формы и режим занятий:

Формы организации педагогического процесса:

•        организованная образовательная  деятельность;

•        работа с детьми по подгруппам;

•        индивидуальная работа с детьми;

•        совместная деятельность педагога с детьми;

•        самостоятельная деятельность детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 3-4 года. Состав группы – постоянный.

Программа рассчитана на один год обучения.

Дополнительная общеобразовательная программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 мин (5 мин. теория, 15 мин. практика). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май учебного года, в год 39 занятия. Количество часов, на которые рассчитана программа, составляет 13  часов в год.

Форма подведения итогов.

В конце учебного года проводится итоговое занятие.

Ожидаемые результаты программы:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.;

- способен договариваться…;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…;

- у ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика;

- проявляет ответственность за начатое дело;

          - открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний положительной                 мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Учебно – тематический план занятий:

Тема занятия

Количество занятий

Общее количество часов

Количество часов теория

Количество часов практика

1.

«Загородки и заборы»

1

20 мин

5 мин

15 мин

2.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

3.

«Домики для зверят»

1

20 мин

5 мин

15 мин

4.

«Модель детского сада»

1

20 мин

5 мин

15 мин

5.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

6.

«Корабль»

1

20 мин

5 мин

15 мин

7.

«Листопад»

1

20 мин

5 мин

15 мин

8.

«Сарайчик»

1

20 мин

5 мин

15 мин

9.

«Записная книжка в подарок бабушке»

1

20 мин

5 мин

15 мин

10.

«Ковер из листьев» из природного материала

1

20 мин

5 мин

15 мин

11.

«Самолет»

1

20 мин

5 мин

15 мин

12.

«Лесной детский сад»

1

20 мин

5 мин

15 мин

13.

«Кровать для куклы»

1

20 мин

5 мин

15 мин

14.

«Лягушка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

15.

«Гирлянда»

1

20 мин

5 мин

15 мин

16.

«Мост»

1

20 мин

5 мин

15 мин

17.

«Грузовой автомобиль»

1

20 мин

5 мин

15 мин

18.

«Горка для игрушек» (по условию)

1

20 мин

5 мин

15 мин

19.

«Дерево»

1

20 мин

5 мин

15 мин

20.

«Гриб»

1

20 мин

5 мин

15 мин

21.

« Мост через реку»

1

20 мин

5 мин

15 мин

22.

«Шапочка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

23.

«Сарай для различных по величине животных»        

1

20 мин

5 мин

15 мин

24.

«Терема»

1

20 мин

5 мин

15 мин

25.

«Будка для собаки»

1

20 мин

5 мин

15 мин

26.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

27.

«Лодочка» из природного материала

1

20 мин

5 мин

15 мин

28.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

29.

«Вагон из бумаги»

1

20 мин

5 мин

15 мин

30.

«Двухэтажный дом» из бумаги

1

20 мин

5 мин

15 мин

31.

«Синичка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

32.

«Веселые погремушки» из бросового материала        

1

20 мин

5 мин

15 мин

33.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

34.

«Птичка» из природного материала

1

20 мин

5 мин

15 мин

35.

«Пригласительный билет» из бумаги

1

20 мин

5 мин

15 мин

36.

«Солнышко»

1

20 мин

5 мин

15 мин

37.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

38.

«Постройки из песка»

1

20 мин

5 мин

15 мин

39.

По замыслу

1

20 мин

5 мин

15 мин

Итого

39

13 час

3 часа 25 мин

9 час 75 мин

Перспективный план занятий.

Месяц  

Тема и цель ООД

1-й недели

Тема и цель ООД

2-й недели

Тема и цель ООД

3-й недели

Тема и цель ООД

4-й недели

Тема и цель ООД

5-й недели

СЕНТЯБРЬ

Тема

«Загородки и заборы»

По замыслу

«Домики для зверят»

«Модель детского сада»

По замыслу

Цель

Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить думать, находить собственные решения.

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа)

 Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

 Продолжать учить детей основным этапам разработки замысла постройки, самостоятельному планированию деятельности; умению отгадывать загадки.

ОКТЯБРЬ

Тема

«Корабль»

«Листопад»

«Сарайчик»

«Записная книжка в подарок бабушке»

Цель

Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу.

Познакомить детей с техникой оригами. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Учить детей с усилием проглаживать место сгиба.

Учить детей строить сарайчик из деталей конструктора лего. Развивать фантазию, воображение.

Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба, украшать поделку аппликацией.

НОЯБРЬ

Тема

«Ковер из листьев» из природного материала

«Самолет»

«Лесной детский сад»

«Кровать для куклы»

Цель

Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество.

Упражнять в конструировании самолетов по образцу, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек;  различать и называть геометрические фигуры.

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом.

Учить детей строить кровать из крупного строительного материала. Называть детали конструктора. Обыгрывать постройки.

ДЕКАБРЬ

Тема

«Лягушка»

«Гирлянда»

«Мост»

«Грузовой автомобиль»

«Горка для игрушек» (по условию)

Цель

Учить сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы; учить следовать инструкции.

Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали.

Упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Упражнять в конструировании грузового автомобиля, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах.

Учить детей строить постройки по заранее заданному условию, учитывая определенный признак предмета, размер.

Учить различать и называть  отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи.

ЯНВАРЬ

Тема

«Дерево»

«Гриб»

«Мост через реку»

«Шапочка»

Цель

Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей.

Цель: учить изготавливать игрушки из природного материала.

Учить строить мост через реку, для того чтобы проехала машина, а под ним проплывал кораблик. Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей.

Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений.

ФЕВРАЛЬ

Тема

«Сарай для различных по величине животных»

«Терема»

«Будка для собаки»

По замыслу

Цель

Предложить детям построить сарайчики для различных по величине животных, учить самостоятельно отбирать материал, игрушки. Воспитывать умение объединяться в игре.

Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях. Развивать фантазию, творчество.

Учить детей складывать лист бумаги пополам, аккуратно работать с клеем.

Дать представление о строительной детали-цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений.

МАРТ

Тема

«Лодочка» из природного материала

По замыслу

«Вагон из бумаги»

«Двухэтажный дом» из бумаги

«Синичка»

Цель

Продолжать развивать у детей интерес с природным материалом, знакомить их с его свойствами, названием. Учить приему склеивания для скрепления частей поделки.

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки, способствовать развитию их творчества.

Учить детей делать вагон из бумаги, лист сгибать  пополам вдоль, наклеивать окна и готовые колеса.

Учить детей конструировать двухэтажный дом из бумаги, закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой, формировать обобщенные представления о домах.

Учить выполнять работу по показу. Уметь рассказывать о последовательности выполнения. Воспитывать интерес работы с бумагой.

АПРЕЛЬ

Тема

 «Веселые погремушки» из бросового материала

По замыслу

«Птичка» из природного материала

«Пригласительный билет» из бумаги

Цель

Учить создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей, развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

Вызвать у детей интерес к работе с природным материалом, познакомить с его свойствами; учить видеть в природных формах сходство с реальными предметами: большая шишка – туловище, поменьше - голова; учить скреплять детали пластилином.

Знакомить детей со свойствами бумаги; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба.

МАЙ

Тема

«Солнышко»

По замыслу

«Постройки из песка»

По замыслу

Цель

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

Упражнять детей в конструировании, в плоскостном моделировании.

Учить детей сооружать постройки из песка, объединять общим сюжетом, добиваться конечной цели, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта.

Упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу.

Литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. , М., Мозаика – Синтез, издание 3-е, исправленное и дополненное,  2016 г.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада». М., Мозаика – Синтез, 2010 г.

Л.В. Куцакова Программа  и методические  рекомендации     «Конструирование и ручной труд в детском саду. Для детей 2-7 лет», М.; Мозаика – Синтез ; 2010 г.

З.В.Лиштван «Конструирование» , М., «Просвещение», 1981г.

И.А.Лыкова «Парциальная программа «Умные пальчики», конструирование в детском саду, М., «Цветной мир», 2016г.

И.В.Новикова, «Конструирование из природных материалов в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2009г.

Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет» , издательство Олма Медиа Групп, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...