Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс. Психолог предлагает ребенку поднос с песком, воду и множество различных объектов и материалов для строительства песочного мира (например, домики, деревья, фигурки животных, кукол). На песке можно создавать причудливые картины, ландшафты, бесконечно изменять и перестраивать их согласно своему желанию. Таким образом, в процессе работы с песком малыш с психологической проблемой из «пострадавшего» или пассивного наблюдателя постепенно превращается в творца, строителя своей жизни.
- С детьми 3–3,5 лет уже можно заниматься песочной терапией, но это будут различные организованные развивающие игры с песком либо работа с группой.
- Для детей 6–7 лет характерно проигрывание на песке волнующих проблем и самостоятельное их разрешение, с ними можно заниматься воссозданием сказки или любимого сюжета на песке, психокоррекцией.
- С 11–12 лет возможна глубинная психотерапия с реконструкцией песочных миров.
Диагностика психологических проблем
Анализируем события, сюжет, чувства и высказывания ребенка в процессе постройки песочного мира и наблюдения за ним, диалогов между персонажами.
- Ведутся беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – признак внутренних неразрешимых конфликтов.
- Агрессия, направленная на конкретный персонаж, – желание саморазрушения и наказания себя, противостояние армий – агрессия, направленная на других.
- Внутрисемейные конфликты – конфликты между персонажами, отражающими реальных членов семьи.
- Волшебные предметы, артефакты в песочнице – потенциальные возможности.
Анализируем символическое значение фигур, выбранных ребенком, их расположение в песочнице. Символическое значение строго индивидуально, поэтому надо исходить из ассоциаций ребенка.
Для удобства можно пользоваться словарем значений символов. Например, словарем, приведенным в книге Н. Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту».
- Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни (значимый взрослый, желания и чувства);
- Закапываемая фигурка – символ либо неосознаваемого, либо вытесняемого в бессознательное. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.
Что дает песочная терапия?
- Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.
- «Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними. Например, мама чрезмерно опекает дочку, не дает ей свободы. Ребенок не проговаривает своих желаний. Но в песочнице свою фигурку помещает в клетку, ограждая ее забором со всех сторон, или в ямку. Это ее чувства в данный момент.
- Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.
- Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.
- «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
- Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
- Песочный мир подчиняется воле и желаниям ребенка, снимаются родительские запреты.
Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:
- глубокие психологические и родовые травмы (например, развод родителей, смерть одного из близких, насилие, внутриутробное кислородное голодание, затяжные роды), неврозы различного происхождения, психосоматика (астма, энурез, заикание, эмоциональные расстройства);
- агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие нарушения (капризы, истерики, необъяснимые реакции);
- проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.
Песок и песочницы
Песочной терапией можно заниматься круглогодично, так как поднос с песком не займет много места, его можно разместить в квартире, взять с собой на дачу.
Выбор песочницы
- Многие специалисты используют разные по цвету и форме песочницы, выбор которых напрямую связан с решением поставленных психологических задач.
- Например, для работы с агрессией и травмами психотерапевты предлагают пользоваться треугольной песочницей красного цвета. Для сосредоточения на собственной личности («центрирование») используют подносы круглой или квадратной формы. Классической является деревянная прямоугольная песочница 70х50х8 см с крышкой. Внутренняя поверхность имеет светло-голубой цвет, который при работе символизирует воду и небо. Ребенку на выбор предлагаются две песочницы:
- одна с мокрым, другая с сухим песком, а также цветной песок различной структуры. Песок должен занимать 1/3 объема песочницы.
- В домашних условиях для игр подойдут пластиковые емкости, контейнер или тазик голубого или светло-синего цвета (желательная высота бортика – 10 см). Лоток из зоомагазина 25х35 см голубого или синего цвета можно использовать для индивидуальных занятий.
Подготовка песка
Подойдет мелкий речной песок. Песок необходимо просеять через решето, промыть, а затем прокалить в духовке при температуре 65–80˚. Не перегрейте песок, он может стать хрупким!
Дополнительные материалы
Потребуются лопатка, кувшин с водой и коллекция фигурок (животные, люди), растения, строения, транспорт, природные и художественные материалы. Высота фигурок 5–10 см. Получившиеся миры можно фиксировать с помощью фотоаппарата.
Рабочее место
Песочницу хорошо располагать в углу, свободном от мебели, либо в центре комнаты. Важно мнение ребенка: поставьте песочницу там, где он чувствует себя комфортно и спокойно. Стол, на котором стоит песочница, надо укрыть клеенкой, должно оставаться пространство для емкости с водой и фигурок, выбранных ребенком. Работают и сидя, и стоя, поэтому удобна высота стола до талии ребенка. Мини-игрушки (высота 5–10 см) можно хранить в выдвижных ящиках стола, на неглубоких стеллажах.
В процессе работы:
- соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
- прислушивайтесь к чувствам малыша, он должен ощущать безопасность пространства;
- наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир малыша без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.
Противопоказанием для игр в песке являются ссадины и царапины на руках ребенка, сезонная аллергия, бронхиальная астма.
Как играют дети?
- Если для взрослого важно обдумывание и проговаривание своих построек в песке, то для ребенка гораздо важнее сам процесс игры.
Сухой песок течет и изменяется, а мокрый удерживает форму. Что предпочитает ребенок, то и является для него самым нужным в данный момент. Одни дети предпочитают только мокрый песок, другие – сухой, работают быстро или медленно, используют много или мало фигур. - Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», может говорить о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.
- При строительстве в песке нет правильного или неправильного развития событий. Чтобы сделать мир трехмерным, можно закрепить на краю песочницы проволочку с крючком и подвешивать на него «солнце» или «луну», «птицу». Еще больший эффект от песочной терапии достигается, если включить музыку для релаксации.
Песочный психотерапевт Джон Аллан условно выделяет у детей следующие стадии игры с песком.
- «Хаос» Все возможные фигурки оказываются в песочнице, между ними нет связей – полный хаос. Это отражение эмоционального смятения, тревоги и страхов, переполняющих жизнь ребенка. Стадия может продолжаться несколько занятий.
- «Борьба» Появляются силы добра и зла, тема противостояния (люди и пришельцы и т. д.). Нельзя опережать события, помогая разрешить ситуацию с помощью доброго помощника. Внутренний конфликт должен быть «отвоеван» в собственном темпе. Как только наступает перемирие, даруется жизнь и свобода, наступает следующая стадия.
- «Исход» Стадия гармонии и равноправия между фигурами, гармоничные связи между объектами, множество зелени и плодов, животные расставлены по парам. Логическая завершающая стадия – часто в песочнице появляется круг, квадрат или треугольник, составленный из фигур, что знаменует окончание и цельность процесса.