Дополнительная общеобразовательная программа "Самоделкин" возраст детей 4-5 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodelkin_4-5_let.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47» | ||
Утверждена заведующей МАДОУ «Детский сад №47 » И.А.Мугрычева/______________/ приказ № от «28» февраля 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа)
«Самоделкин»
возраст детей 4-5 лет
срок реализации 1 год
Руководитель:
Галуенко И.М.
Макарова Ю.В.
Саранск, 2022
Содержание рабочей программы:
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Новизна программы
- Актуальность программы
- Цель и задачи программы
- Принципы программы
- Формы и режим занятий
- Ожидаемые результаты и способы определения результативности
- Учебно-тематический план занятий
- Перспективный план
- Литература
1.Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Самоделкин» (далее - Программа) |
Руководитель программы | Галуенко .И.М.., Макарова .Ю.В.. |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Детский сад №47» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, ул. Маринина, д. 34А |
Цель программы | Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования. |
Направленность программы | художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.; - способен договариваться…; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…; - у ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика; - проявляет ответственность за начатое дело; - открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе. |
Пояснительная записка
Начальным этапом формирования личности человека является детский возраст. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Активная работа кружка будет способствовать развитию у ребенка пространственной ориентации; формированию элементарных географических, астрономических представлений; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали:
Основная общеобразовательная программа МАДОУ детский сад 56, разработанная с учетом программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой;
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
2.1. Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов конструирования через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.
Основой для разработки рабочей программы по конструированию у детей среднего дошкольного возраста стали:
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа.
2.2. Актуальность данной программы определена, прежде всего:
- социальным заказом общества, как поддержка «поколения инженеров» (Д.А. Медведев), способная осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;
-важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий дополнительного образования, способствующих развитию и самореализации детей.
Кроме того, актуальность программы значима в свете внедрения ФГОС, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей;
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться через игру);
-формирует познавательную активность, способствует воспитанию социальноактивной личности, формирует навыки общения и сотрудничества;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.
2.3.Цель и задачи программы:
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности. Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений. Познакомить детей с разными видами конструирования, интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами конструирования.
Задачи программы:
. Образовательные:
-Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
-Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек
- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).
Развивающие:
-Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
-Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.
Воспитательные:
- Прививать культуру труда, умение вести себя в коллективе
-Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность
- Формировать навыки правильной организации рабочего места
- Формировать умения следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами.
2.4. Принципы программы:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
2.5. Формы и режим занятий:
Формы организации педагогического процесса:
• организованная образовательная деятельность;
• работа с детьми по подгруппам;
• индивидуальная работа с детьми;
• совместная деятельность педагога с детьми;
• самостоятельная деятельность детей.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 3-4 года. Состав группы – постоянный.
Программа рассчитана на один год обучения.
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 мин (5 мин. теория, 15 мин. практика). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май учебного года, в год 39 занятия. Количество часов, на которые рассчитана программа, составляет 13 часов в год.
Форма подведения итогов.
В конце учебного года проводится итоговое занятие.
Ожидаемые результаты программы:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, др.;
- способен договариваться…;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…;
- у ребенка достаточно хорошо развита крупная и мелкая моторика;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- открыт новому, то есть проявляет стремление к получению знаний положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Учебно – тематический план занятий:
№ | Тема занятия | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов теория | Количество часов практика |
1. | «Загородки и заборы» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
3. | «Домики для зверят» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
4. | «Модель детского сада» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
5. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
6. | «Корабль» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
7. | «Листопад» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
8. | «Сарайчик» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
9. | «Записная книжка в подарок бабушке» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
10. | «Ковер из листьев» из природного материала | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
11. | «Самолет» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
12. | «Лесной детский сад» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
13. | «Кровать для куклы» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
14. | «Лягушка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
15. | «Гирлянда» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
16. | «Мост» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
17. | «Грузовой автомобиль» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
18. | «Горка для игрушек» (по условию) | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
19. | «Дерево» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
20. | «Гриб» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
21. | « Мост через реку» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
22. | «Шапочка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
23. | «Сарай для различных по величине животных» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
24. | «Терема» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
25. | «Будка для собаки» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
26. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
27. | «Лодочка» из природного материала | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
28. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
29. | «Вагон из бумаги» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
30. | «Двухэтажный дом» из бумаги | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
31. | «Синичка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
32. | «Веселые погремушки» из бросового материала | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
33. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
34. | «Птичка» из природного материала | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
35. | «Пригласительный билет» из бумаги | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
36. | «Солнышко» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
37. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
38. | «Постройки из песка» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
39. | По замыслу | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Итого | 39 | 13 час | 3 часа 25 мин | 9 час 75 мин |
Перспективный план занятий.
Месяц | Тема и цель ООД 1-й недели | Тема и цель ООД 2-й недели | Тема и цель ООД 3-й недели | Тема и цель ООД 4-й недели | Тема и цель ООД 5-й недели | |
СЕНТЯБРЬ | Тема | «Загородки и заборы» | По замыслу | «Домики для зверят» | «Модель детского сада» | По замыслу |
Цель | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). | Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить думать, находить собственные решения. | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа) | Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. | Продолжать учить детей основным этапам разработки замысла постройки, самостоятельному планированию деятельности; умению отгадывать загадки. | |
ОКТЯБРЬ | Тема | «Корабль» | «Листопад» | «Сарайчик» | «Записная книжка в подарок бабушке» | |
Цель | Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. | Познакомить детей с техникой оригами. Ориентировать детей на точность выполнения действий. Учить детей с усилием проглаживать место сгиба. | Учить детей строить сарайчик из деталей конструктора лего. Развивать фантазию, воображение. | Учить детей складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба, украшать поделку аппликацией. | ||
НОЯБРЬ | Тема | «Ковер из листьев» из природного материала | «Самолет» | «Лесной детский сад» | «Кровать для куклы» | |
Цель | Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; различать и называть геометрические фигуры. | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. | Учить детей строить кровать из крупного строительного материала. Называть детали конструктора. Обыгрывать постройки. | ||
ДЕКАБРЬ | Тема | «Лягушка» | «Гирлянда» | «Мост» | «Грузовой автомобиль» | «Горка для игрушек» (по условию) |
Цель | Учить сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы; учить следовать инструкции. | Учить ровно по контуру вырезать фигуры, складывать их пополам, аккуратно приклеивать детали. | Упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. | Упражнять в конструировании грузового автомобиля, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах. | Учить детей строить постройки по заранее заданному условию, учитывая определенный признак предмета, размер. Учить различать и называть отдельные детали, пользоваться этими названиями в своей речи. | |
ЯНВАРЬ | Тема | «Дерево» | «Гриб» | «Мост через реку» | «Шапочка» | |
Цель | Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. | Цель: учить изготавливать игрушки из природного материала. | Учить строить мост через реку, для того чтобы проехала машина, а под ним проплывал кораблик. Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей. | Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений. | ||
ФЕВРАЛЬ | Тема | «Сарай для различных по величине животных» | «Терема» | «Будка для собаки» | По замыслу | |
Цель | Предложить детям построить сарайчики для различных по величине животных, учить самостоятельно отбирать материал, игрушки. Воспитывать умение объединяться в игре. | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях. Развивать фантазию, творчество. | Учить детей складывать лист бумаги пополам, аккуратно работать с клеем. | Дать представление о строительной детали-цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. | ||
МАРТ | Тема | «Лодочка» из природного материала | По замыслу | «Вагон из бумаги» | «Двухэтажный дом» из бумаги | «Синичка» |
Цель | Продолжать развивать у детей интерес с природным материалом, знакомить их с его свойствами, названием. Учить приему склеивания для скрепления частей поделки. | Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки, способствовать развитию их творчества. | Учить детей делать вагон из бумаги, лист сгибать пополам вдоль, наклеивать окна и готовые колеса. | Учить детей конструировать двухэтажный дом из бумаги, закреплять полученные навыки и умения работы с бумагой, формировать обобщенные представления о домах. | Учить выполнять работу по показу. Уметь рассказывать о последовательности выполнения. Воспитывать интерес работы с бумагой. | |
АПРЕЛЬ | Тема | «Веселые погремушки» из бросового материала | По замыслу | «Птичка» из природного материала | «Пригласительный билет» из бумаги | |
Цель | Учить создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей, развивать фантазию, мелкую моторику рук. | Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | Вызвать у детей интерес к работе с природным материалом, познакомить с его свойствами; учить видеть в природных формах сходство с реальными предметами: большая шишка – туловище, поменьше - голова; учить скреплять детали пластилином. | Знакомить детей со свойствами бумаги; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба. | ||
МАЙ | Тема | «Солнышко» | По замыслу | «Постройки из песка» | По замыслу | |
Цель | Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | Упражнять детей в конструировании, в плоскостном моделировании. | Учить детей сооружать постройки из песка, объединять общим сюжетом, добиваться конечной цели, находить конструктивное решение на основе имеющегося опыта. | Упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу. |
Литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. , М., Мозаика – Синтез, издание 3-е, исправленное и дополненное, 2016 г.
Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада». М., Мозаика – Синтез, 2010 г.
Л.В. Куцакова Программа и методические рекомендации «Конструирование и ручной труд в детском саду. Для детей 2-7 лет», М.; Мозаика – Синтез ; 2010 г.
З.В.Лиштван «Конструирование» , М., «Просвещение», 1981г.
И.А.Лыкова «Парциальная программа «Умные пальчики», конструирование в детском саду, М., «Цветной мир», 2016г.
И.В.Новикова, «Конструирование из природных материалов в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2009г.
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4 – 5 лет» , издательство Олма Медиа Групп, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...